Полномочия МЧС России

 

МЧСРоссии в пределах своей компетенции:

- издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями;

- создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России;

- создает межведомственные координационные и совещательные органы на представительской основе, а также иные коллегиальные органы для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России;

- проводит проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий ГО;

- осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий ГО и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

- имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;

- осуществляет деятельность за рубежом;

- осуществляет государственный пожарный надзор и государственный надзор в области ГО за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- проводит проверки реализации органами исполнительной власти федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России;

- осуществляет функции по управлению государственным имуществом;

- является главным распорядителем средств федерального бюджета;

- запрашивает и получает необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций;

- заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.

Основным учебным заведением МЧС России является Академия гражданской защиты, созданная в декабре 1992 года на базе Высших центральных курсов ГО. В академии функционирует 23 оперативно-такти-ческих, военно-специальных и общеобразовательных кафедр, на 4-хфакультетах очно и заочно обучаются офицеры, курсанты и студенты, а ещё на 2-х факультетах проходят переподготовку военные и гражданские специалисты МЧС, других министерств и ведомств РФ, принимающих участие в решении задач РСЧС и ГО.

Продолжается обучение слушателей на факультете ГО Военного инженерного университетаМинобороны России. Кроме того, для подготовки кадров в 1996 году открыт Центр подготовки спасателей в подмосковном городе Ногинск, рассчитанный на подготовку не только российских спасателей, но и специалистов ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Во всех субъектах федерации функционируют учебно-методические центры ГОЧС, которые осуществляют подготовку и обучение руководящего состава на подведомственных территориях. В городах и районах действуют курсы ГО и филиалы УМЦ.

Обучение работающего населения проводится без отрыва от производства на плановых занятиях в объеме 12 часов путем бесед, лекций, занятий и тренировок по месту работы. Занятия с населением, не занятымв сферах производства, обслуживания или образования, осуществляется по месту жительства. Подготовка учащихся общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведений осуществляется по специально разработанным и введенным еще в 1991 году в учебный процесс программам "Основыбезопасности жизнедеятельности" для студентов (Постановление Совета Министров РСФСР от 14.05.91 г. № 253, а также совместные решения МЧС с Минобразования и Госкомвузом России в 1994 году).

Кроме плановой подготовки населения по месту работы или жительства, а также в учебных заведениях различного уровня, органами управления, УМЦ ГОЧС и курсами ГО для самообразования предлагаются различные памятки, буклеты, листовки, пособия; готовятся материалы в печатных изданиях; выпускаются радиопередачи и телепрограммы, пропагандирующие и обучающие население основным правилам действий в ЧС мирного и военного времени.

Немаловажной задачей МЧС России в рамках обеспечения безопасности страны и населения от ЧС является организация международного сотрудничества по вопросам ГО и защиты в ЧС, оказания гуманитарной помощи пострадавшему от ЧС населению.

Россия – полноправный партнер таких авторитетных международных организаций как Департамент ООН по гуманитарным вопросам, Управление ООН по делам беженцев, ЮНЕСКО, Международной организации ГО, Международного комитета Красного Креста. Действуют двусторонние соглашения, в рамках которых осуществляются совместные программы и проекты. МЧС активно участвует в международных учениях по вопросам оказания помощи при ЧС и в локальных конфликтах, организует подобные мероприятия и у нас в стране.

Министерство через Департамент международного сотрудничества активно работает с аналогичными структурами зарубежных государств и международными организациями.

Для ликвидации трансграничных ЧС по соглашению 12 стран-членов СНГ создана Межгосударственная система предупреждения иликвидации ЧС (МГС по ЧС), в рамках которой создан и активно функционирует Корпус сил СНГ по ликвидации ЧС, состоящий из более 80формирований различного назначения с общей численностью свыше 3000человек и 600 единиц техники. Российские силы представлены подразделениями Центрального аэромобильного отряда (ЦАМО), Всероссийского центра медицины катастроф (ВЦМК), подразделениями авиации МЧС, личным составом спасательных центров Войск ГО общей численностью более 1000человек и управляются Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России.

Помимо Корпуса сил СНГ, для выполнения гуманитарных программ создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования в составе: ЦАМО, ГУАП, аэромобильного госпиталя, спасательных центров Войск ГО, руководимый Департаментом международного сотрудничества МЧС России.

Это позволило резко увеличить участие России в лице МЧС в международных гуманитарных операциях, проводимых под руководством ООН и ЮНЕСКО.

Следует подчеркнуть, что за последние годы существенно изменилась структура и состав гуманитарной помощи России другим странам. Если ранее в основном доставлялось продовольствие, одежда, то теперь наряду с этими грузами возросла доля технических средств и специальных механизмов, машин и устройств, необходимых для ликвидации ЧС. Увели-чилось и число специалистов РСЧС, привлекаемых в качестве консультантов в зонах ЧС. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время.

К приоритетным задачам Министерства относится организация взаимо-действия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организацийв области защиты населения и территорий от ЧС различного характера.

Взаимодействие при ЧС – спрогнозированные, согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения мероприятий действия органов управления, сил и средств РСЧС иГОи других министерств, ведомств и общественных организаций, привлекаемых к прогнозированию, предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Восстановление органов экономики и территорий, пострадавших в результате ЧС, в компетенцию сторон не входят.

В первую очередь взаимодействие осуществляется между МЧСРоссии с ВС и МВДРоссии, другими федеральными министерствами и ведомствами, а также общественными организациями, имеющими силы и средства для ведения АСДНР и принимающими участие в защите населения и территорий от ЧС.

На региональном уровне, кроме данных органов управления, осуществляется взаимодействие между субъектами РФ, входящими в данный регион и с соседними региональными центрами МЧС России. За координацию действий и взаимодействие отвечает соответствующий РЦ.

Взаимодействие осуществляется и на других уровнях, как и в мирное, так и в военное время.

Взаимодействие различных территориальных и отраслевых звеньев и подсистем между собой как составных элементов государственных систем РСЧС и ГО, а также других органов управления и сил, не входящих в эти системы, является важнейшим условием, способствующим успешному выполнению задач защиты населения и территорий в масштабах РФ.

Взаимодействие сторон осуществляется в целях:

- координации действий при планировании, организации и проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- обеспечения оптимального использования сил и средств, привлеченных для решения задач по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, независимо от их ведомственной принадлежности.

Главными принципами взаимодействия являются: плановость, территориальность, взаимодоговоренность, невмешательство в функции и действия сторон, не связанных с ликвидацией ЧС.

Основными направлениями взаимодействия сторон в области предупреждения и ликвидации ЧС являются:

- совместное участие в разработке нормативно-правовых актов, других руководящих документов федерального значения;

- взаимный обмен информацией, относящейся к компетенции сторон;

- совместную разработку Планов взаимодействия;

- определение сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС, их подготовка и выделение в соответствии с планами взаимодействия;

- согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации ЧС, в том числе по вопросам всестороннего обеспечения;

- проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности планов и обучению органов управления и сил ликвидации ЧС;

- обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС;

- другие мероприятия.

Рассмотрим мероприятия по координации действий и взаимодействию на примере МЧС и ВС России.

Взаимодействие организуется и осуществляется по линии органов управления сторон при координации мероприятий со стороны вышестоящих органов управления и соответствующих КЧС и ПБ:

- на федеральном уровне – между МЧС и МО России (Генеральным штабом ВС РФ);

- на региональном уровне – между органами управления ГОЧСпри органах исполнительной власти субъектов федерации и командованием оперативных (оперативно-тактических) объединений МО РФ;

- на местном уровне – между органами управления ГОЧСпри органах местного самоуправления и начальниками гарнизонов (военными комиссарами);

- на объектовом уровне – между формированиями объектов экономики и объектов МО;

- на уровне сил ПЛЧС – между руководителями сил РСЧС и ГО (формирований Войск ГО, ПСС и ГО) и командирами воинских формирований МО.

Организация взаимодействия в повседневной деятельности:

- совместное участие в разработке нормативно-правовых актов, других документов, в которых устанавливаются нормативные требования по предупреждению и ликвидации ЧС;

- проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности планов взаимодействия;

- обучение органов управления и сил к действиям в условиях ЧС;

- обмен опытом, участие в конференциях, семинарах, совещаниях по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС;

- уточнение планов взаимодействия;

- другие вопросы.

 

При угрозе возникновения ЧС органы управления сторон уточняют:

- планы взаимодействия;

- принятые решения;

- организацию взаимного информирования об обстановке;

- состав выделяемых сил;

- вопросы всестороннего обеспечения;

В этот период по планам органов управления сторон могут проводиться штабные тренировки (учения), в ходе которых отрабатываются действия по предполагаемой ЧС.

При возникновении ЧС по линии оперативных служб проходит оповещение информация о ЧС, которая должна включать: тип ЧС, дату и время (московское) возникновения ЧС, место (федеральный округ, регион, субъект РФ, населенный пункт, предприятие и его ведомственная принадлежность); причину возникновения; возможную зону поражения; степень опасности для персонала, населения и окружающей среды; задействованные силы и средства.

Выделяемые силы немедленно приводятся в готовность к выполнению мероприятий по ликвидации ЧС и защите территорий. Обо всех действиях и обстановке в зонах ЧСпо команде представляются доклады.

Рассмотренные выше вопросы организации взаимодействия в равной степени распространяются на военное время с учетом особенностей:

- приоритетное выполнение мероприятий по переводу Вооруженных Сил, экономики и ГО страны на военное положение;

- привлечение сил и средств Войск ГО для решения задач территориальной обороны;

- возможное воздействие противника на силы и средства, привлекаемые к ликвидации ЧС;

- возможное возникновение ЧС в полосах действия войск;

- возникновение ЧСв результате применения современных средств вооруженной борьбы и диверсионных действий.

Ответственность за организацию взаимодействия по предупреждению и ликвидации ЧС в военное время возлагается:

- на федеральном уровне – на Генеральный штаб ВС РФ и МЧС России;

- в полосах действий фронтов– на командующих войсками фронтов;

- на территории военных округов – на командующих войсками венных округов военного времени и начальников РЦ МЧС России.

Данные органы управления сторон при совместных действиях по ликвидации ЧС в военное время дополнительно к рассмотренным вопросам взаимодействия согласовывают:

- порядок доставки сил и средств в зону ЧС;

- порядок использования маршрутов выдвижения;

- порядок, время и место прохождения барьерных рубежей;

- порядок преодоления полос (участков) оперативного оборудования местности, а также места встречи и порядок сопровождения сил и средств ГО России при нахождении в полосах действий войск;

- порядок организации и обеспечения охраны сил и средств сторон, привлекаемых к ликвидации ЧС;

- порядок подвоза (вывоза) материальных ценностей и эвакуации личного состава и местного населения из зоны ЧС в районах военных действий.

Руководители соответствующих территорий совместно с органами управления ГОЧС планируют, организуют и осуществляют мероприятия по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, эвакуацию населения из зоны ЧС на территории военных округов, в соответствии с планами ГО и защиты населения на военное время и сложившимися особенностями.

По решению Верховного Главнокомандующего ВС РФ для оказания помощи в ходе ликвидации ЧС вне зон военных действий от Вооруженных Сил могут выделяться воинские формирования для выполнения АСДНР.

Аналогичным образом организуется взаимодействие МЧСРоссии с другими федеральными органами исполнительной власти РФ и общественными организациями, принимающими участие в выполнении и обеспечении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Планирование мероприятий взаимодействия осуществляется и отражается в соответствующих Планах действий (взаимодействия), в которых отражается следующая информация:

- расположение и характеристика ПОО, на которых возможно возникновение ЧС, а также районов возможных экологических и стихийных бедствий (эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, затоплений, землетрясений, обвалов, селей, лавин и т.п.);

- маршруты перевозок опасных грузов всеми видами транспорта и их характеристика;

- задачи, состав и группировка сил, выделяемых сторонами для прогнозирования, предупреждения и ликвидации возможных ЧС, их закреп-ление за объектами и территориями;

- порядок вызова сил, районы их сбора (сосредоточения), маршруты выдвижения к ПОО и зоны ЧС, вид транспорта, сроки прибытия, организа-ция дорожно-комендантской службы и охраны объектов (территорий);

- организация управления, оповещения, сигналы по ним;

- организация всестороннего обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС с учетом местной экономической, материальной и ремонтной базы;

- состав, места дислокации, задачи, порядок привлечения резервов сил и средств, финансовых и материальных ресурсов и резервов;

- порядок взаимодействия с органами управления и силами соседних военных округов (флотов) и РЦ МЧС России, а также оценка их реальных возможностей в случае ЧС;

- другие вопросы, обусловленные особенностями конкретного региона (территории).

Планы взаимодействия оформляются в виде текстуальных и графических частей (приложений).

Органы управления взаимодействующих сторон имеют право вносить необходимые дополнения, изменения, уточнения при разработке и корректировке планов в зависимости от меняющихся условий и специфики региона.

Таким образом, предназначение, основные задачи и функции МЧС России непосредственно связаны с вопросами обеспечения национальной безопасности Россиив сфере защиты населения и территории государства от ЧС мирного и военного времени.