Основные ресурсы организации (5.M)
• Люди (men)
• Деньги (money)
• Сырье (materials)
• Оборудование (machines)
• Технологии (methods)
В последнее время чрезвычайное значение приобретает человеческий фактор, а также информация и новые технологии.
Взаимосвязь уровня развития производительных сил и особенности управленческих подходов. Менеджмент вначале обеспечивает развитие и усложнение объектов управления, а затем вынужденно усложняется таким образом, чтобы соответствовать этой новой сложности объекта управления.
Исторический экскурс, донаучный период развития менеджмента. Своему существованию человечество в значительной степени обязано менеджменту. Именно координация человеческих ресурсов позволила первобытным людям выжить в сложной и агрессивной окружающей среде. В этом смысле первым менеджером был вожак, координирующий действия членов группы при охоте на крупных животных или столкновении с враждебными племенами.
Имеются исторические сведения, что уже в древнем мире существовала практика управления и попытки осмысления этой практики:
5000г. до н.э. Шумеры. Письменная регистрация фактов (делопроизводство)
4000г. до н.э. Египет. Централизация управления. Признание необходимости планирования, организации и контороля.
600г. до н.э. Царь Новуходоносор. Контроль за производством и стимулирование через заработную плату.
500г. до н.э. Менциус. Признание необходимости систем и стандартов.
400г. до н.э. Сократ. Формулирование принципов универсального менеджмента.
400г. до н.э. Ксенофонт. Признание менеджмента как особого вида искусства.
1 век н.э. Новый Завет. Принцип единоначалия, человеческие отношения.
1100 год. Газали. Требования к менеджеру.
Таким образом, менеджмент развивался там, где происходили основные события развития человеческой цивилизации.
Менеджмент как наука возник на рубеже нашего века и связан с результатами промышленной революции и попытками научной оптимизации производства на крупных промышленных предприятиях. Менеджмент как наука развивался в рамках нескольких основных подходов (школ).
Эволюция управленческих теорий. Основные школы менеджмента
Название направления (школы) | Период развития | Наиболее известные представители | Главная идея |
Школа научного управления (раци-оналистическая) | 1885 - 1920 | Ф. Тейлор Ф. Гилбрет Л. Гилбрет Г. Ганнт | Рационализация труда в низовом производстве и эффективное материальное стимулирование рабочих приводит к повышению производительности труда |
Административная (классическая) школа | 1920- 1950 | А. Файоль Л. Урвик М.Вебер | Существуют «универсальные» принципы управления, следование которым приведет к успеху в любой организации |
Школа человеческих отношений | 1930- 1950 | М. Фоллетт Э.Мейо | Позитивные межличностные отношения в коллективах определяют эффективность деятельности часто в большей мере,чем усилия начальника |
Поведенческая школа | 1950- по настоящее время | Р. Лайкерт Д.Мак-Грегор Ф. Герцберг | Эффективное достижение целей организации требует максимального использования данных психологии и социологии |
Количественный подход | 1950- по настоящее время | Н. Винер Л. Берталанфи | Оптимальные управленческие решения принимаются на основе математических моделей и с использованием системного подхода |
Отличительные черты современного менеджмента. Современная управленческая наука интегрирует в себе все лучшее, что было создано в рамках указанных подходов и подвержена влияниям следующих тенденций:
n Ситуационный подход.
n Системный подход
n Значение организационной культуры и демократизация управления
n Автоматизация и технологизация управленческих процессов
n Усиление международного характера управления (глобализация).
Менеджер и предприниматель, Основные отличия деятельности руководителя и специалиста.
Менеджер - специалист (наемный работник) по организации и управлению трудом других людей. От специалистов иного профиля менеджера отличает наличие, во-первых, подчиненных, а во-вторых, определенных полномочий по принятию решений и распределению ресурсов организации. Предприниматель (бизнесмен) - это человек, который идет на риск (несет расходы) при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.
Четыре мифа о менеджерах и управленческой деятельности (H. Minzberg):
1. Менеджер действует на основе размышления и систематического планирования – Исследования показали, что деятельность менеджера связана с выполнением различных краткосрочных задач и они строго ориентированы на действия и редко занимаются аналитической работой.
2. У эффективного менеджера нет регулярных задач– Управленческая работа включает выполнение различных регулярных задач, включая ритуалы и церемониалы, переговоры и предоставление информации для связи с внешней средой.
3. Высшее руководство нуждается в агрегированной информации, которая лучше предоставляется формализованной системой управления –менеджеры строго предпочитают непосредственные контакты, телефонные переговоры и совещания, а не работу с документами.
4. Менеджмент есть или быстро становится наукой и профессией – представления менеджеров об управлении временем, принятии решений и т.д. остаются глубоко спрятанными в их головах.
Роли менеджера в организации:
Г. Минцберг составил описание 10 менеджерских ролей, объединенных в три крупных блока:
межличностный,
информационный
и связанный с принятием решений.
Каждая из данных ролей требует определенных личностных качеств, необходимых для максимально эффективного выполнения функций руководителя. Коротко рассмотрим содержание этих блоков:
Первый блок состоит из трех межличностных ролей. Он начинается ролью, получившей название лицо организации. Выполняя ее, менеджер представляет организацию в официальных сферах, служит своеобразным символом организации.
Вторая межличностная роль – связующее звено. Ее реализация предполагает взаимодействие с коллегами, в организации и людьми вне ее, развертывание внешних контактов.
Третья роль этого блока – лидер (т.е. руководитель коллектива). В данной роли менеджер осуществляет ориентацию на подчиненных, общается с ними, мотивирует, руководит, подбирает персонал.
Следующие три роли объединены в информационный блок. Одна из этих ролей - монnbsp;
Оставшиеся четыре роли относятся к блоку принятие решений. Это, во-первых, роль предпринимателя – человека, вносящего изменения, предлагающего проекты улучшения деятельности организации.
Затем называется роль устраняющего нарушения. В этой роли руководитель проявляет заботу об организации, когда она подвергается угрозе.
Следующая роль этого блока – распределитель ресурсов. Применительно к ней руководитель решает, в каком направлении организация должна приложить усилия, какие ресурсы для этого потребуются.
Последняя роль, выделенная Г. Минцбергом – посредник – предполагает содействие менеджера в установлении контактов между его организацией и другими фирмами.
Разделение труда менеджеров: - вертикальное разделение труда руководителей (Высший, средний и низовой уровни менеджмента). Горизонтальное разделение труда – линейные и функциональные менеджеры. Особенности деятельности руководителя в зависимости от иерархического уровня
Основные типы навыков по Д. Кац:
Высшее руководство концептуальные
Среднее звено человеческие
Низовое звено технические
Новые тенденции менеджмента ХХI века:
Организация ХХI века:
- Гибкость во всем,
- Человеческий (интеллектуальный) капитал
- Сила лидерства (фирменный брэнд лидерства)
- Обучение
- Связи с клиентами (базы индивидуальных предпочтений клиентов)
- Разделяемое отношение (ценности)
- Стратегическая ясность (в чем наше конкурентное преимущество)
- Ответственность
- Безграничность (вертикальные, горизонтальные, государственные)
Глобализация –беспрецедентная интеграция национальных экономик:
•Потребители покупают все больше иностранных продуктов
•Все больше фирм работает за национальными границами
•Все больше инвестиций уходит за границу
Что способствует глобализации:
•Все больше стран выбирает свободную рыночную экономику
•Рост экономического значения развивающихся стран
•Технологические новшества в сфере транспорта и коммуникаций
Основные формы глобализации:
•Глобализация рынков товаров и услуг
•Глобализация компаний (ТНК)
•Глобализация рынков труда
•Глобализация инвестиций
Влияние на менеджмент и менеджеров – глобальная конкуренция стимулирует снижение цен на продукты и услуги. Для победы в глобальной экономике требуется гибкость, инновативность, новые организационные формы бизнеса. Глобализация не во всем положительное явление, например, перевод производства в страны с низкой стоимостью рабочей силы приводит к росту безработицы в развитых странах.