Глобальные стратегии

Менеджменту необходимо принять решение относительно того, позволить ли каждому зарубежному филиалу действовать автономно или использовать стандартные централизованные процедуры, а значит, компания встает перед выбором глобальной стратегии: глобализация или мультирегионализация.

Стратегия глобализацииозначает, что она стандартизирует конструкцию, дизайн своих товаров и рекламные стратегии всех своих предприятий вне зависимости от стран их пребывания. Данный подход осно­вывается на предположении о существовании единого глобального рынка товаров как широкого потребления, так и промышленного назначения.

Мультирегиональная стратегия предпо­лагает адаптацию компании к условиям конкуренции в каждой стране в отдельности. Многонациональная компания может присутствовать во многих странах, но ее менеджмент «имеет право» отвергнуть идею глобального рынка.

Транснациональная стратегия призва­на обеспечить и глобальную интеграцию, и высокую скорость реакции компании в отдельных странах. Истинную транснациональную стратегию воплотить очень сложно, так как достижение одной из корпоративных целей может потребовать глобальной координации бизнеса, а другой — повышенной гибкости в одном из регионов. С другой стороны, многие компании, испытывая, в связи с усилением конкуренции, потребность в повышении глобальной эффективности, сталкиваются с требованием более полного удовлетворения региональных потребностей.

В большинстве многонаци­ональных корпораций, выпускающих широкий спектр продукции, по одним из това­ров применяется мультирегиональная стратегия, по другим — стратегия глобализации.

Внедрение глобальных стратегий

На первый план выходят такие управленческие навы­ки, как гибкость и коммуникабельность. Структура организации должна органично вписываться в зарубежную культуру и в то же время служить «мостиком», связываю­щим заграничные операции и деятельность на внутреннем рынке. Аналогичные про­блемы возникают и в отношении информационных и контрольных систем. Компания может столкнуться с «подвод­ными камнями» и в других сферах: контроле, обучении, переводе в новые подразделе­ния, продвижении по службе и увольнении работников. Внедрению стратегии могут помешать местные законы о труде (гарантии занятости) и культурные традиции, ког­да, например, менеджмент не имеет права уволить не справляющихся со своими обя­занностями работников.