Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил ГО РФ
Как указывалось выше, перевод ГО на военное время при угрозе нападения противника и с началом военных действий осуществляется по соответствующим степеням боевой готовности ВС РФ и степеням готовности ГО.
Степени боевой готовности вводятся в органах управления ГОЧС, соединениях, частях, подразделениях Войск ГО и организациях МЧС России, укомплектованных военнослужащими. Для них установлены следующие степени боевой готовности: постоянная, повышенная, военной опасности,полная. Каждая из степеней боеготовности в ГО соответствует аналогичным степеням БГ вводимым в соединениях, частях, подразделениях и организациях ВС России и других силовых министерств и ведомств РФ.
Для ГО страны в целом, ГО федеральных органов исполнительной власти (не силовых министерств, ведомств и организаций РФ), ГО субъектов РФ (республик, краев, областей и автономных образований) установлены степени готовности ГО: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации. В органах управления ГОЧС, укомплектованных военнослужащими, вводятся и степени боевой готовности и степени готовности ГО.
В ведомственных органах управления региональных, территориальных и местных структурных подразделений министерств и ведомств РФ, сельских районах, категорированных и не категорированных городах, районах (округах) городов с районным делением, поселениях и других населенных пунктах, объектах экономики и организациях, а также службах и формированиях ГО мероприятия ГО выполняются с введением аналогичных степеней готовности ГО, каждой из истинных наименований которых присвоены условные наименования: повседневная; первоочередные мероприятия 1 и 2 группы (ПМ – 1 и ПМ – 2); общая готовность ГО (ОГГО).
Кроме степеней готовности вводимых в особый период, в целях обеспечения и поддержания готовности соединений, частей Войск ГО, а также организаций, ПСС и формирований МЧС России к ликвидации ЧС в мирное время вводятся степени готовности № 1(в штатах мирного или военного времени).
Готовность №1 (штат мирного времени) – это такое состояние соединений и воинских частей ГО, а также ПСС и формирований, когда в результате выполнения мероприятий они приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени.
Готовность №1 (штат военного времени) – это такое состояние соединений и воинских частей (подразделений) ГО, при котором они осуществляют отмобилизование и приводятся в готовность к применению в штатной структуре военного времени.
При этом перевод органов управленияГОЧС, Войск ГО, военных организаций и ПСС МЧСРоссии в установленные режимы функционирования РСЧС осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2005 № 335и Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Приведение их в готовность № 1может осуществляться при любом режиме функционирования РСЧС.
Приведение в различные виды готовности в зависимости от обстановки может осуществляться – последовательно, от низших степеней готовности к высшим, либо сразу в высшие степени, минуя промежуточные, в соответствии с планами или распорядительным порядком, в установленные планами сроки или заблаговременно.
Степень готовности № 1в штатах мирного времени вводится министром МЧС РФ, в штатах военного времени – на основании решения Президента РФ. При внезапном возникновении (непосредственной угрозе) ЧС в мирное время право на приведение соединений и воинских частей ГО в готовность № 1предоставляется начальнику РЦ МЧС РФ, а также командирам воинских формирований ГО, на территории или в зоне ответственности которых возникла или возможна ЧС, с немедленным докладом по команде.
Введение каждой из степеней готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, характерных для соответствующей периода.
Последовательность, очередность и содержание мероприятий по переводу ГО на военное время определяется в Планах ГО и защиты населения заблаговременно, в мирное время. В условиях постепенного обострения ВПО и возрастания угрозы развязывания войны перевод ГО осуществляется путем ввода в действие Плана ГО и защиты населенияи планомерным проведением в полном объеме предусмотренных этим планом мероприятий, кроме рассредоточения и эвакуации населения, которые проводятся по особому решению Правительства РФ.
В целях обеспечения более организованного переводаГО и наращивания ее готовности отдельные, наиболее важные, мероприятия Плана ГО изащиты населениямогут проводиться распорядительным порядком еще до введения в действие Плана ГО и защиты населения в полном объеме. Такие мероприятия принято называть первоочередными (ПМ). Выполняться они могут только по особому распоряжению Президентастраны.
К числу первоочередных мероприятий относятся:
- введение круглосуточного дежурства руководящего состава в пунктах постоянного размещения органов ГО;
- уточнение Планов ГО и защиты населенияв соответствии со складывающейся обстановкой;
- приведение в готовность системы управления, оповещения и связи;
- подготовка запасных и подвижных пунктов управления к работе;
- занятие запасных пунктов управления оперативными группами (сокращенными или полными расчетами органов управления);
- уточнение расчетов по укрытию и порядку занятия населением защитных сооружений;
- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений и ускоренное строительство недостающего их количества, приспособление под укрытия заглубленных помещений, подвалов, горных выработок и станций метрополитена;
- подготовка запасов продовольствия и закладка их в запасные пунктыуправления (ЗПУ) и убежища;
- подготовка к выдаче СИЗ, приборов радиационной и химической разведки;
- приведение в готовность оперативных групп ОУ ГО, разведформирований, организаций и постов сетей наблюдения и лабораторного контроля ГО, других министерств и ведомств, а также мониторинга окружающей среды;
- приведение в готовность формирований ГО повышенной готовности;
- подготовка к развертыванию больничных баз в загородной зоне;
- уточнение укомплектованности остальных формированийГО личным составом, техникой и имуществом;
- уточнение плана-графика наращивания мероприятий по повышению и поддержанию устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики;
- подготовка к снижению запасов радиоактивных, аварийно химически опасных, сильнодействующих ядовитых, взрывопожароопасных и иных потенциально-опасных веществ на объектах экономики и в категорированных городах;
- подготовка животноводческих помещений для защиты скота и создание укрываемых запасов продовольствия, воды и кормов;
- подготовка к введению режима светомаскировки;
- меры по усилению охраны общественного порядка и важных объектов;
- ряд других мероприятий (по Планам ГО и защиты населения и решениям вышестоящих органов, а также в зависимости от конкретных условий и сложившейся обстановки).
Первоочередные мероприятия начинают выполняться с получением распоряжения НГО. Они могут проводиться по определенным группам или отдельными мероприятиями. Каждое мероприятие, отнесенное к числу первоочередных, может в зависимости от условий обстановки проводиться полностью (в соответствии с планом) или частично(с определенными ограничениями).
Одним из основных требований к проведению ПМ является обеспечение их скрытности. Для этого рекомендуется проводить их под видом занятий, учений, проверок с соблюдением мер оперативной маскировки и противодействия разведкам вероятного или реального противника.
При проведении первоочередных мероприятий в отраслях, объединениях и на объектах экономики учитываются специфические условия их производственной деятельности, а также местные факторы тех территорий, на которых они располагаются и функционируют.
Основным содержанием перевода ГО на военное время при планомерном выполнении мероприятий ГО является:
- приведение в готовность системы управления, сил и средств ГО;
- последовательное наращивание мероприятий по защите населения и территории;
- повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики и поддержание ее на необходимом уровне.
С получением распоряжения на введение в действие ПлановГОи защитынаселения в полном объеме начальники, ОУ и службы ГО принимают меры к немедленному доведению этого распоряжения до всех исполнителей, руководят проведением предусмотренных планами мероприятий и осуществляют контроль за деятельностью подчиненных органов управления и сил ГО.
Доведение распоряжения о вводе ПлановГОи защиты населения в действие осуществляется установленными сигналами по техническим средствам связи. Уточнение задач по переводу ГО на военное время может проводиться в зависимости от обстановки на совещаниях руководящего состава, письменными распоряжениями или путем направления на объекты и в организации представителей соответствующих органов ГО.
При вводе в действие ПлановГОи защиты населения в полном объеме главное внимание обращается на быстрейшее выполнение первоочередных мероприятий, которые рассмотрены выше. Если проведение ряда мероприятий было начато до ввода ПлановГОи защиты населения в действие, но выполнено не полностью, то принимаются меры к их завершению в кратчайшие сроки.
Важнейшей обязанностью начальников и всех органовГО (территориальных, ведомственных и военных) в этот период является приведение в полную готовность систем управления, оповещения и связи. При этом особое внимание должно обращаться на приведение в кратчайшие сроки и скрытно в готовность ЗПУ, развертывание по полной схеме во всех звеньях систем оповещения и связи, на подготовку состава оперативных групп и расчетов ОУ и обеспечение своевременного занятия ими установленным порядком пунктов управления. Одновременно должны быть приняты также меры по повышению готовности органов управления – дублеров.
Для обеспечения организованного выполнения всех мероприятий ГО предусматривается первоочередное, опережающее приведение в готовность системы управления. С нарастанием угрозы войны ОУ и узлы связи ГО переходят на штаты военного времени. Большое значение при переводе ГО на военное время имеет заблаговременная и тщательная подготовка органов управления и отдельных исполнителей. Для этого в мирное время до подчиненных органов управления и отдельных исполнителей доводятся задачи, вытекающие из Планов ГОи защиты населения на военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные, проекты приказов, распоряжений и другие документы.
Разрабатывается календарный план основных мероприятий. Начальник ОУ ГОЧС, начальники и специалисты отделов ОУ ГОЧСи организаций ГО, начальники спасательных служб составляют личные планы-графики работ по периодам оперативной готовности, в их рабочих папках должны находиться проекты отдаваемых приказов, распоряжений, формализованные документы и справочные материалы, необходимые для работы.
Главными задачами органов управления по делам ГОЧС(в первую очередь МЧС России и РЦ МЧС России), командования соединений и частей (подразделений) Войск ГО, руководства организаций МЧС России, укомплектованных военнослужащими, при переводе ГО с мирного на военное время будут являться:
- обеспечение укомплектования в установленные сроки органов управления ГОЧС всех уровней, Войск ГО, организаций по штатам военного времени;
- приведение в полную боевую готовность Войск ГОи военных ОУ ГОЧС, в полную готовность ГО остальных ОУ ГО:
- осуществление постоянного контроля за переводом ГО на военное время.
Кроме того, ОУ ГОЧСсовместно с ОВК (управлениями и отделами местной обороны военных округов, флотов, гарнизонов) будут решать следующие задачи:
- уточнение состава воинских частей военного округа (флота), выделяемых по Планам взаимодействия для решения задач ГО;
- согласование и подготовку предложений по распределению воинских частей и порядку передачи их в оперативное подчинение соответствующих начальников ГОсубъектов РФ;
- уточнение согласованного плана разведки территории округа после нападения противника силами военного округа и ГО, проверка готовности привлекаемых к разведке сил.
В особо сложной обстановке будет осуществляться перевод ГО с мирного на военное время в условиях внезапного нападения противника. Характер деятельности начальниковГО, ОУ ГОЧСи служб ГО в этих условиях будет определяться временем, которым они будут располагать для подготовки к защите населения и территорий от ударов противника, атакже тем, проводились ли перед этим какие-либо заблаговременные мероприятия по повышению готовности ГО и защите населения.
В том случае, когда начальники и органы ГОбудут располагать каким-то, хотя бы минимальным временем до непосредственного нападения противника (до объявления "Воздушной тревоги"), в первую очередь должны быть приняты меры по приведению в готовность систем оповещения о воздушной опасности, доведению до населения порядка укрытия с объявлением воздушной тревоги, по занятию городских ЗПУ хотя бы сокращенными расчетами органов управления, а также по предотвращению крупных аварий на производстве, энергетических и коммунальных сетях. Если обстановка будет позволять, могут осуществляться и другие первоочередные мероприятия.
При нападении противника главной задачей органов управления ГО всех уровней является обеспечение немедленного доведения сигнала "Воздушная тревога" до населения и организация его укрытия в имеющихся защитных сооружениях, подземных пространствах, подвалах и других заглубленных помещениях в соответствии с заблаговременно разработанными планами. Одновременно принимаются меры по безаварийной остановке (переводу на безопасный режим работы) производственной деятельности предприятий с непрерывным циклом производства, прекращению движения всех видов транспорта.
Личный состав органов управления ГОЧС, если ему не удалось заблаговременно занять соответствующие ЗПУ, укрывается по месту нахождения его при объявлении сигнала "Воздушная тревога".
Ряд мероприятий по переводу ГО на военное время может проводиться после нападения противника (после сигнала "Отбой воздушной тревоги") и осуществляться в соответствии со сложившейся обстановкой.
Руководители и органы ГО отраслей и объектов экономики при внезапном нападении противника обязаны организовать укрытие рабочих и служащих по месту работы и принять немедленные меры по безаварийной остановке производства и движения всех видов транспорта. Работники центральных аппаратов министерств (ведомств) по сигналу "Воздушная тревога" занимают укрытия в пунктах постоянного их расположения. При наличии времени принимаются меры по отправке оперативных групп на ближние (дальние) ЗПУ, а также по приведению в готовность соответствующих ПУ – дублеров.
РЦ МЧС России совместно с ОУместной обороны военных округов при внезапном нападении принимают меры по немедленному выводу воинских частей ГО из военных городков и пунктов, которые могут оказаться в очагах поражения, в заблаговременно назначенные районы сосредоточения или исходные районы.
После воздействия средств поражения противника ОУ ГОЧС и командиры соединений и частей ГО принимают меры по восстановлению своей боеспособности и продолжают выполнение мероприятий в соответствии с Мобилизационными планами и Планами ГО и защиты населения.
Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте экономики
Основная часть наиболее затратных и сложных в техническом отношении мероприятий ГО осуществляется в мирное и военное время на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организациях).
Организации в мирное время в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами выполняют следующие задачи:
- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- создают объекты ГО, обеспечивают их сохранность;
- ведут учет существующих и создаваемых объектов ГО, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности нештатные АСФ;
- осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований ГО.
Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого в каждой крупной организации плана ГО и защиты населения и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. В этих планах, утверждаемых руководителями организаций, указываются наименования спланированных мероприятий, сроки и объемы их выполнения, ответственные исполнители мероприятий и соисполнители по ним, а также другие необходимые сведения.
Изготовление на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, предназначенных для использования в целях ГО, планируется иосуществляется по государственному оборонному заказу.
Кроме того, выполнение мероприятий и нормативно-технических требований ГО предусматривается в бизнес-плане организации, планах и программах технического перевооружения и реконструкции организации, в ее планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и планах освоения новой техники, а также в градостроительной, строительной и проектно-сметной документации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалах.
В военное время в организациях осуществляются мероприятия по повышению устойчивости их функционирования в условиях воздействия противника, по защите гражданского персонала, зданий, сооружений и произведенной продукции от поражающих факторов современных средств поражения, а также, в случае необходимости, по проведению АСДНР. Основным документом, определяющим сроки, объемы и места осуществления указанных мероприятий, является План гражданской обороны и защиты населения организации.
Кроме того, в созданных в организациях спасательных службах, разрабатываются планы обеспечения мероприятий ГО. Организации, переносящие в военное время свою деятельность в загородную зону с территорий городов, отнесенных к группам по ГО, разрабатывают расчет на проведение мероприятий по эвакуации.
Организации, продолжающие в военное время свою деятельность на территориях городов, отнесенных к группам по ГО, разрабатывают планы рассредоточения своего персонала в загородной зоне.
Изготовление в угрожаемый период и в военное время на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, а также строительство объектов, предназначенных для использования в целях ГО, осуществляются на основании мобилизационного плана организации по мероприятиям ГО и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в это время.
Аналогичные перечисленные выше организационно-плановые и проектно-планировочные документы разрабатываются в структурных подразделениях (дочерних и зависимых хозяйственных обществах) организаций.
Организации при планировании проведения и осуществлении мероприятий ГО руководствуются также организационно-плановыми и методическими документами вышестоящих организации, объединений организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Кроме того, руководители организаций и предприятий вправе разрабатывать организационно-методические указания по подготовке органов управления и сил ГО организации на очередной учебный год, а также издавать приказы по итогам работы за отчетный период и по другим вопросам ГО.
Рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения плана основных мероприятий организации по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, плана ГО и защиты населения организации, плана обеспечения мероприятий ГО спасательных службы организации, расчета на проведение мероприятий по эвакуации в организации, плана рассредоточения гражданского персонала организации в загородной зоне, раздела «Инженерно-технические мероприятиягражданской обороны» в составе градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию организации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалов по вопросам ГО разрабатываются МЧС России. Указанные рекомендации доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и объединениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся.
Методические рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения мобилизационного плана организации по мероприятиям ГО и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в военное время, разрабатываются Минэкономразвития России с участием МЧС России и доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и объединениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся. Также МинэкономразвитияРоссии определяет порядок формирования и доведения до организаций ежегодного, государственного оборонного заказа на изготовление техники, оборудования и имущества, предназначенных для использования в целях ГО. Планирование и проведение мероприятий ГО в организациях осуществляется структурными подразделениями (работниками), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления ГО в этих организациях и обеспечения выполнения этими организациями приведенных выше полномочий в области ГО, возложенных на них Федеральным законом «О гражданской обороне».
Одной из главных задач работников структурных подразделений (работников) по ГО в организациях является разработка для представления на утверждение соответствующим руководителям организаций и корректировка перечисленных выше организационно-плановых документов, включая планы ГО и защиты населения организации.
Контрольные вопросы
1. Гражданская оборона и полномочия органов государственной власти в области гражданской обороны.
2. Руководство гражданской обороной.
3. Силы гражданской обороны.
4. Планирование мероприятий гражданской обороны.
5. Военное положение и его характерные черты.
6. Мероприятия перевода экономики страны по планам особого периода.
Задание для самостоятельной работы:
изучить основные типы защитных сооружений гражданской обороны.
Литература:
1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. − К. : «Облиздат», 2001. − С. 349 − 360.
2. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».