Общие положения по применению и организации деятельности Войск гражданской обороны

Применение Войск ГО в мирное время осуществляется министром МЧС России, являющимся по должности первым заместителем начальника гражданской обороны РФ, в порядке, определяемом Правительством РФ, при этом по штатам военного времени – на основании распоряжения Президента РФ.

Вопросы, связанные с участием Войск ГО в выполнении задач территориальной обороны и защите объектов от высокоточного оружия, проведении маскировочных мероприятий в городах и на коммуникациях, решаются в соответствии с планами Генерального штаба ВС РФ и командования военных округов.

Порядок мобилизационного развертывания и приведения в боевую готовность Войск ГО определяются соответствующими планами, утверждаемыми министром МЧС России.

Поставку мобилизационных ресурсов Войскам ГО обеспечивает МО РФ.

При внезапном вооруженном нападении на РФ или при возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий отмобилизование Войск ГО и приведение их в высшие степени боевой готовности проводятся по решению Президента РФ, организуются начальником ГО РФ и осуществляются министром МЧС России.

В соответствии с директивой Министра МЧС России от 10 сентября2001 года №1 ДСПдля соединений и частей Войск ГО установлена степень готовности ²Готовность № 1².

Готовность № 1 – это такое состояние органов управления, соединений, воинских частей ВойскГО и организаций, при котором они для участия в ликвидации ЧС(угрозы ЧС) приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени. (Привлечение воинских формирований войск ГО и ликвидации ЧС (угрозы ЧС) по штатам военного времени может осуществляться в исключительных случаях (распорядительным порядком) на основании распоряжения Президента РФ (Указ Президента РФ от 27.05.1996 г. № 784).

Органы управления, соединения (воинские части) Войск ГО и организации могут приводиться в Готовность № 1как в полном составе, так и меньшими силами в составе: оперативных групп органов управления (ОГ ОУ), одной или нескольких воинских частей (подразделений), сводных мобильных отрядов (СМО), дежурных подразделений, дежурных смен (усиленных дежурных смен) и т.д.

Готовность № 1 для применения по предназначению в мирное время органов управления, соединений, воинских частей Войск ГО и организаций вводится Министром МЧС России. Право на приведение подчиненных органов управления, соединений, воинских частей Войск ГО и организаций в Готовность № 1(с немедленным докладом по команде) также предоставляется:

- начальникам РЦ МЧС России – при возникновенииЧС(угрозы ЧС) на территории регионов;

- руководителям (начальникам) органов управления, командирам соединений (воинских частей) Войск ГО и начальникам организаций, вблизи районов дислокации или в зоне ответственности которых возникла ЧС (угроза ЧС).

Для Войск ГО установлены:

- единые с ВС РФ степени боевой готовности;

- степень готовности для применения соединений и частей по предназначению в мирное время (Готовность № 1).

Применение Войск ГО в военное времяосуществляется в соответствии с требованиями:

- Федерального закона ²О гражданской обороне²;

- плана ГО и защиты населения РФ;

- планов ГО и защиты населения субъектов РФ;

- планов действий (взаимодействия) РЦ МЧС России по выполнению мероприятий ГО, которые определяют оперативное предназначение соединений и воинских частей, виды и объемы проводимых работ;

- положения о Войсках ГО;

- устава Войск ГО РФ и др.

Порядок перевода Войск ГО с мирного на военное время определяется:

- планом ГО и защиты населения МЧС России;

- директивой Министра МЧС России 2000 года № Д-001 ²По переводу органов, осуществляющих управления ГО Войск ГО и организаций МЧС России с мирного на военное время², которой предусмотрена разработка:

а) в региональных центрах МЧС России:

- решения на перевод органов управления, воинских частей Войск ГО и организаций МЧС России региона с мирного на военное время;

- плана перевода органов управления, соединений, воинских частей Войск ГОи организаций МЧС России региона с мирного на военное время;

- решения на перевод управления РЦ с мирного на военное время;

- плана перевода управление РЦ с мирного на военное время;

б) в соединениях (воинских частях) войск ГО:

- для соединений и воинских частей постоянной готовности, сокращенного состава и кадра;

- решения на перевод соединения, воинской части Войск ГО с мирного на военное время;

- плана перевода соединения, воинской части Войск ГО с мирного на военное время;

- для вновь формируемых соединений и воинский частей;

- решения на отмобилизования и перевод соединения, воинской части Войск ГО на военное время;

в) в органах уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и организациях;

- решения на перевод органа (организации) с мирного на военное время;

- плана перевода органа (организации) с мирного на военное время;

- плана отмобилизования и перевода на военное время формируемого соединения, воинской части Войск ГО.

Отмобилизование и перевод Войск ГО с мирного на военное время проводятся по решению Президента РФ и осуществляется Министром МЧС России:

- через РЦ МЧС России соединениями – воинскими частями и организациями войск ГО, дислоцированными на территориях регионов РФ;

- непосредственно – соединениями, воинскими частями и организациями войск ГО центрального подчинения.

Полномочия Министра МЧС России, в части управления Войсками ГО определяются Положением о МЧС России.

Перевод Войск ГО с мирного на военное время осуществляется в тесном взаимодействии с ВС РФ и состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение условий необходимых для своевременного приведения их в готовность к действиям по ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.

Между пунктами управления организуется и постоянно поддерживается обмен информацией по обстановке, на них ведется идентичная по форме и содержанию рабочая документация, последовательно развертывается по полной схеме система связи.

Основы действий Войск ГО при ликвидации ЧС мирного времени, а также проведение АСДНР в условиях военного времени определяются Уставом войск ГО РФ. Соединения, воинские части и организации Войск ГО, привлекаемые для проведения работ по предупреждению и ликвидации ЧС, террористических актов и для проведений АСДНР при ликвидации последствий нападения противника (в военное время) могут передаваться в оперативное подчинение:

- руководителям работ в соответствии с Планом ГО и защитынаселения РФ, а также планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС;

- командующему войсками военного округа в соответствии с Планом применения ВС РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего, а также совместными нормативными правовыми актами Минобороны и МЧСРоссии;

- федеральным органам исполнительной власти, определяемому Президентом РФ, при введении чрезвычайного положения на всей территории РФ;

- главам субъектов РФ и городов, председателям комиссий по ЧС на период выполнения АСДНР, задач ГО.

Перечень документов, определяющих возможность и порядок передачи соединений и воинских частей Войск ГО в оперативное подчинение главам субъектов РФ:

- Указ Президента РФ от 27 мая 1996 № 784²Вопросы гражданской обороны Российской Федерации². В утвержденном указом Положении о Войсках ГО Российской Федерации в п. 8 раздела IIIговорится, что ²Соединения, воинские части и организации ГО, привлекаемые в мирное время и военное время для проведения работ по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, могут передаваться в оперативное подчинение руководителей работ в соответствии с планами РФ и субъектов РФ, а также планами действий органов специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС².

- Федеральный конституционный закон ²О чрезвычайном положении² от 30.05.2001 г. № 3 ст. 20. Особенности оперативного подчинения войск и воинских формирований при введении чрезвычайного положения на всей территории РФ. При введении чрезвычайного положения на всей территории РФ все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ.

- Устав Войск ГО РФ, введенный в действие приказом МЧС России от 3 сентября 1997 года № 516.

- Указ Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901 ²Об утверждении Положения о военном округе ВС РФ². В утверждении этим указом Положении, в п. 9 раздела IIIговорится, что ²В соответствии с Планом применения ВС РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего ВС РФ, а также совместными нормативными правовыми актами МО РФ и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы².

Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности Войск ГО функционирует военный совет, который по должности возглавляет Министр МЧС России. Оперативное развертывание Войск ГО к действиям по ликвидации последствий нападения противника и к решению задач в очагах поражения осуществляется в рамках стратегического развертывания ВС, вводом в действие Плана ГО и защиты населения РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, и обеспечивается:

- назначением воинским частям ГО районов сосредоточения (исходных районов) за пределами зон возможных разрушений вокруг категорированных городов вблизи маршрутов выдвижения в предполагаемые очаги поражения;

- своевременным их укомплектованием и приведением в готовность;

- проведением инженерно-технических мероприятий и обеспечением защиты в районах размещения;

- своевременной постановкой задач или их уточнением и организацией взаимодействия; высокой практической выучкой личного состава;

- содержанием в постоянной готовности техники, приборов и имущества, организацией всестороннего обеспечения АСДНР.

Вопросы, связанные с участием Войск ГО в выполнении задач территориальной обороны и защите объектов экономики страны от высокоточного оружия, проведение маскировочных мероприятий в городах и на коммуникациях, решаются в соответствии с планами Генерального штаба ВС РФ, Плана ГО и защиты населения РФ и командования военных округов в рамках Дополнительного протокола № 1к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949г.

Общее руководство подготовкой территориальной обороны осуществляет Правительство РФ. МЧС участвует в планировании территориальной обороны и выполняет задачи по вопросам территориальной обороны, поставленные Правительством РФ. При этом в соответствии с ²Положением о территориальной обороне² федеральные органы исполнительной власти отвечают за охрану и оборону непосредственно подчиненных им важных объектов (т. е. МЧС России отвечает непосредственно за охрану и оборону своих объектов).