измерений. Лабораторная работа № 6
Ц е л ь р а б о т ы: изучение методики выполнения и обработки экспериментальных данных совместных измерений.
З а д а н и е н а р а б о т у:
1.Изучить теоретические материалы к лабораторной работе и материалы, приведенные на стр.42-45 данного практикума.
2.Выполнить совместные измерения.
3.Обработать полученные экспериментальные данные.
Т е о р е т и ч е с к и е о с н о в ы р а б о т ы
Совместные измерения широко используются в различных областях науки и техники. Примерами могут служитъ: экспериментальные определения математических моделей различных физических явлений, технологических процессов, машин, аппаратов с целью управления ими, определение зависимостей сигналов измерительных устройств от измеряемого параметра (статических характеристик) и т.п. В общем случае выполнение совместных измерений сводится к составлению (на основе экспериментальных данных) и решению системы уравнений. При этом экспериментальные данные получают путем выполнения прямых однократных или многократных измерений ряда физических величин, функционально связанных с искомыми.
В качестве примера рассмотрим совместные измерения, целью которых является определение статической характеристики термоэлектрического измерительного преобразователя - ТЭП (принцип действия ТЭП основан на термоэлектрическом эффекте, в соответствии с которым при нагревании спая из двух разнородных проводников на свободных концах этих проводников возникает ЭДС).
Статическую характеристику ТЭП можно описать выражением:
E = a(t - t0) + b(t - t0)2 , | (3.30) |
где а и b - неодноименные (имеющие различные размерности) коэффициенты;
t и t0 - текущая и начальная температуры спая ТЭП.
Целью совместных измерений в данном случае является определение значений коэффициентов а и b.
Если известно значение температуры t0, то достаточно для определения коэффициентов а и b составить и решить систему двух уравнений. Получить эти уравнения можно, придавая спаю ТЭП два различных значения температуры t1 и t2 и измеряя соответствующие этим температурам значения сигнала ТЭП - Е1 и Е2. Получаемая система уравнений имеет вид:
. | (3.31) |
Для увеличения точности измерений а и b целесообразно придать спаю ТЭП несколько значений температуры, начиная с минимальной и кончая максимально возможной для исследуемого диапазона измерений. Если выполнено n измерений сигнала ТЭП и температуры в исследуемом диапазоне, то можно составить систему из n уравнений:
, | (3.32) |
где Ei и En - значения сигнала ТЭП в i - м и n- ом опытах;
ti и tn - значения температуры в i-м и n- ом опытах.
В настоящее время наиболее распространенным способом обработки результатов совместных измерений является метод наименьших квадратов, однако его применение требует выполнения большого объема вычислений и обычно реализуется с использованием ЭВМ.
С методом наименьших квадратов студенты ознакомятся в курсе лекций по метрологии и в дисциплинах, связанных с машинной обработкой числовых данных.
Обработать результаты совместных измерений можно более простым, но менее точным методом, который называется методом средних.
В соответствии с методом средних полученные уравнения делят на группы, число которых должно быть равно числу искомых величин. Число уравнений в группах должно быть примерно одинаковым. Уравнения в сформированных группах складывают, усредняют, а затем решают полученную систему уравнений.
Для рассматриваемого в данной лабораторной работе случая определения статической характеристики ТЭП необходимо разделить уравнения системы (3.32) на две группы, содержащие m и n-m уравнений:
, | (3.33) |
. | (3.34) |
После сложения уравнений в системах (3.33) и (3.34) и их усреднения можно получить следующую систему уравнений:
, | (3.35) |
где Еср1 = , Еср2 = , (t - t0)ср1 = ,
(t - t0)ср2 = , W1 = , W2 = .
Из решения системы уравнений (3.35) находят значения искомых коэффициентов a и b статической характеристики ТЭП.
О п и с а н и е л а б о р а т о р н о г о с т е н д а
Лабораторный стенд (рис.3.5) содержит электрическую печь 1, на которой размещена обойма2, стеклянный термометр 3 и термоэлектрический преобразователь ТЭП 4, милливольтметр 5, сигнальную лампу 6 и тумблер 7. Стеклянный термометр 3 и ТЭП 4 размещены в обойме 2. Через клеммы 8 ТЭП подключается к милливольтметру 5, который измеряет сигнал ТЭП. Стенд включается в электрическую сеть с помощью вилки 9.
П о р я д о к в ы п о л н е н и я р а б о т ы
Сущность экспериментов в данной лабораторной работе состоит в нагревании обоймы, а с нею вместе стеклянного термометра и ТЭП, и одновременном измерении температуры этой обоймы стеклянным термометром и сигнала ТЭП милливольтметром.
1. C помощью вилки 9 включить стенд в электрическую сеть.
2. Считать начальные показания стеклянного термометра и записать их в таблицу 3.7.
3. Тумблер 7 установить в положение "Вкл". При этом должна загореться сигнальная лампа 6.
4. Через 20 с считывать показания стеклянного термометра и милливольтметра. Результаты занести в таблицу 3.7.
5. Опыты выполнять до момента времени, когда температура обоймы достигнет значения 200 - 250 °С.
6. Выключить тумблер 7, а вилку 9 отключить от электрической сети.
7. Обработать результаты совместных измерений по методике, описанной выше.
8. Определить значения коэффициентов а и b.
9. Записать модель сигнала ТЭП, используя коэффициентыа иbв виде выражения (3.30).
10. По модели сигнала ТЭП рассчитать значения сигнала Е для всех экспериментальных значений температуры.
11. Вычислить разность значений сигналов Ерасч- Е для всех значений
температуры. Результаты занести в таблицу 3.7.
Таблица 3.7
№ п.п. | Значение температуры, t,°С | Значение сигнала ТЭП, Е, мВ | Начальная температу- ра, t0, °С | Коэффициенты | Ерасч, мВ | DЕ= =Ерасч- -Е, мВ | |
а, (1/°С) | b, (1/°С)2 | ||||||
Приложение
Коэффициенты распределения Стъюдента
k=n-1 | Вероятность | |||
0.5 | 0.9 | 0.95 | 0.99 | |
1.00 | 6.31 | 12.70 | 63.70 | |
0.82 | 2.92 | 4.30 | 9.92 | |
0.77 | 2.35 | 3.18 | 5.84 | |
0.74 | 2.13 | 2.78 | 4.60 | |
0.73 | 2.02 | 2.57 | 4.03 | |
0.72 | 1.94 | 2.45 | 3.71 | |
0.71 | 1.90 | 2.37 | 3.50 | |
0.71 | 1.86 | 2.31 | 3.36 | |
0.70 | 1.83 | 2.26 | 3.25 | |
0.70 | 1.80 | 2.20 | 3.10 | |
0.69 | 1.77 | 2.16 | 3.01 | |
0.69 | 1.75 | 2.13 | 2.95 | |
0.69 | 1.74 | 2.11 | 2.90 | |
0.69 | 1.73 | 2.09 | 2.86 |
[1] Основная погрешность средства измерений - это погрешность при использовании его в нормальных условиях. Нормальными условиями применения средства измерений называют условия, при которых влияющие величины имеют номинальные значения или находятся в пределах нормальной области значений (см. стр.33).
[2]Дополнительная погрешность средства измерений - это изменение его погрешности, вызванное отклонением одной из влияющих величин от ее нормированного значения или выходом ее за пределы нормальной области значений (см. стр. 33-34).