Пути повышения управленческой эффективности.

Традиционная модель формирования управленческих навыков связана с классическим управленческими функциями, предложенными А. Файолем. В соответствии с этим, руководитель должен обладать навыками планирования, организации, мотивирования (регулирования) и контроля. Таким образом, «классические» навыки менеджера, это, прежде всего навыки делового администрирования.

Другая модель типологии навыков связана с «объектом» управленческой деятельности и здесь обычно выделяется три основных класса объектов (Веттен, Камерун):

1. личность менежджера ( самопознание и уверенность в себе, управление стрессом, управление временем);

2. другой человек (мотивирование, обучение, коучинг, поддержка, дисциплинарные беседы, интервьюирование);

3. группа (разрешение конфликтов, распределение обязанностей, формирование команд).

 

Что подразумевается под управленческими навыками ?

Управленческие навыки следует отличать от врожденных личностных черт (напр. агрессивность), от потребностей (потребность в безопасности), ролей (супервизор), функций (планирование). Навыки обычно включают в себя знания, но содержит в себе и нечто гораздо большее.

Управленческий навык (умение) - это освоенная модель последовательного поведения, реализуемая для достижения желаемого результата.

 

Прфессионально важные качества личности (ПВК) - традиционный подход, основывающийся на идее того, что для каждой професии существует оптимальный набор личносных качеств/ черт, позволяющих быть успешным в данной работе. Однако, не всегда наличие необходимых качеств гарантирует эффективную работу - например, при отсутствии мотивации нельзя ожидать высоких результатов даже от человека, обладающего полным наборором необходимых качеств и черт. В последнее время все большую популярность завоевывет подход, связанный с компетенциями

Компетенции обычно формулируются в терминах результата - «что ожидается от человека, выполняющего определенную профессиональную роль», что данный человек должен быть способен сделать на конкретном рабочем месте. Таким образом, это тоже поведенческая характреристика, только в отличие от навыка, где основной упор делается на последовательность действий, т.е. на процесс, компетенция больше сфокусирована на результат. С нашей точки зрения, компетенция может определяться несколькими навыками, сотрудник, обладающий высоким уровнем развития компетенции обычно способен использовать целый набор средств, приводящих к достижению результата.

 

Приведем пример некоторых корпоративных компетенций для руководителя среднего звена одной из отечественных компаний :

 

Компетенции Демонстрируемый стиль поведения
Стратегическое видение и планирование Прогнозирование развития ситуации в сфере своей ответственности, умение связать стратегию с оперативным управлением, поставить реальные цели и разрабатывать реалистичные планы по их достижению
  • Прогнозирует потенциальные возможности бизнеса, хорошо понимает цели и роль своего подразделения для реализации общей стратегии развития компании.
  • Предпринимает действия, принимает решения, формирует приоритеты для команды и группы с учетом общего видения и ценностей компании
  • Продумывает работу на один шаг вперед, определяет приоритетные задачи и реализует их в виде реальных производственных планов.
  • Ставит четкие задачи сотрудникам и использует все доступные ресурсы с максимальной эффективностью.
  • Сопоставляет ход выполнения работ с плановыми показателями.
Достижение результата Умение концентрироваться на достижении целей и задач организации, добиваться достижения результата, несмотря на возникающие преграды и ограничения
  • Ставит четкие, измеряемые и конкретные цели.
  • Определяет ресурсы необходимые для выполнения поставленных задач
  • Формулирует задачи подчиненным в виде конкретных результатов и контролирует их достижение.
  • Оценивает ход выполнения поставленных задач, ставит новые сложные задачи
  • Проявляет настойчивость и умеет сконцентрироваться в случае возникновения препятствий
  • Изыскивает альтернативные пути достижения цели, если применяемый метод не дает результата.
Лидерство Вдохновляет людей, добивается принятия своих идей и берет на себя ответственность за руководство другими людьми
  • Поддерживает целеустремленность и энтузиазм в других работниках.
  • Демонстрирует уверенность в себе, вселяет уверенность в других.
  • Оказывает влияние на поведение других для достижения целей группы (подразделения).
  • Эффективно управляет дискуссиями, способствует обмену мнениями всех участников, вырабатывает общее видение.
  • Добивается от других принятия своих идей, используя убедительные аргументы, при этом учитывает мнения и интересы собеседников.

 

Одним из примеров внедрение компетенциарного подхода в практику оценки и отбора менеджеров являются Управленческие стандарты (Management Standards) разработанные Инициативной Хартией менеджмента (Management Charter Initiative (MCI)) в рамках национальной программы стандартизации, проводимой правительством Великобритании*. Задачей данной программы является повышение профессиональной квалификации на основе стандартов компетенций, соответствующих требованиям профессиональной деятельности. Стандарты сформулированы в терминах результата - «что ожидается от человека, выполняющего определенную профессиональную роль», что данный человек должен быть способен сделать. Стандарты разработаны для трех основных уровней управления – высшего, среднего и низового.

В стандарте три компонента

1. Элемент компетенции

2 . Связанный с ним критерий достижения соответствия

3. Индикатор достижения

В качестве основы для разработки Стандартов была использована трехмерная модель управленческой компетентности:

  1. Управление ресурсами и системами
  2. Чувствительность к факторам внутренней и внешней среды
  3. Личная эффективность

По мнению разработчиков, особенностью данных стандартов является то, что:

  1. Основные функции, подробно представленные в виде объективно измеряемого результата, и критерии их соответствия, составляют базу для управленческих стандартов. Все они охвачены во всех трех вариантах Стандартов.
  2. Руководители, работающие в различных секторах экономики подвержены влиянию локальных и организационных требований. Национальные стандарты не рассчитывают и не должны пытаться охватить организационный контекст. Они применимы к широкому спектру управленческих ролей и описывают больше, чем это требуется на каждой конкретной рабочей позиции. Поэтому если менеджер обладает компетенцией в соответствии со стандартами, то он/ она с большей вероятностью будет компетентен в различном контексте и ситуациях.
  3. Персональная эффективность признается большинством в качестве решающего аспекта управленческой компетентности. Для эффективной работы имеют большое значение качества, склонности, способности и личные знания и умения.

Стандарты представлены в иерархической структуре в виде разветвленного дерева:

0. Ключевая цель

  1. Ключевые роли
  2. Блоки компетенций
  3. Элементы компетенций

Ключевые роли представляют основные области, в которых менеджер действует, их четыре: операции, финансы, люди и информация. В каждой ключевой роли выделяется несколько блоков компетенций. И в каждом блоке компетенций выделяется несколько элементов. Для каждого элемента обозначены критерии достижения (всего их 163 ! ). Ключевая цель сформулирована, как: «Достижение организационных целей и постоянное повышение эффективности».

MCI определяет компетенцию как «способность выполнять действия, в рамках профессии или функции, в соответствии со стандартами, ожидаемыми на работе».

 

Система оценки результативности (performance appraisal) деятельности руководителей может эффективно работать при наличии в компании системы управления достижением результатов (performance management system). Для внедрения такой системы необходимо соблюдение следующих условий:

•Стратегия: Управление достижением результата должно основываться на четкой корпоративной стратегии. Ключевые цели и задачи должны быть четко обозначены в форме стандартов и ценностей и доведены до сознания сотрудников.

•Постановка задач в формате SMART – корпоративные цели должны быть декомпозированы в задачи конкретных лиц и подразделений и оформлены в виде конкретных планов.

•Задачи и цели на конкретный период обсуждаются с непосредственным руководителем, который обеспечивает необходимую поддержку (ресурсы, обучение, возможности должностного роста и т.д.) В результатае обсуждения заключается «психологический контракт», содержащий взаимные обязательства.

•В установленные сроки руководитель проводит оценку достижения поставленных целей, после чего проводит оценочное собеседование с подчиненным, подчеркивает успехи, обсуждает причины по которым результаты не были достигнуты и совместно с подчиненным определяет задачи на следующий отчетный период.

•Система оценки должна поддерживаться соответствующей системой мотивации - например: принципы должностного продвижения, оплата по результатам (performance- based pay).

 

Для проведения оценки управленческого потенциала в последнее время все чаще ипользуется технология ассессмент-центра (Assessment Centre) или центра оценки персонала. Технология ассессмент – центра является наиболее эффективной и надежной среди всех известных на сегодняшний день методов оценки управленческого персонала.

Поэтому данная технология обычно применяется при:

· оценке внешних кандидатов на управленческие позиции в компании;

· отбор резерва на новые управленческие позиции в связи реорганизацией компании;

· определении потребностей корпоративного и индивидуального обучения.

 

В общем виде, суть технологии ассессмент - центра заключается в следующем:

 

1. Тщательно анализируются особенности деятельности в той должности, на которую проводится отбор и формируется перечень необходимых компетенций .

2. Разрабатывается специальная программа испытаний, задания которой по возможности максимально отражают реальные требования к работе и уровень ответственности на соответствующей должности.

3. Кандидаты выполняют задания, при этом их поведение наблюдается и регистрируется квалифицированными независимыми экспертами ( обычно опытными, вызывающими доверие кандидатов руководителями организации), при помощи специально разработанной системы оценки.

4. Оценки экспертов по всему комплексу заданий согласовываются, составляется итоговое заключение о степени соответствия требованиям данной должности по каждому кандидату.

 

Надежность. При квалифицированном проведении технологии ассессмент центра надежность (прогностичность) результата достигает 75%, что значительно превосходит возможности других методов и процедур оценки персонала.

 

Объективность. Для АЦ характерно то, что соответствие одному требованию к кандидату перепроверяется многократно в сменяющихся ситуациях. Несколько экспертов- наблюдателей оценивают поведенческие проявления кандидатов, что, с одной стороны, нивелирует возможную субъективность некоторых наблюдателей, с другой стороны, множественность заданий редуцирует случайные проявления у кандидатов.

 

Наглядность. Благодаря методике АЦ для всех участников становится понятным процесс оценки. На завершающей стадии всем кандидатам объясняются критерии оценки и дается обратная связь (они узнают свои сильные стороны и ограничения). Наблюдатели получают четкое представление о качестве кандидатов, что позволяет им быть более уверенными и объективными при необходимости принятия ответственного решения по назначениям и перемещениям персонала.

 

Ассессмент –центр разрабатывается так, чтобы каждая компетенция могла быть оценена как минимум в двух заданиях (как указано в нижеследующей таблице), при этом эксперты-наблюдатели в разных заданиях меняют объекты наблюдения.