В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ РФ

 

Метод- способ и прием воздействия.

Метод правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия и приемов регулирования общественных отношений в целях достижения необходимого результата.

Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования, которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:

1)характер положения участников правоотношения;

2) порядок установления прав и обязанностей;

3)особенности состава юридических фактов, влекущих правоотношения;

4)специфика юридической ответственности.

В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия с целью выполнения норм права:

1) гражданско-правовой основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;

2) административно-правовой исходит из неравного положения сторон, т. е. отношений власти и подчинения.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений.

В предмет предпринимательского права входят горизонтальные (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа ≪управление – предприниматель»), поэтому при регулировании хозяйственно-правовых отношений используются и императивные и диспозитивные методы правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.

С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;

2) рекомендации. В этом случае одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях,

дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;

3) согласования. При этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

4) запреты ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ ≪Об охране окружающей среды≫ установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

5) автономные решения заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.