Основы перевода гражданской обороны на военное время

2.3.1. Основные положения

 

Способность государства дать решительный отпор любому агрессору немыс­лима без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.

Современные средства вооруженной борьбы, их мобильность, быстродействие, огром­ная разрушающая сила и неограниченная досягаемость выдвигает повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности Вооруженных Сил и готовности ГО государства, как в мирное время, так и при угрозе и в случае нападения любого про­тивника на Российскую Федерацию.

Важное место в обеспечении высокой обороноспособности станы отводится ГО, как состав­ной части единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных и культурных ценностей страны от средств нападения вероятного противника, а также для проведения АСДНР в очагах поражения.

Стоящие перед ГО большие и ответственные задачи, связанные с разработкой путей, способов и средств сохранения людских и материальных ресурсов, максимального снижения возможных потерь, обеспечения устойчивого функционирования органов управления, сил, территорий, отраслей и объектов экономики страны в военное и мирное время, решаются на осно­ве глубоких теоретических исследований, обобщения опыта и использования всех достиже­ний науки и техники, что повышает целеустремленность проводимых мероприятий, их эф­фективность и практическую ценность.

В Федеральном Законе "О гражданской обороне" изложены основные задачи в области ГО, а также прин­ципы организации и ведения ГО. Успешное решение многообразных и сложных задач ГО может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиями всех привлекаемых органов управления, сил и средств при максимально полном исполь­зовании имеющихся возможностей для защиты населения, территорий, отраслей и объектов экономики, окружающей природной среды, с тщательным планированием, подготовкой, ор­ганизацией и проведением защитных мероприятий, всесторонним согласованием этих усилий под руководством соответствующих начальников и органов управления ГО.

В условиях современной войны, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера особое значение имеет взаимодействие ГО РФ, ВС РФ, отраслевых министерств и ведомств, всех остальных органов управления и привлекаемых сил и средств, которое необходимо рассматривать как один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное решение возложенных на каждого из них задач.

В интересах ГО сущность данного взаимодействия состоит в согласовании общих уси­лий в интересах наиболее успешного выполнения задач по защите населения и территорий в различных условиях обстановки, а также во взаимном оказании помощи всеми имеющимися в распоряжении силами и средствами, выделенными для решения данной задачи.

Органы управленияи силы ГО должны быть всегда готовы к решению своих задач и, прежде всего, вне­запно возникающих, в предельно короткие сроки, а население – к самозащите от опасностей военного времени и участию в мероприятиях ГО.

Для решения этих задач необходимо в первую очередь организовать и обеспечить пе­ревод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГОи защитынаселения мероприятий по защите населения и территорий от опасно­стей военного и природно-техногенного характера, с учетом взглядов вероятного противника на способы развязывания и ведения современной войны.

Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, Войск и формирований ГО, но и всего населения.

 

2.3.2. Общий порядок перевода ГО на военное время

Военное время – период фактического нахождения в состоянии войны с каким-либо государством.

Признаки начала военного времени – это момент объявления войны одной из сторон, фактическое начало военных действий или вве­дение Президентом РФ военного положения на территории страны или отдельной ее местности.

Военное время характеризуется:

- разрывом дипломатических, консульских, торговых и иных отношений между воюющими сторонами;

- прекращением или приостановлением действия политических, экономических и иных договоров мирного времени;

- вступлением в силу законов, договоров и соглашений военного времени с союзными и нейтральными странами;

- применением к гражданам противостоящего государства спецрежима или репатриации.

Перевод страны с мирного на военное время, вероятней всего, будет осуществляться в ус­ловиях объявленного военного положения.

Военное положение – это особый правовой режим, объявляемый в стране или на отдель­ных ее территориях в интересах защиты государства от нападения противника, обеспечения го­сударственной безопасности, защиты соответствующей территории с находящимися на ней на­селением, строениями, природными ресурсами и материально-техническими средствами, вво­димый при угрозе или нападении противника. Право объявления военного положения в соответствии с КонституциейРФ принадлежит Президенту страны.

Характерными чертами военного положения являются:

- вступление в силу законов военного времени;

- расширение полномочий органов военного командования (ОВК) – в местах объявления военного положения все функции органов власти в области обороны, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, а также управления, контроля, наказания, как правило, переходят к ОВК;

- возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей, связанных с подготовкой к обороне и непосредственной защитой страны – трудовая, военно-квартирная, автогужевая повинность, соблюдение режима светомаскировки, обязательное участие в мероприятиях ГО;

- введение определенных ограничений для населения – установление комендантского часа, ограничение уличного движения людей и транспорта, регулирование времени работы предприятий, организаций и учреждений, привлечение транспортных и других материальных средств для нужд обороны, запрещение (ограничение) въезда в определенные районы и выезда из них;

- нормирование снабжения населения продовольствием, водой, лекарствами, предметами первой необходимости, ГСМ и другими средствами;

- повышение ответственности организаций и граждан за преступления и нарушения установленного порядка и правил по законам военного времени.

В соответствии с приведенными определениями и характерными признаками, на военное положение может быть переведенатолько страна в целом или отдельная ее территория. Перевод страны на военное положение, осуществляемый в угрожаемый период или с началом войны сложный и многоплановый процесс, который включает:

- введение новых форм, специфических законов и методов управления;

- приведение в готовность органов управления страны всех видов и уровней;

- приведение в готовность всех сил и средств ГО страны;

- отмобилизование и стратегическое развертывание ВС страны, приведение их в боевую готовность;

- перевод экономики страны на работу по планам особого периода.

Особый период – время, в течение которого страна в целом, ее ВС, экономика, а также ГО функционируют по планам военного времени. Охватывает угрожаемый период, военное время ипериод после войны до перевода страны на функционирование в условиях мирного времени.

Рассмотрим каждый из элементов.

Введение новых форм, специфических законов и методов управления означает:

- введение организационного централизма и единоначалия в системе руководства государством на любом уровне;

- сосредоточение всей полноты власти в государстве в Совете обороны (Совете безопасности) страны;

- перевод органов управления на особый режим работы;

- передача функций органов власти ОВК в вопросах обороны, безопасности и охраны общественного порядка;

- ограничение участия в управлении государством демократических институтов;

- исполнение всеми гражданами страны законов военного времени,

приказов и распоряжений военных и других органов управления.

Введение законов военного времени, в свою очередь, подразумевает:

- введение ограничений на товарно-денежные отношения;

- возложение на граждан и организации новых обязанностей в интересах обороны, в т.ч. ГО;

- изъятие огнестрельного оружия и ряда материально-технических средств на нужды обороны или в интересах обеспечения безопасности;

- введение существенных ограничений на организации и граждан страны;

- существенное повышение ответственности организаций и граждан за свои действия и поступки;

- передача судопроизводства из судов в военные трибуналы и т.п.

Перевод экономики страны на работу по планам особого периода включает:

- введение в действие мобилизационных – хозяйственных планов, разрабатываемых на расчетный год, исходя из потребностей первого года войны;

- перевод промышленности на выпуск вооружений, техники и продукции оборонного значения;

- перевод сельского хозяйства на продовольственное обеспечение нужд армии, промышленности и населения в условиях военного времени;

- перевод строительной индустрии на выпуск и возведение быстровозводимых убежищ и укрытий, другой оборонной продукции;

- изменение режима работы организаций, объектов экономики и транспорта с учетом потребностей военного времени;

- изменение структуры и функций органов управления отраслями и объектами экономики;

- мобилизация и перераспределение финансовых, материальных, технических и людских ресурсов.

Перевод ВС страны на военное время может классифицироваться по различным пока­зателям:

а) по условиям перевода:

- заблаговременно (до нападения противника);

- экстренное развертывание (при внезапном нападении противника).

б) по способам перевода:

- скрытно, без объявления тревоги (под видом учений и т.д.);

- открыто, с объявлением боевой тревоги и мобилизации;

- комбинированно.

в) по масштабам.

- отдельные соединения и части ВС;

- часть ВС;

- все ВСполностью.

г) по порядку выполнения мероприятий:

- распорядительным порядком;

- в соответствие с планами.

д) по срокам перевода:

- в плановые сроки (к специально установленному времени);

- в кратчайшие сроки.

е) по порядку перевода в полную боевую готовность:

- последовательно от низшей к высшей степенибоевой готовности (БГ);

- непосредственно в высшие степени БГ, минуя промежуточные.

Перевод ГО страны на военное время является одним из самых ответственных перио­дов в деятельности территориальных, ведомственных и военных органов управления ГО, ко­торые должны тесно взаимодействовать с органами управления по делам ГОЧС. Это опреде­ляется: с одной стороны, большим объемом и сложностью проводимых мероприятий, а с другой - ограниченностью времени на их выполнение.

Перевод ГОзаключается в осуществлении комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на приведение ее в готовность к решению задач военного времени и вклю­чающих:

- подготовку и проведение мероприятий по защите населения и территорий от поражающих факторов средств поражения противника;

- осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики страны в военное время;

- создание и обеспечение надежной системы управления действиями всех подчиненных ОУ и сил ГО, расположенных на подчиненной территории, в условиях военного времени;

- приведение и поддержание в постоянной готовности сил и средств ГО к выполнению мероприятийГОи проведениюАСДНР;

- организация, подготовка, проведение и обеспечение действий сил ГО при ведении АСДНР в очагах поражения.

Перевод ГОна военное время осуществляется на основании приказа ипод руководством Президента РФ через глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления и руководителей министерств (ведомств), государственных и хозяйственных организаций уполномоченных на решение задач в области ГО в комплексе с переводом на во­енное время ВС и экономики страны. Непосредственно переводом ГО руково­дят начальники и органыуправленияГОвсех уровней, и в первую очередь ОУГОЧС, а также соответствующие звенья ОВК.

Распоряжение (сигнал) о переводе ГО на военное время передается в органы ГО по системе централизованного оповещения.

Перевод ГО на военное время при наличии угрожаемого периода и с началом войны осуществляется по четырем степеням боевой готовности – для органов управления ГОЧС, Войск ГО и учреждений МЧС России укомплектованных военнослужащими и трем степеням готовности для ГО страны в целом, не силовых министерств, ведомств и организаций РФ, субъектов и автономных образований РФ, городов, районов, поселений и других населенных пунктов, организаций и объектов экономики, а также служб и формирований ГО.

Каждая степень готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, предназна­ченных для наращивания усилий по каждому из направлений защиты населения, территорий, экономики, материальных и духовных ценностей, дальнейшее выполнение мероприятий ГО и разворачивание ее системы управления.

Порядок перевода ГО и ввода степеней БГ и ГО во многом аналогичны порядку перевода ВС страны на военное время.

Общие принципы перевода страны на военное положение:

- решение о переводе принимают и осуществляют руководство им высшие органы власти страны через соответствующие территориальные и ведомственные ОУ ГО и, прежде всего через руководителей органов исполнительной власти и органы управления ГОЧС;

- перевод отдельных отраслей экономики страны может предшествовать приведению в готовность ВС и ГО;

- степени боеготовности в органах управления ГОЧС, соединениях, частях и подразделениях Войск ГО, организациях МЧСРоссии, укомплектованных военнослужащими, вводятся, как правило, одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности в соединениях, частях, подразделениях и организациях ВС;

- степени готовности ГО вводятся после или одновременно с вводом соответствующих степеней боеготовности для ВС или органов управления и сил МЧС России, укомплектованных военнослужащими;

- введение и выполнение мероприятий высших степеней готовности ВС и ГО, а также режима функционирования экономики "Особый период" желательно осуществить до нападения противника, при непосредственной угрозе начала войны.