Силы и средства РСЧС

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧСи для проведения работ по их ликвидации (далее − силы постоянной готовности).

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

 

а)Силы и средства наблюдения и контроля в составе:

- служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ;

- ветеринарной службы Минсельхозпрода РФ;

- служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхозпрода РФ;

- геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Федерального агентства по атомной энергетике РФ;

- учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

 

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

- военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

- формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода РФ;

- военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

- аварийно-технических центров Федерального агентства по атомной энергетике России;

- служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительных и пожарных поездов ОАО "Российские железные дороги";

- аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования (АСФ), уком­плектованные с учетом обеспечения работы в автономном режи­ме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности – силы постоянном готовности. Их пере­чень на федеральном уровне утверждается Правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях – соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления, руководителями организаций.

Силы постоянной готовности в случае возникновения ЧС вне зоны их деятельности могут привлекаться для экст­ренного реагирования МЧС Россиии другими органами управ­ления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организация­ми. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формиро­ваний привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразде­лений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями Правительства РФ, могут создаваться нештатные АСФ, предназначенные для проведения АСДНР при ЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС РСЧС, используются эшелонировано.

В первом эшелонепринимают участие:

- ведомственные АСФ;

- противопожарные подразделения;

- подразделения медицинской скорой помощи;

- подразделения постоянной готовности Войск ГО;

- дежурные подразделения поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 мин.

Основная задача – локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поис­ково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пост­радавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справить­ся с задачей по ликвидации ЧС привлека­ются силы и средствавторого эшелона:

- подразделения Войск ГО;

- подразделения ПСС МЧС России;

- ведомственные и территориальные АСФ постоянной готовности;

- специализированные подразделения экстренной медицинской помо­щи.

Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.

Основная задача – про­ведение АСДНР, радиаци­онная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязне­ний, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона также не способны спра­виться с ликвидацией возникшей ЧС, то в третьем эшелонепринимают участие:

- соединения и воинские части Войск ГО;

- подразделения ПСС МЧС России;

- ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

- соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;

- специализированные подразделения строительно-монтажных орга­низаций и др.

Срок их прибытия в район бедствия – от трех часов до нескольких суток.

Основная задача - радиационный и химический контроль, проведение АСДНР, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуни­каций, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация ЧС осуществ­ляется силами и средствами того объекта, звена, территориаль­ной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объек­тах которых они возникли.

Если масштабы возникшей ЧС таковы, что соответствующая КЧС и ПБ, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локали­зацией и ликвидацией ЧС, то она обраща­ется за помощью к вышестоящей КЧС и ПБ.

1.4. Режимы функционирования, проводимые мероприятия и финансирование деятельности РСЧС

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности– при угрозе возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации– при возникновении и ликви­дации ЧС.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

- границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

- силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;

- должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС или руководитель работ по ликвидации ЧС.

Выше перечисленные должностные лица должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При угрозе возникновения или возникновении региональных, федеральных и трансграничных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной КЧС и ПБ.

Основными ме­роприятиями, проводимымиоргана органами управления и силами РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

- изучение состояния окружающей среды и прогнозирования ЧС;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

- ведение статической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;

- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

 

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

- организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧСи в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

 

Информационное обеспечение РСЧС осуществляется с использованием инфор­мационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и тер­риторий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в порядке установленном Правительством РФ.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

- резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

- резервы материальных и финансовых ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

- резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

В целях оперативной ликвидации последствий ЧС МЧС России может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных работ (АСР), возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и другими нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Основные задачи РСЧС.

2. Координационные органы РСЧС.

3. Постоянно действующие органы управления РСЧС.

4. Органы повседневного управления РСЧС.

5. Основные задачи КЧС и ПБ

 

Задание для самостоятельной работы:

изучить историю и предпосылки создания РСЧС И ГО В России.

 

Литература:

1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. − К. : Облиздат, 2001. − С. 297 − 299.

2. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Сборник лекций для руководящего состава. − Н. : ООО «ИПП «КУНА», 2004. − 72 − 76.

3. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335).

4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».