Населения, материальных и культурных ценностей

Важность и масштабность задач, возлагаемых на ГО, требуют самого пристального внимания со сторо­ны всех руководителей органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления и организаций к вопросам подготовки к ведению ГО.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Комплекс планируемых и заблаговременно осуществ­ляемых мероприятий охватываетправовые, организационные, инже­нерно-технические и иныемероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач в области ГО и защиты населения.

Объемы и сроки выполнения основных задач ГО в городах, поселениях и других населенных пунктах, а также на объектах экономики определяются сучетом их военно-политического, оборонного и эконо­мического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по ГО в целях защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Планирование мероприятий ГО включает: оперативное планирование, в том числе разработку планов ГО и защиты населения, планов перевода на работу в условиях военного времени, планов отмобилизования и мобилиза­ционного развертывания, планов мероприятий ГО на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам ЧС, предупреждения и ликвидации ЧС.

Оповещение и информирование населения об опасностях, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечиваются:

- созданием и поддержанием в постоянной готовности систем централизованного оповещения ГО, их организационно-техническим сопряжением с системами оповеще­ния военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;

- созданием постоянно действу­ющих локальных систем оповещения в районах размещения по­тенциально опасных объектов, общий перечень которых устанав­ливается правительством РФ;

- установлением и практической разработкой порядка приоритетного использова­ния в интересах ГО общегосударственных и ведомственных сис­тем связи, проводного радио – и телевизионного вещания, мест­ных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитны­ми сооружениями ГО включает:

- сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защит­ных сооружений ГО;

- освоение подземного пространства городов для размещения объек­тов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначе­ния с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

- постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование име­ющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление гор­ных выработок и естественных полостей для защиты населения и ма­териальных средств;

- строительство заглубленных сооружений производственного, хозяй­ственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в ЧС на потенциально опасных объектах;

- проведение необходимых подготовительных мероприятий для уско­ренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных со­оружений ГОс упрощенным оборудованием и укры­тий простейшего типа.

Населению предоставляется право строить убежища и укрытия на правах личной и кооперативной собственности.

Накопление по установленным нормам имущества ГО (средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, медицинских средств индивидуальной защиты и др.) осуществ­ляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв РФ и созданием запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имуще­ства в мобилизационном резерве определяются правительством РФ исходя из потребности в нем населения и формирований ГО, а в запасе объектов эко­номики – исходя из необходимости обеспечения имуществом пер­сонала этих объектов и формирований ГО (в пределах норм, устанавливаемых табелями).

Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в пер­вую очередь личный состав нештатных АСФ ГО, участвующий в АСДНР в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов, а также население, проживаю­щее в зонах возможного опасного заражения (загрязнения).

Порядок хранения и содержания имущества ГО определяется соответствующими инструкциями.

Подготовка эвакомероприятий включает:

- разработку планов эвакуации;

- создание и подготовку необходимых эвакоорганов;

- подго­товку транспортных средств для вывоза эвакуируемого населения, ма­териальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- подготовку маршрутов эвакуации;

- развитие инфраструктуры загородной зоны и ее подготовку к размещению и жизнеобеспечению эвакуированных, хра­нению и использованию эвакуированных материальных средств.

Сохранение объектов, суще­ственно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, предполагает:

- разработку научно-методических основ повышения устойчивости;

- функционирование объектов экономики и инфраструктуры обеспечивающих жизнедеятельность населения в условиях военного времени, организации их защиты от всех видов современных средств поражения;

- рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженерно-технических мероприятий ГО;

- осуществление мер, направленных на повышение физической устойчивости объектов;

- обеспечение бесперебойного функционирования лечебных учреждений и безаварийной остановки предприятий по сигналам гражданской обороны;

- разработку и подготовку мероприятий по комплексной маскировке важных объектов экономики и инфраструктуры, а также по технической защите информации автоматизированных систем управления этими объектами;

- создание условий для быстрейшего восстановления работоспособности пострадавших объектов. (Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года).

Группировки сил гражданской обороны – сведенные в определен­ную систему и развернутые соответствующим образом соединения, воинские части, подразделения Войск ГО, формирования ГО, другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения АСР и созданные заблаговременно, в мирное время, а пол­ное их развертывание осуществляется в период перевода ГО с мирного на военное время или с началом военных действий.

В ходе подготовки ГО особое внимание уделяется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). СНЛК представляет собой – комплекс служб, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Подготовка личного состава спасательных служб ГОи НАСФ ГО проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) по специальной подготовке являются прак­тические и тактико-специальные занятия (ТСЗ) с использованием учебных городков и площадок.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в ЧС в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. Для приобретения необходимых навыков руководящим соста­вом и специалистами, а также в целях проверки готовности ор­ганов управления и сил ГО регулярнопрово­дятся командно-штабные, штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.

В целях осуществления комплексного контроля за соблюдением действующих федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов в области ГО, а также оценки степени готовнос­ти органов управления, служб и сил гражданской обороны к выполне­нию возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, проводится перио­дическоеинспектированиеорганов управления и сил ГО федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.