Тема 5. Проектирование работ в организации, ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Проектирование работ в организации. Описание работ. Анализ рабочих мест. Содержание работы. Особенности восприятия работы. Модели создания рабочих мест. Факторы обогащения труда. Реинжениринг, как новая технология радикальной перестройки бизнес-процессов. Основные варианты реинжениринга. Практическое задание по проектированию работы.
Проектирование работ в организации
ПР – дизайн работы, процесс выделения и описания участков работ , что и как делается на данном участке, а также взаимосвязь с другими участками работы.
Такое описание может иметь разную степень детализации – от общего, до каждой отдельной операции, отдельного движения
Перепроектирование работ – изменение дизайна работы.
1. Анализ работы может проводиться на разных организационных уровнях. Нижней единицей такого анализа является анализ рабочего места. Рабочее место это не столько локализация деятельности сотрудника в пространстве (территории) организации, а описание работ, которые должен осуществлять сотрудник на данном рабочем месте.
Содержание работы – определяется при помощи функционального анализа рабочего места:
- что работник делает по отношению к другим работникам и рабочим местам;
- какие методы и операции используются;
- какая техника и оборудование используется для выполнения данной работы;
- какой продукт (услуга) производится в процессе выполнения работы.
Требования к позиции (должности) – необходимые для данной позиции качества сотрудника (знания, навыки, опыт, здоровье, образование и др.)
Масштаб работы – количество и разнообразие задач и операций. Выделяются Узкоспециализированные и широкоспециализированные работы.
Сложность работы – степень самостоятельности в принятии решения и степень владения процессом. Выделяются простые и сложные.
|
Масштаб работы
2. Восприятие содержания работы - результативность зависит от особенностей субъективного восприятия работы сотрудником. Выделяются параметры: разнообразие, автономность, законченность, результативность, взаимодействие и общение.
В зависимости от потребностей индивида одна и та же характеристика работы может оцениваться по-разному.
Построение работы:
- традиционный - оптимизация операций. В основе тейлоровская модель эффективности труда. От технологии – человек придаток технологии (например, конвейер).
- Обогащение труда – в основе теория отношений. Добавление к выполняемым операциям функций, позволяющих повысить ответственность и удовлетворенность исполнителя.
Основные элементы обогащения труда:
- установление отношений с потребителем;
- планирование индивидом своей собственной работы;
- обратная связь о результатах работы;
- в работу включено изучение нового;
- работа заключает в себе элемент уникальности
Процессный подход в управлении компанией.
Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятием понимается ориентация деятельности предприятия на бизнес-процессы, а системы управления предприятия на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия. При этом системы качества предприятия обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия.
Технология в данном случае понимается, как процесс преобразования «входов» системы в ее «выходы»
Сегодня на российских предприятиях сохраняется доминирование структурного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
Структурный подход основан на использовании различных типов организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а их взаимодействие – через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.
Недостатками такого подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются следующие:
- разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, несвязанные между собой фрагменты, которые реализуются различными структурными элементами организационной структуры;
- отсутствие цельного описания технологий выполнения работы, в лучшем случае существует только фрагментарная (на уровне структурных элементов), и то не совсем актуальная документируемость технологий;
- отсутствие ответственного за конечный результат и контроль над технологией в целом, а также ориентации на клиента (внешнего или внутреннего);
- отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей промежуточных результатов деятельности;
- высокие накладные расходы, как правило, непонятно откуда появляющиеся;
- неэффективность информационной поддержки, обусловленная наличием «лоскутной» автоматизацией деятельности отдельных структурных элементов и неудачными попытками внедрения корпоративных информационных систем.
В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.
С другой стороны Бизнес-процесс – это поток работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В этот поток обычно входят операции, которые выполняются структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия. Таким образом, бизнес-процесс - это поток работы, у которого есть начало, конец и границы. Он может быть описан с разной степенью детализации.
Ключевая идея использования бизнес-процессов - интеграция базовых операций в единое целое. Другая, не менее важная идея - контроль за выполнением отдельного процесса и ответственность за его результат. Сегодняшняя практика такова, что менеджеры зачастую заняты улучшением организационной структуры, а не описанием/перепроектированием самих процессов. Подход, проповедуемый основоположниками реинжиниринга, заключается в том, что вся деятельность компании должна быть организована вокруг бизнес-процессов.
В связи с тем, что бизнес никогда не стоит на месте, меняются запросы клиентов и используемые технологии, необходима систематическая работа по пересмотру и оптимизации бизнес-процессов, ориентированная на снижение затрат, повышение качества обслуживания и оперативности.
Каждый бизнес-процесс уникален, так как он осуществляется в рамках конкретной уникальной организации. Вместе с тем уровень «стандартности» определяется степенью технологизации компании и зачастую связан с ее профилем. В частности в банковской сфере, где все операции жестко регламентируются нормативными документами, уровень стандартизации выше.
В свою очередь бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия.
В свое время еще А. Файоль выделил шесть групп деятельности пром.предприятий:
- Техническая деятельность – (производство, выделка и обработка)
- Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен)
- Финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала)
- Обеспечение безопасности (защита собственности и персонала)
- Бухгалтерский учет (проверка фондов, балансовые отчеты, издержки, статистика)
- Управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль)
Современная классификация бизнес-процессов:
Как правило, основу для классификациибизнес-процессов составляют четыре базовые категории:
- основные бизнес-процессы;
- обеспечивающие бизнес-процессы;
- бизнес-процессы развития;
- бизнес-процессы управления.
Основными бизнес-процессами являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуги, представляющих ценность для клиента, и, обеспечивающих получение дохода для предприятия. Эти процессы производят «Выходы» процессов. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного (не более десяти).
Обеспечивающие бизнес-процессы – это вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. В общем виде они обеспечивают ресурсами все бизнес-процессы предприятия. В отличие от основных количество обеспечивающих процессов достигает нескольких десятков.
Процессы управления – это бизнес-процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом, то есть взаимосвязанного множества всех бизнес-процессов предприятия. В основе построения технологии выполнения процессов управления лежит концепция контроллинга, которая позволяет сформировать полный цикл управления предприятием, начиная от стратегического планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования управляющих воздействий.
К процессам развития, как правило, относятся процессы совершенствования производимого продукта или услуги, технологии, оборудования, а также инновационные процессы.
Базовые категории могут быть расширены дополнительными категориями. Например, кроме основных процессов, которые приносят основной доход предприятию, можно выделить не основные бизнес-процессы, которые приносят незначительную долю дохода. В составе основного бизнес-процесса могут существовать внутренние обеспечивающие подпроцессы, а в составе обеспечивающего бизнес-процесса можно выделить основной обеспечивающий подпроцесс и несколько вспомогательных подпроцессов
Реинжениринг – радикальная перестройка бизнеспроцессов «все, что не фундаментально, реинжинирингом не является»
Реинжиниринг, по сути задуманный как технология, способствующая повышению эффективности организации за счет переопределения бизнес-процессов организации и корректировки или замены используемой в ней бизнес-модели, должен и, что самое главное, может помочь многим российским предприятиям
Хаммер и Чампи (основатели подхода) определяют бизнес-процесс «как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя»
Рассмотрим основные варианты построения новой бизнес-модели компании. Все подходы, используемые на практике, так или иначе сводятся к трем основным: