Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

Особенности фонематического слуха. При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются дефектные артикуляции, что на высших уровнях управления речевым процессом (в коре головного мозга) фиксируется в виде дефектных кинестезий. Таким образом, центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Сами дети с ринолалией воспринимают свою речь как фонетически правильную, не слышат дефекты своей речи. Таким образом, отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом, а также недостаточностью физического слуха.

Незаконченность процессов формирования артикулирования звуков может привести к трудностям при овладении звуковым анализом. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Исследования З.А Репиной подтверждают, что нарушения письма, выявленные у 64,9% обследованных детей с ринолалией, являются вторичными.

Лексико-грамматические нарушения.

С самого рождения отмечается запаздывание в развитии речи ребенка с расщелиной губы и неба. Первые слова появляются к двум годам и значительно позже. Импрессивная речь развивается относительно нормально. Качественные особенности проявляются в развитии экспрессивной речи.

Уровень освоения лексики и сформированность грамматических форм и категорий языка зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

Словарь детей недостаточно точен по употреблению, с преобладанием слов, обозначающих конкретные предметы. В спонтанной речи преобладают существительные и глаголы, дети мало пользуются прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.

Наблюдаются ошибки грамматического оформления речи: неправильное согласование слов в роде, числе и падеже, ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа, неправильное построение предложений.

Своеобразие формирования всех психических функций. Группа детей с ринолалией является полиморфной по уровню психического развития. Динамическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания. Есть основания считать, что нередко задержка психического развития носит временный характер и успешно устраняется в адекватных дефекту условиях обучения и воспитания.

Своеобразие становления личности. Причины: неблагоприятные условия жизни в коллективе, нарушение речи как средства коммуникации, односторонне общение с коллективом. Как результат, развитие замкнутости, застенчивости, раздражительности. Постепенно падает мотивация общения. Может быть отмечена повышенная агрессивность. В некоторых случаях требуется помощь психоневролога и невропатолога.

Следует отметить негативные последствия длительной госпитализации детей с врожденной небной патологией, усугубление особенностей поведения детей с ринолалией при неправильном семейном воспитании. Необходимо проведение психотерапевтических мероприятий с членами семьи ребенка и с ним самим с целью предупреждения трудностей поведения и коррекции личности ребенка с небной патологией. Отклонения психического развития у данной категории детей встречаются в 20 раз чаще, чем у детей с нормальным развитием челюстно-лицевого аппарата.

Таким образом, первичными нарушениями при ринолалии являются: нарушения дыхания, питания, отставание в физическом развитии, астенический синдром, физическое снижение слуха, неврологические нарушения, нарушения в костно-мышечном аппарате речи, нарушения зубо-челюстной системы, нарушения артикуляционной моторики, голосовые нарушения и акустико-артикуляционные особенности звукопроизношения.

Вторичные нарушения: нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, задержка в развитии речи, лексико-грамматические нарушения, общее недоразвитие речи, дисграфия и дислексия, снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития, нарушения коммуникации, особенности личности.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте факторы, влияющие на развитие врожденных расщелин верхней губы и неба.

2. Составить перечень видов врожденных расщелин губы и неба.

3. Чем отличаются сквозные расщелины от изолированных?

4. Что представляет собой субмукозная расщелина неба? Каков способ ее выявления?

5. В чем заключаются особенности механизма небно-глоточного смыкания в норме и при врожденных расщелинах неба?

6. В чем причина частых простудных заболеваний детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба?

7. Назовите причины снижения слуха у детей с врожденной небной патологией.

8. Каковы сопутствующие патологии, сопровождающие врожденные расщелины верхней губы и неба?

9. В чем заключаются особенности состояния ЦНС у детей с челюстно-лицевой патологией?

10.Дайте краткую характеристику первичных нарушений в структуре речевого дефекта при ринолалии.

11.Дайте сравнительную характеристику дыхательной функции в норме и при ринолалии.

12.Почему нарушается фонационное дыхание у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба?

13.Нарушается ли у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба голосовая функция, по каким характеристикам, в какой степени, когда?

14.Дайте определение понятия "гиперназализация голоса".

15.Охарактеризуйте положение языка у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В чем заключается его отличие от положения языка у детей с нормальным строением неба?

16.Как отражается патологическая поза языка на качестве произносимых звуков при ринолалии?

17.Почему у ребенка с ринолалией в процесс артикуляции включаются мимические мышцы?

18.Охарактеризуйте деформации зубочелюстной системы и их влияние на нарушение звукопроизношения при ринолалии.

19.Выпишите причины нарушений звукопроизношения при ринолалии.

20.В чем заключаются особенности артикуляции гласных звуков при ринолалии?

21.Охарактеризуйте механизм образования ротовых и носовых звуков в норме и при открытой органической ринолалии.

22.Какие речевые нарушения могут осложнять структуру дефекта при ринолалии?

23.Охарактеризуйте вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.

24.Дайте характеристику состояния фонематического восприятия при ринолалии. Назовите причины нарушения.

25.В чем заключаются особенности лексико-грамматического строя речи при ринолалии?

26.В каких случаях у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба наблюдается общее недоразвитие речи?

27.Может ли при ринолалии на почве врожденных расщелин неба наблюдаться задержка психического развития?