Анализ интеллекта: когнитивный подход

 

Когнитивные предубеждения влияют на способность человека мыслить логично и рационально. Люди часто преувеличивают вероятность очень редких ситуаций, колеблются в своих желаниях, стремясь избежать неудач. Они обращают вниманием преимущественно на те факты, которые подтверждают то, во что они хотят верить (подкрепление предубеждений); формируют психологические установки и усматривают некие структуры там, где их на самом деле нет; переоценивают свою способность делать точные предсказания (склонность быть сильным «задним умом»). Согласно теории когнитивного диссонанса, люди стремятся уменьшить напряжение, возникающее в том случае, если две точки зрения противоречат друг другу. Они могут отвергнуть или изменить свое убеждение, изменить поведение или рационализировать ситуацию.

В отличие от психометрического подхода когнитивные теории интеллекта акцентируют внимание на стратегиях решения задач, а не на процессе нахождения правильных ответов.

В теориях трех компонентов интеллекта Р. Стернберг предлагает наличие трех его сторон – составной, эмпирической и ситуативной. С помощью большей части существующих тестов нельзя измерить ни эмпирический, ни ситуационный интеллект, ни практические знания и опыт человека, хотя именно они используются для определения успеха в работе и в личных отношениях.

В теории мультиинтеллекта Х. Гарднера постулируются существование нескольких специфических интеллектов, включая музыкальный и кинестетический, а также способность понимать мир природы, себя и окружающих. Последний вид интеллекта – способность понимать себя и других – пересекается с тем, что некоторые психологи называют эмоциональным интеллектом. Эти связанные с эмоциональным интеллектом черты оказывают влияние на успех в личной жизни, учебе и работе.

Интеллектуальные достижения зависят и от мотивации. Стандарты семейного воспитания и отношение к учебе помогают объяснить различия в успеваемости детей разных возрастов.

 

Структура сознания