Основные ресурсы организации (5.M)

• Люди (men)

• Деньги (money)

• Сырье (materials)

• Оборудование (machines)

• Технологии (methods)

В последнее время чрезвычайное значение приобретает человеческий фактор, а также информация и новые технологии.

 

Взаимосвязь уровня развития производительных сил и особенности управленческих подходов. Менеджмент вначале обеспечивает развитие и усложнение объектов управления, а затем вынужденно усложняется таким образом, чтобы соответствовать этой новой сложности объекта управления.

Исторический экскурс, донаучный период развития менеджмента. Своему существованию человечество в значительной степени обязано менеджменту. Именно координация человеческих ресурсов позволила первобытным людям выжить в сложной и агрессивной окружающей среде. В этом смысле первым менеджером был вожак, координирующий действия членов группы при охоте на крупных животных или столкновении с враждебными племенами.

Имеются исторические сведения, что уже в древнем мире существовала практика управления и попытки осмысления этой практики:

5000г. до н.э. Шумеры. Письменная регистрация фактов (делопроизводство)

4000г. до н.э. Египет. Централизация управления. Признание необходимости планирования, организации и контороля.

600г. до н.э. Царь Новуходоносор. Контроль за производством и стимулирование через заработную плату.

500г. до н.э. Менциус. Признание необходимости систем и стандартов.

400г. до н.э. Сократ. Формулирование принципов универсального менеджмента.

400г. до н.э. Ксенофонт. Признание менеджмента как особого вида искусства.

1 век н.э. Новый Завет. Принцип единоначалия, человеческие отношения.

1100 год. Газали. Требования к менеджеру.

 

Таким образом, менеджмент развивался там, где происходили основные события развития человеческой цивилизации.

Менеджмент как наука возник на рубеже нашего века и связан с результатами промышленной революции и попытками научной оптимизации производства на крупных промышленных предприятиях. Менеджмент как наука развивался в рамках нескольких основных подходов (школ).

 

 

Эволюция управленческих теорий. Основные школы менеджмента

Название направления (школы) Период развития Наиболее известные представители   Главная идея
Школа научного управления (раци-оналистическая) 1885 - 1920 Ф. Тейлор Ф. Гилбрет Л. Гилбрет Г. Ганнт Рационализация труда в низовом производстве и эффективное материальное стимулирование рабочих приводит к повышению производительности труда
Административная (классическая) школа 1920- 1950 А. Файоль Л. Урвик М.Вебер Существуют «универсальные» принципы управления, следование которым приведет к успеху в любой организации
Школа человеческих отношений 1930- 1950 М. Фоллетт Э.Мейо Позитивные межличностные отношения в коллективах определяют эффективность деятельности часто в большей мере,чем усилия начальника
Поведенческая школа 1950- по настоящее время Р. Лайкерт Д.Мак-Грегор Ф. Герцберг Эффективное достижение целей организации требует максимального использования данных психологии и социологии
Количественный подход 1950- по настоящее время Н. Винер Л. Берталанфи Оптимальные управленческие решения принимаются на основе математических моделей и с использованием системного подхода

 

 

Отличительные черты современного менеджмента. Современная управленческая наука интегрирует в себе все лучшее, что было создано в рамках указанных подходов и подвержена влияниям следующих тенденций:

n Ситуационный подход.

n Системный подход

n Значение организационной культуры и демократизация управления

n Автоматизация и технологизация управленческих процессов

n Усиление международного характера управления (глобализация).

 

Менеджер и предприниматель, Основные отличия деятельности руководителя и специалиста.

Менеджер - специалист (наемный работник) по организации и управлению трудом других людей. От специалистов иного профиля менеджера отличает наличие, во-первых, подчиненных, а во-вторых, определенных полномочий по принятию решений и распределению ресурсов организации. Предприниматель (бизнесмен) - это человек, который идет на риск (несет расходы) при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

Четыре мифа о менеджерах и управленческой деятельности (H. Minzberg):

1. Менеджер действует на основе размышления и систематического планирования – Исследования показали, что деятельность менеджера связана с выполнением различных краткосрочных задач и они строго ориентированы на действия и редко занимаются аналитической работой.

2. У эффективного менеджера нет регулярных задач– Управленческая работа включает выполнение различных регулярных задач, включая ритуалы и церемониалы, переговоры и предоставление информации для связи с внешней средой.

3. Высшее руководство нуждается в агрегированной информации, которая лучше предоставляется формализованной системой управления –менеджеры строго предпочитают непосредственные контакты, телефонные переговоры и совещания, а не работу с документами.

4. Менеджмент есть или быстро становится наукой и профессией – представления менеджеров об управлении временем, принятии решений и т.д. остаются глубоко спрятанными в их головах.

Роли менеджера в организации:

Г. Минцберг составил описание 10 менеджерских ролей, объединенных в три крупных блока:

межличностный,

информационный

и связанный с принятием решений.

 

Каждая из данных ролей требует определенных личностных качеств, необходимых для максимально эффективного выполнения функций руководителя. Коротко рассмотрим содержание этих блоков:

 

Первый блок состоит из трех межличностных ролей. Он начинается ролью, получившей название лицо организации. Выполняя ее, менеджер представляет организацию в официальных сферах, служит своеобразным символом организации.

Вторая межличностная роль – связующее звено. Ее реализация предполагает взаимодействие с коллегами, в организации и людьми вне ее, развертывание внешних контактов.

Третья роль этого блока – лидер (т.е. руководитель коллектива). В данной роли менеджер осуществляет ориентацию на подчиненных, общается с ними, мотивирует, руководит, подбирает персонал.

 

Следующие три роли объединены в информационный блок. Одна из этих ролей - монnbsp;

Оставшиеся четыре роли относятся к блоку принятие решений. Это, во-первых, роль предпринимателя – человека, вносящего изменения, предлагающего проекты улучшения деятельности организации.

Затем называется роль устраняющего нарушения. В этой роли руководитель проявляет заботу об организации, когда она подвергается угрозе.

Следующая роль этого блока – распределитель ресурсов. Применительно к ней руководитель решает, в каком направлении организация должна приложить усилия, какие ресурсы для этого потребуются.

Последняя роль, выделенная Г. Минцбергом – посредник – предполагает содействие менеджера в установлении контактов между его организацией и другими фирмами.

 

Разделение труда менеджеров: - вертикальное разделение труда руководителей (Высший, средний и низовой уровни менеджмента). Горизонтальное разделение труда – линейные и функциональные менеджеры. Особенности деятельности руководителя в зависимости от иерархического уровня

 

 

Основные типы навыков по Д. Кац:

 

 
 


Высшее руководство концептуальные

 
 


Среднее звено человеческие

 

 
 


Низовое звено технические

 

Новые тенденции менеджмента ХХI века:

Организация ХХI века:

  1. Гибкость во всем,
  2. Человеческий (интеллектуальный) капитал
  3. Сила лидерства (фирменный брэнд лидерства)
  4. Обучение
  5. Связи с клиентами (базы индивидуальных предпочтений клиентов)
  6. Разделяемое отношение (ценности)
  7. Стратегическая ясность (в чем наше конкурентное преимущество)
  8. Ответственность
  9. Безграничность (вертикальные, горизонтальные, государственные)

Глобализация –беспрецедентная интеграция национальных экономик:

•Потребители покупают все больше иностранных продуктов

•Все больше фирм работает за национальными границами

•Все больше инвестиций уходит за границу

 

Что способствует глобализации:

•Все больше стран выбирает свободную рыночную экономику

•Рост экономического значения развивающихся стран

•Технологические новшества в сфере транспорта и коммуникаций

Основные формы глобализации:

•Глобализация рынков товаров и услуг

•Глобализация компаний (ТНК)

•Глобализация рынков труда

•Глобализация инвестиций

 

Влияние на менеджмент и менеджеров – глобальная конкуренция стимулирует снижение цен на продукты и услуги. Для победы в глобальной экономике требуется гибкость, инновативность, новые организационные формы бизнеса. Глобализация не во всем положительное явление, например, перевод производства в страны с низкой стоимостью рабочей силы приводит к росту безработицы в развитых странах.