Этапы развития и основные задачи гражданской обороны
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
"Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства".
К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значительному материальному ущербу.
Оценивая современную военно-политическую обстановку (ВПО) в мире необходимо отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы достаточно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрачный характер. Подтверждением этому служит тот факт, что все еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источники военной опасности. Они проявляются, в частности, в продолжающемся расширении Североатлантического альянса НАТО на Восток.
Негативное влияние на безопасность страны оказывают национальный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних вооруженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании могут быть использованы для военного вмешательства со стороны других государств.
В связи с этим ряд военных экспертов прогнозирует к 2010–2015 гг. возможное резкое обострение ВПО, существенный рост военных угроз для РФ, что и обуславливает необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты ее населения, материальных и культурных ценностей на уровне, адекватном возможным угрозам. Главное место в решении данной задачи отводится ГО.
Зарождение ГО, как комплекса мер по защите населения возникла в России и других странах мира в связи с ростом боевых возможностей авиации и относится в основном к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и егоокрестностей» (март 1918 г.) были впервые определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения.
В дальнейшем, в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 г. «О противовоздушнойобороне СССР» закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.
В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подразделений МПВО, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из гражданского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся боеприпасы, возводили оборонительные укрепления, бомбо и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.
В 1956 г. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены ее задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны.
В 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, которая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально – производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР. За время своего существования ГО страны прошла несколько этапов своего развития.
В ходе первого этапа (1961–1972 гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в загородную зону из городов – вероятных целей нападения. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались Войска ГО, создавались массовые невоенизированные спасательные и аварийно-восстановительные формирования.
На втором этапе (1972–1992 гг.) появились новые аспекты в подготовке ГО. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения (ОМП). В этот период ежегодно в стране строилось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и противорадиационных укрытий на 3,0−4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств индивидуальной защиты на все население страны.
Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на ГО.
С 1992 г. начался третий этап развития гражданской обороны.
Этот период характеризовался следующими особенностями:
Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, заставили по новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место при этом ГО.
Во-вторых, за эти годы существенно изменилась ВПО в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.
В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь – высокоточного оружия (ВТО) и оружия основанного на новых физических принципах.
В-четвертых, в условиях коренного политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды ГО в прежних объемах.
В этот тяжелый период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, на сохранение существующей системы ГО и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств ГО, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.
ГО в январе1992 г. выводится из структуры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГи объединяется с созданным в декабре1991 г. ГКЧС России. Органы ее управления и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В 1994 г. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функций, включая ведение АСР на акваториях и координацию работ в области мобилизационной подготовки экономики.
Вступивший в силу в феврале1998 г. Федеральный закон «О гражданскойобороне» определил задачи ГО, правовые аспекты, их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников ГО всех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.
Основные задачи в области гражданской обороны
-обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение АСР в случае возникновения опасностей для населения приведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.