РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ГОСО 2006 г. В РАЗВИТИИ НАВЫКА РАБОТЫ В КОМАНДЕ

Как уже подчёркивалось ранее, данный навык представляется универсальным и формирование его может и должно проходить в период изучения любой дисциплины, изучаемой в медицинском ВУЗе. Однако необходимо отметить, что первая информация о командных навыках работы должна быть получена студентом при изучении «Основ психологии» (I курс обучения) в рамках прохождения темы «Психология общения». В рабочей программе «Основ психологии» согласно ГОСО 2006 г. предусмотрен 3-х часовой тренинг общения, который рекомендуется построить таким образом, чтобы по окончании изучения дисциплины студент был осведомлён о нормах, правилах, технологиях групповой (командной) работы, имел опыт командного стиля работы (использование на практических занятиях проблемно-ориентированного (PBL) или командно-ориентированного обучения (TBL)). Соответствующие изменения должны быть внесены в рабочую программу дисциплины.

Совершенствование групповых (командных) навыков работы также может быть продолжено при изучении дисциплины «Коммуникативные навыки» (I, II курсы) в рамках тем «Коммуникативный процесс» и «Коллектив: определение, основные характерные черты».

Тем не менее при изучении каждой дисциплины преподавателем соответствующей кафедры инициируется командная работа в форме PBL и TBL и также кафедра вносит изменения в рабочую программу дисциплины.

Предлагаются следующие формулировки дополнений и изменений к рабочей программе дисциплины:

- Соблюдать правила работы в команде

- Владеть навыками командной ориентации и работы

Командные методы работы со студенческой группой не являются инновационными, но, возможно, правила командной работы должны быть пересмотрены в свете новых, перечисленных выше академических требований. По-видимому, одним из вопросов, связанных с обязательным мониторингом командных процессов, станет вопрос объективности оценок. Представленные в Таблице 1 критерии командных навыков достаточно просты, а, главное, не имеют ранжирования. Конечно, постановка (+) делает оценку субъективной, но она же предусматривает возможность для студента проявить себя лучше и лучше с каждой дисциплиной, с каждым годом обучения. Может представляться как трудная оценка ролевых позиций в команде. Но для формирования такой оценки в таблице есть описание характеристики роли, и приобретение преподавателем навыка отнесения студента к той или иной роли - вопрос небольшого периода времени.

 

Таблица 1. Программа мониторинга формирования и развития