Анкета для исследования организационной культуры
1. Внимательно прочитайте следующие высказывания и отметьте, насколько каждое из них соответствует вашей организации (1 – полностью не соответствует, 7 – полностью соответствует).
Мы предоставляем потребителям высококачест-
венные продукты и услуги.......................................... 7 6 5 4 3 2 1
В нашей организации много времени уделяется
развитию работников……………………………… 7 6 5 4 3 2 1
Каждый знает, что он делает. Все обязанности
строго распределены……………………………….. 7 6 5 4 3 2 1
Наша организация очень успешна на рынке………. 7 6 5 4 3 2 1
Все работники, если потребуется, останутся
сверхурочно………………………………………….. 7 6 5 4 3 2 1
Мы серьезно относимся к претензиям клиентов… 7 6 5 4 3 2 1
Для нас главное – снизить издержки……………… 7 6 5 4 3 2 1
В нашей организации доверяют работникам…….. 7 6 5 4 3 2 1
Наша организация динамично развивается………. 7 6 5 4 3 2 1
2. Укажите три наиболее сильных преимущества вашей компании.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Укажите три наиболее слабых звена вашей компании.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Как вы оцениваете степень внутриорганизационного сотрудничества? (1 – крайне низкая, 7 – высокая)
Между коллегами……………………………… 7 6 5 4 3 2 1
Между начальником и подчиненным………… 7 6 5 4 3 2 1
Между сотрудниками из разных подразделений 7 6 5 4 3 2 1
Между подразделениями……………………… 7 6 5 4 3 2 1
5. Каким образом вы узнаете о важных переменах (решениях) в организации (возможно несколько ответов)?
· из личной беседы с руководителем;
· из служебной записки от руководителя;
· в процессе личного общения с коллегами;
· на организационных собраниях;
· через корпоративные издания;
· из слухов;
· из газет;
· из других источников;
· я вообще ничего не знаю.
6. Как своевременно вы получаете данную информацию?
· своевременно;
· слишком поздно.
7. Укажите 5 наиболее отличительных черт типичного работника вашей организации.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8. Как обычно выглядит ваш непосредственный начальник? (1 – полностью не соответствует, 7 – полностью соответствует)
Он отмечает мое усердие……………………. 7 6 5 4 3 2 1
Он дает четкие указания……………………... 7 6 5 4 3 2 1
Он объективно оценивает меня……………… 7 6 5 4 3 2 1
Он заботится о наших личных контактах….. 7 6 5 4 3 2 1
9. Что вы ожидаете от вашей организации в будущем? (1 – совершенно неважно, 7 – очень важно)
Хорошую социальную поддержку……………. 7 6 5 4 3 2 1
Гарантию сохранения рабочего места……… 7 6 5 4 3 2 1
Хорошие отношения с коллегами…………….. 7 6 5 4 3 2 1
Хорошую работу в команде…………………... 7 6 5 4 3 2 1
10. Что вам больше всего нравится в вашей фирме?
_____________________________________________________________________________
11. Что вам больше всего не нравится в вашей фирме?
___________________________________________________________________________
| |
Интересным инструментом диагностики организационной культуры выступает клиническое интервью. Под этим термином, введенным Э. Шейном, понимается активное наблюдение заседаний. Причем активность заключается в том, что во время обсуждения какой-либо проблемы наблюдатель может задавать вопросы и предлагать варианты решения – «вмешиваться». При этом интересна сама реакция организации на эти вмешательства.
5.Интервью. Существенный вклад в познание организационной культуры вносит такой метод получения информации, как интервью. При определении круга лиц, с которыми вы будете беседовать, следует обратить внимание на следующие категории работников:
· лица, которые занимают ключевые посты в организации;
· типичные «выразители» общественного мнения;
· президент спортклуба;
· лица, ответственные за прием рекламаций;
· секретари;
· самые «старые» / «молодые» сотрудники организации;
· секретарь директора;
· комендант;
· внутренний контролер;
· лицо, выполняющее самую неприятную работу в организации.
Число работников, которых следует опросить, равно примерно 25 человекам из 500 работников. Вопросы в интервью могут касаться различных тем. Например, вопросы о самом работнике (кем он работает? как долго? и т. д.), вопросы о организационной культуре (какая она?), провокационные вопросы (почему вы здесь работаете? и т. д.).
6.Другие инструменты диагностики. Кроме перечисленных основных методов диагностики организационной культуры можно отметить и некоторые дополнительные возможности получения такого рода информации:
· опрос клиентов и поставщиков;
· фотография рабочего дня руководителей;
· участие в собрании трудового коллектива;
· групповое интервью;
· эксперимент (например, симуляция рекламации).
Все приведенные методы должны дать наиболее полную картину существующей в организации культуры.