Принципы обучения взрослых, система аттестации
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Программа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
(Учебно-методические материалы)
Е. В. МАСЛОВ
Москва - 2009
В пособии излагается программа курса по направлениям современного менеджмента, приводятся учебные материалы для обсуждения на занятиях, списки учебной и дополнительной литературы. Пособие предназначено для односеместрового курса, изучаемого студентами факультета Практической психологии Московской школы социальных и экономических наук.
Оглавление
Тема 1. Содержание понятия менеджмент, эволюция науки и практики управления……………………………………………………………4
Тема 2. Организационный контекст деятельности менеджера, типы организаций ………………………………………………………….10
Тема 3. Принципы и методы управления……………………………………22
Тема 4. Общие и специальные функции управления……………………….27
Тема 5. Проектирование работ в организации, процессный подход………35
Тема 6. Стратегическое управление……………………………………….…41
Тема 7. Эффективность деятельности менеджеров………………………...47
Тема 8. Технологии внедрения современных методов управления…….....55
Принципы обучения взрослых, система аттестации
по курсу «Современный менеджмент»
Принципы обучения взрослых:
- Взрослые предпочитают активное участие в обучении.
- Они хотят преодолевать трудности и активно дискутировать.
- Консенсус должен достигаться общими усилиями
- Изученный материал необходимо использовать как можно скорее на практике.
- Взрослые нуждаются в активной обратной связи
- Среда обучения должна позволять делать попытки, идти на риск и ошибаться.
- Учащиеся сами должны участвовать в постановке учебных задач и планировать этапы их решения.
Тема 1. Содержание понятия менеджмент, эволюция науки и практики управления
Содержание управленческой деятельности. Определение понятия «менеджмент». Виды ресурсов организации. Эффективность и результативность организации. Менеджмент и менеджеры. Донаучный этап развития менеджмента. Исторические предпосылки возникновения научного менеджмента. Основные школы научного менеджмента и их значение. Отличительные черты современного менеджмента. Прогнозы развития менеджмента XXI века.
Введение
Работа руководителя является сложной деятельностью, требующей от человека большой отдачи интеллектуальных, душевных и физических сил, затратив которые руководитель решает стоящие перед подразделением задачи. Основное отличие деятельности руководителя от работы специалиста заключается в том, что руководитель достигает положительных результатов за счет организации, планирования и стимулирования волевых усилий других людей и несет ответственность за результаты работы своих подчиненных.
Менеджмент как наука и практика современного руководства возник на рубеже двадцатого века. До этого времени менеджмент существовал только как практика. Его основание принято связывать с именем Ф. Тейлора, который первым опубликовал принципы управления, которые он назвал научными: любой труд можно структурировать и измерить (нормирование труда), результат нужно достигать к определенному времени; систематический отбор и обучение персонала; вознаграждение за конечный результат, а не за деятельность. Чуть позже французский управляющий А. Файоль предложил функциональный подход к деятельности руководителя, выделив пять “классических” функций: планирование, организация, регулирование, координация и контроль. Идеи этих авторов, а также работы М. Вебера о бюрократической организации легли в основу второго этапа развития менеджмента – делового администрирования
В дальнейшем менеджмент развивался по разным направлениям, получившим названия школ. Классические теории дополнялись идеями о важности межличностных отношений между сотрудниками (Э. Мейо, М. Фоллет), необходимости использования данных психологии и социологии( Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и другие), об использовании математических и статистических методов и моделей ( Н. Винер, Л. Берталанфи ).
Современный этап развития менеджмента можно назвать интегративным, который включает:
1.Системный подход к управлению – управленческие решения должны приниматься с учетом всей совокупности наличных факторов и возможных приемов воздействия в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
2.Ситуационный подход к управлению - конкретное решение зависит от конкретной ситуации. Нет рецептов, годных на любой случай. В силе остаются только принципиальные соображения.
3. Необходимость учета особенностей организационной культуры – на реализацию любого решения оказывают влияния разделяемые сотрудниками ценностные ориентации, традиции, нравственные нормы и принципы работы.
4. Механизацию и автоматизацию процессов управления – в управленческую деятельность широким фронтом внедряется технический прогресс : компьютеры, средства связи, множительные устройства и другая оргтехника.
5. Демократизацию управления предприятием- рядовые сотрудники активно участвуют в управлении производством на основе подачи предложений, участия в коллегиальных формах подготовки решения и др. Формируется корпоративное сознание работников фирмы, когда проблемы фирмы понимаются и воспринимаются ими как личные.
Эффективный менеджмент должен соответствовать современной сложной ситуации в управлении организациями и подразделениями
Определение понятия «менеджмент».Менеджмент - наука и практика современного руководства. Понятие М. происходит от латинского слова manus - рука, поэтому менеджмент и руководство - синонимы. Некоторые авторы переводят понятие М. как управление, однако, в русском языке понятие уПРАВление имеет более широкое содержание, связанное со всеми действиями, обеспечивающими ПРАВильность процессов, их оптимальную наПРАВленность (например, управление автомобилем, полетами, финансами).
МЕНЕДЖМЕНТ - это координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. Таким образом, М. в качестве обязательного компонента включает в себя управление людьми и не мыслим без организационного контекста.