Введение

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

СФЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА

КАРАГАНДИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

Компетентность:

 

Навык работы в команде. Профессионализм.

 

Караганда 2010

УДК 61 (07)

ББК 74.58

___ С 92

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Г.М. Мулдаевазаведующая кафедрой амбулаторно-поликлинической терапии и скорой и неотложной медицинской помощи КГМУ, д.м.н., профессор.

М.Ю. Любченко – заведующая кафедрой психологии, психиатрии и наркологии КГМУ, к.м.н., доцент.

С 92 Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Тургунова Л.Г., Мациевская Л.Л., Седач Н.Н.Сфера компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентности: Навык работы в команде. Профессионализм:.Методические рекомендации. – Караганда. - 2010. - 84с.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей медицинского ВУЗа, участвующих в современной реформе медицинского образования. Развитие в ходе обучения компетентностей выпускников медицинского ВУЗа предстаёт новой задачей, решение которой возможно при наличии сформированных профессиональных педагогических подходов. Оценка развития навыка работы в команде и профессионализма представлены как основополагающие характеристики личностно-профессионального статуса специалиста в области медицины. Изложены теоретические основы командной работы и понятия медицинского профессионализма. Даются инструкции по мониторингу вышеуказанных компетентностей.

ББК 74.58

Издание 1-е

 

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании Методического совета КГМУ. Протокол № 9 от 12.05.2010 г.

 

Утверждены и рекомендованы к изданию Учёным Советом КГМУ. Протокол № 10 от 27.05.2010г.

 

© Телеуов М.К., Доcмагамбетова Р.С., Тургунова Л.Г.,

 
Мациевская Л.Л., Седач Н.Н. ,2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение
Работа в команде
Этапы формирования команды
Принципы, нормы, характеристики командной деятельности
Виды групповых (командных) ролей
Методы принятия командных решений
Мониторинг командных процессов
Формирование и развитие навыка работы в команде в соответствии с ГОСО 2006г. Роль дисциплин ГОСО 2006 г. в развитии навыка работы в команде
Психология профессионализма
Стороны и критерии профессионализма  
Уровни, этапы, ступени профессионализма  
Понятие о профессиограмме  
Профессиограмма врача  
Медицинский профессионализм в новом тысячелетии  
Формирование и развитие профессионализма в соответствии с ГОСО 2006г. Роль дисциплин ГОСО 2006 г. в развитии профессионализма
Заключение
Литература
Приложения

 

Введение

В современной реформе медицинского образования в Казахстане сделан акцент на качестве профессиональной подготовки выпускников медицинских ВУЗов. Специалист-профессионал является перспективой преподавательского труда, причём предполагается, что эта перспектива не конечная, и уже работающий врач будет совершенствовать в период профессиональной деятельности свои профессиональные навыки, достигать мастерства в нашей совершенно специфической и невероятно сложной профессии. Государственный стандарт медицинского образования Республики Казахстан 2006 года на додипломном уровне чётко обозначает конечные цели обучения специалиста в области здравоохранения, однако при достижении этих целей на этапе обучения студента с первого по пятый курс бакалавриата перед преподавателями медицинского ВУЗа встаёт задача совершенствования форм и методов обучения.

Необходимо отметить, что профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности [2, 3, 4, 20]. Посему приоритетными представляются усилия педагогов медицинского ВУЗа по развитию у будущего специалиста высокофункционального, саморазвивающегося и адаптивного поведения, становлению успешной и здоровой личности с богатым профессиональным интеллектом, имеющей черты духовности и гуманизма и владеющей в том числе совершенными техническими навыками в рамках своей специальности. Всё вышеперечисленное относится к признакам профессионализма медицинского работника, и это понятие в современных условиях, подвергается новым методологическим обоснованиям, приобретает новое звучание [ 8, 10, 13, 16, 19].

Пациент ориентируется не только на профессионализм в его старом, привычном для нас понятии, но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача для больного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки. Важным условием профессиональной компетенции является непрерывное и эффективное медицинское образование, выполнение которого позволяет врачу поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции и иметь необходимую социальную защиту в течение своей трудовой деятельности.

Практически во всех специальностях современное профессиональное обучение включает в необходимые для специалиста навыки умение работать в команде. Для специальностей, работающих в системе «человек-человек» значимость этого навыка несомненна. Но в любой области современной медицины командная работа является залогом конечного результата, учитывая невозможность единоличной работы врача с современными медицинскими технологиями. С учётом высокой интерактивности медицинской профессии и сложных современных алгоритмов оказания медицинской помощи, включающих большое количество компонентов, средств и, главное, человеческих профессиональных ресурсов, необходимым в профессиональном медицинском образовании становится умение будущего специалиста работать с людьми - работать в группе, команде [1, 14, 26]. Командно-ориентированные подходы в медицинском образовании начинают развиваться в новом качестве с использованием тренинговых технологий, что призвано как повысить уровень медицинского образования, так и качество оказываемой населению медицинской помощи [17, 24, 25].

Формирование этого навыка является абсолютно новой задачей преподавателя медицинского ВУЗа, в связи с чем возникает необходимость в получении теоретических знаний в этой области [23, 27, 28]. И аналогично другим компетентностям выпускника медВУЗа для навыка работы в команде необходимы критерии его оценки и возможность мониторирования на протяжении учёбы студента в ВУЗе.

При этом преподавателю медицинского ВУЗа важно оценить результаты педагогического творчества, сформировать новые педагогические подходы для развития личностно-профессиональной подготовки будущего врача. Знание современных концепций профессионального обучения, применение инновационных приёмов и методов на занятиях со студентами, возможность проследить и оценить развитие умений и навыков у студента на протяжении всех лет его обучения в медицинском университете – таковы основные требования педагогической деятельности преподавателя медицинского ВУЗа на современном этапе.

Настоящие методические рекомендации ставят своей целью помочь преподавателю в оценке и мониторинге вышеуказанных компетентностей в период обучения своей дисциплине на своей кафедре. Понимая сложность этого процесса, авторы методических рекомендаций предложили один из наиболее адекватных, на наш взгляд, вариантов критериев оценки этих компетентностей, вошедший в учебный журнал студенческой группы и подлежащий обязательному заполнению каждым преподавателем на каждого студента.