Структура и виды команд

Решение задач на ЭВМ реализуется программным способом, т. е. путем выполнения после­довательно во времени отдельных операций над информацией, предусмотренных алгорит­мом решения задачи.

Алгоритм— это точно определенная последовательность действий, кото­рые необходимо выполнить над исходной информацией, чтобы получить решение задачи.

Алгоритм решения задачи, заданный в виде последовательности команд на языке вычислительной машины (в кодах машины), называется машин­ной программой.

Команда машинной программы(иначе,машинная команда)— это эле­ментарная инструкция машине, выполняемая ею автоматически без каких-либо дополнительных указаний и пояснений.

Машинная команда состоит из двух частей: операционной и адресной.

Операционная часть команды — это группа разрядов в команде, предназна­ченная для представлениякода операции машины.

Адресная часть команды — это группа разрядов в команде, в которых записы­ваются коды адреса(адпесов) ячеек памяти машины, предназначенных для оперативного хранения информации, или иных объектов, задействованных при выполнении команды. Часто эти адреса называются адресами операндов, т. е. чисел, участвующих в операции.

По количеству адресов, записываемых в команде, команды делятся на безадресные,
одно-, двух- и трехадресные.

Типовая структура трехадресной команды:

КОП а1 а2 а3

где КОП — код операции;

al и а2 — адреса ячеек (регистров), где расположены соответственно первое и второе числа, участвующие в операции;

а3 — адрес ячейки (регистра), куда следует поместить число, полученное в результате выполнения операции.

Типовая структура двухадресной команды:

КОП а1 а2

где al — это обычно адрес ячейки (регистра), где хранится первое из чисел, участвующих в операции, и куда после завершения операции должен быть записан результат операции; а2 — обычно адрес ячейки (регистра), где хранится второе участвующее в операции число.

Типовая структура одноадресной команды:

КОП а1

где al — в зависимости от модификации команды может обозначать либо адрес ячейки (регистра), где хранится одно из чисел, участвующих в операции, либо адрес ячейки ( регистра), куда следует поместить число — результат операции.

Безадресная команда содержит только код операции, а информация для нее должна быть заранее помещена в определенные регистры машины (безадресные команды могут использоваться только совместно с командами другой адресности).

Пример 11.1.Поступила представленная на языке символического кодирования команда:

СЛ

Такую команду следует расшифровать так: "сложить число, записанное в ячейке 0103 памяти, с числом, записанным в ячейке 5102, а затем результат (т.е. сумму) поместить в ячейку 0103".

Примечание. В кодах машины такая команда содержит только двоичные цифры записанных выше объектов.