Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1. Строение нейронов, нервных волокон и синапсов (анатомия человека)

2. Строение спинного и головного мозга (анатомия человека)

3. Структура рефлекса (анатомия человека)

4. Строение периферической нервной системы (анатомия человека)

5. Строение эндокринной системы (анатомия человека)

 

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие возбудимых тканей, их свойства.

2. Ионно-мембранная теория происхождения биопотенциалов.

3 Критерии оценки возбудимости.

4. Изменение возбудимости при возбуждении.

5. Основные законы раздражения (закон силы, силы-времени, явление аккомодации)

6. Законы действия постоянного тока.

7. Значение ЦНС в процессах управления и связей в живом организме. Особенности соматической и вегетативной нервной системы.

8.Функциональная характеристика нейронов, нервных волокон и синапсов. Типы нервных волокон. Свойства центральных синапсов.

9 . Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга соматического и вегетативного рефлекса, звенья и компоненты. Рецептивное поле рефлекса. Время рефлекса.

10. Классификация рефлексов

11. Современное представление о структуре рефлекторной дуги. Принципиальная схема функциональных систем организма.

12. Особенности гуморальной регуляции. Основные эффекты гуморальной регуляции. Кальцийрегулирующие гормоны.

 

Домашнее задание: (задания для СРС во внеучебное время)

1. Зарисовать график соотношения возбуждения и возбудимости, отме­тить фазы возбудимости и ПД.

2. Зарисовать схему рефлекторной дуги соматического и вегетативного рефлекса, обозначить структурные компоненты.

3. Зарисовать принципиальную схему функциональной системы организма, обозначить основные звенья, каналы прямой и обратной связи.

4. Составить таблицу классификационных характеристик рефлексов зубочелюстной системы по следующей схеме:

Рецептивное поле Название рефлекса   Классификационные характеристики
    По биологическому значению По локализации рецепторов По ответной реакции По локализации нервного центра
Пример: Ротовая полость   слюноотделение   пищевой   экстероцептивный   секреторный   бульбарный

5.Составить таблицу влияния гормонов на функции организма по следующей схеме:

Эндокринные железы Гормоны   Физиологический эффект
     

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Как заряжена мембрана клетки в состоянии покоя?

2. Какие ионы имеют главное значение в формировании потенциала покоя?

3. Какова возбудимость клетки в пике возбуждения?

4. Что можно сказать о возбудимости при удлинении хронаксии?

5. Какие ионы осуществляют перезарядку мембраны?

6. Какие ионы осуществляют реполяризацию мембраны?

7. Какие компоненты включает афферентное звено рефлекса?

8. Чем представлено центральное звено рефлекса?

9. Что называют рецептивным полем рефлекса?

10. Какие рефлексы можно вызвать с рецепторов ротовой полости?

11. Дайте классификационную характеристику слюноотделительного рефлекса.

12. От чего зависит время рефлекса?

13. Какие железы внутренней секреции контролируются гипоталамо-гипофизарной системой?

14. Какие железы внутренней секреции относительно независимы от гипоталамо-гипофизарной системы?

15. Гормоны каких желез регулируют обмен кальция?