Этапы развития и основные задачи гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

"Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства".

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значи­тельному материальному ущербу.

Оценивая современную военно-политическую обстановку (ВПО) в мире необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы доста­точно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрач­ный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источ­ники военной опасности. Они проявляются, в частности, в про­должающемся расширении Североатлантического альянса НАТО на Восток.

Негативное влияние на безопасность страны оказывают на­циональный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенден­ции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних воо­руженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешатель­ства со стороны других государств.

В связи с этим ряд военных экспертов прогнозирует к 2010–2015 гг. возможное резкое обострение ВПО, существенный рост военных угроз для РФ, что и обуславливает необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты ее населения, материальных и куль­турных ценностей на уровне, адекватном возможным уг­розам. Главное место в решении данной задачи отводится ГО.

Зарождение ГО, как комплекса мер по защите населения возникла в России и других странах мира в связи с ростом боевых воз­можностей авиации и относится в основном к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета рево­люционной обороны «К населению Петрограда и егоокрестностей» (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения на­селения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем, в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздуш­ной и противохимической обороне в единую систему. Постанов­ление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 г. «О противовоздушнойобороне СССР» закрепило это объедине­ние. В результате была создана местная противовоздушная обо­рона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс орга­низационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подраз­делений МПВО, личный состав невоенизированных формирова­ний, комплектуемых из гражданского населения, оказывали ме­дицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, раз­бирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся боеприпасы, воз­водили оборонительные укрепления, бомбо и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерно­го оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены ее задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны.

В 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, ко­торая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально – производствен­ный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданс­кой обороны СССР. За время своего существования ГО страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961–1972 гг.) за основу защиты насе­ления при возможном массированном ядерном нападении против­ника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупней­шим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в за­городную зону из городов – вероятных целей нападения. Для обес­печения защиты персонала, который оставался работать на пред­приятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спаса­тельных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствова­лись Войска ГО, создавались массовые невоенизированные спа­сательные и аварийно-восстановительные формирования.

На втором этапе (1972–1992 гг.) появились новые аспекты в подготовке ГО. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения (ОМП). В этот период ежегодно в стране строи­лось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и проти­ворадиационных укрытий на 3,0−4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств инди­видуальной защиты на все население страны.

Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обес­печения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на ГО.

С 1992 г. начался третий этап развития гражданской обороны.

Этот период характеризовался следующими особенностями:

Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Ар­мении, принесшие огромные человеческие жертвы и материаль­ный ущерб, заставили по новому взглянуть на реальную готов­ность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и мес­то при этом ГО.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась ВПО в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объектив­но несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.

В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борь­бы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь – высокоточного оружия (ВТО) и оружия основанного на новых физических принципах.

В-четвертых, в условиях коренного политического реформи­рования общества и перехода к рыночной экономике кардиналь­но изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды ГО в прежних объемах.

В этот тяжелый период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, на сохранение существующей сис­темы ГО и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств ГО, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

ГО в январе1992 г. выводится из структу­ры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГи объединяется с созданным в декабре1991 г. ГКЧС России. Органы ее управле­ния и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите на­селения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994 г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функ­ций, включая ведение АСР на аквато­риях и координацию работ в области мобилизационной подго­товки экономики.

Вступивший в силу в феврале1998 г. Федеральный закон «О гражданскойобороне» определил задачи ГО, правовые аспекты, их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников ГО всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

 

 

Основные задачи в области гражданской обороны

-обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение АСР в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.