Организационная структура РСЧС

РСЧС объединяет ОУ, силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера» (постановление Правительства РФ от 27.05.2005 №335).

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемысоздаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из зве­ньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

Уровни РСЧС строятся по следующему принципу:

- феде­ральный ОУ, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти;

-региональный образован за счет районирования тер­ритории России по шести регионам: Цент­ральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Красноярск) и Дальневосточный (Хабаровск). Каждый регион охва­тывает территории нескольких субъектов Российской Федера­ции;

-территориальный − органы исполнитель­ной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях;

- местный территории муниципальных образований;

- объектовый– территория предприятия, учреж­дения, организации.

На каждом уровне РСЧСсоздаются координационные органы, постоянно действующие ОУ, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы единой системы:

- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), КЧС и ПБ федеральных органов исполнительной власти;

- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – КЧС и ПБ органа исполнительной власти субъекта РФ;

- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – КЧС и ПБ органа местного самоуправления;

- на объектовом уровне – КЧС и ПБ объекта.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФв федеральном округе.

КЧС и ПБ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основные задачи КЧС и ПБ всоответствии с их компетенцией:

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения ПБ;

- координация деятельности ОУ и сил единой системы;

- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧСи обеспечения ПБ, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;

- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ПБ решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующие ОУ РСЧС:

- на федеральном уровне – МЧС РФ,подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

- на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС РФрегиональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – РЦ МЧС России). Размеры РЦ МЧС определены Указом Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 900 «О военно-административном делении РФ»;

- на региональном уровнетерриториальные органы МЧС РФспециально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧСпо субъектам РФ (далее – ГУ МЧС РФ по субъектам РФ);

- на муниципальном уровнеорганы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в организациях) – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

 

Органы повседневного управления РСЧС:

- центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), информационные центры (ИЦ), дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти;

- ЦУКС РЦ МЧС России;

- ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ, ИЦ, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

- ДДС организаций (объектов).

Для непосредственного управления ликвидацией конкретной ЧС на базе ОУ ГОЧС мо­гут создаваться нештатные ОУ – оперативные штабы или оперативные группы.

Размещение ОУ РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления (ПУ), оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемыми в постоянной готовности к использованию.

Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющей собой организа­ционно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до ОУ единой системы и населения.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориаль­ном и местном уровнях управления.

Федеральная система централизованного оповещения обеспечива­ет доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ МЧС РФ и структур централь­ного подчинения.

Непосредственное оповещение населения об угрозе или воз­никновении ЧСв системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используют­ся электросирены, проводные средства связи и оповещения, мес­тные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.

Составной частью территориальных систем оповещения яв­ляются создаваемые в районах размещения потенциально опас­ных объектов (ПОО) (атомных станций, гидроузлов, химически опас­ных объектов и др.) локальные системы оповещения. Ответственность за создание указанных систем оповещения воз­ложена на федеральные органы исполнительной власти, в веде­нии которых находятся такие объекты.