Античный образ науки
Цель изучения темы: Сформировать представление о становлении науки в Древней Греции, её мировоззренческом статусе и методологических особенностях.
Основные вопросы темы: Общая характеристика античной науки. Проблематика философии науки в античной философии. Основные черты (социально-культурные, гносеологические, методологические) образа науки в античной философии.
Когда речь идет об античной эпохе, надо различать реальную науку в Древней Греции и те научные программы (образы науки – неполные и приближенные), которые складывались в первых философских школах и получили в дальнейшем своё развитие. Большинство достижений греческой математики, астрономии, механики и физики появились в начале эпохи эллинизма и в последующий период александрийской или эллинистической науки. Аристотель принадлежит начальному периоду эллинистической эпохи. Поэтому в его деятельности идеи, которые относятся к философии науки, достигли максимального развития по сравнению с другими философскими учениями Древней Греции. Тем более он сам, как никто из других философов в это время, занимался реальной наукой.
Проблематика философии науки, идеи, имеющие отношение к философии науки, появляются с возникновением в античной философии гносеологической проблематики, т.е. уже у Гераклита. Важнейшими этапами на этом пути были пифагорийский союз и элейская школа, деятельность софистов и Сократа, научные программы Демокрита и Платона. Высшей точкой на этом пути был аристотелевский образ науки. Он имел самостоятельный характер, а не просто суммировал или синтезировал предшествовавшие ему образы науки, которые имели отчасти умозрительный характер, отчасти представляли собой осмысление реальной науки античной эпохи.
На основе осмысления философской рефлексии над наукой, имевшей место в Древней Греции, представляется возможным нарисовать некий собирательный образ науки. Этот образ есть синтез результатов осмысления в философии реальной науки (включая сюда и саму философию), а также философских умозрений по поводу науки.
Можно выделить следующие основные черты античного образа науки.
В отличие от преднауки, т.е. того знания, которое вырабатывалось в египетской и других восточных цивилизациях, в античности знание выступало как самоценность, т.е. не было отражением практических потребностей человека. Не знание ради пользы, не знание, которое выступает функцией практики, а знание ради него самого.
Преодоление сакральности знания, его герметичности, закрытости от непосвященных. Научное знание в Древней Греции разрабатывалось не жрецами. Заниматься разработкой знания и его трансляцией (преподаванием и учением) могли свободные люди, желавшие этого и обладавшие соответствующими способностями.
Отмеченные моменты (самоценность знания и его десакрализация) относятся к вопросу о месте и роли знания в обществе и культуре античного мира. Если же перейти к иному ракурсу рассмотрения мира науки (внутренний, а не внешний план), то можно выделить несколько моментов предметного и методологического характера.
Предметность.В Древней Греции происходит становление дисциплинарного характера научного знания. Уже в Платоновской академии и особенно в школе Аристотеля (в том числе у него самого) знание приобретает вид научных дисциплин. В их рамках проходили исследования и обучалась научная смена. У Аристотеля этот процесс достиг своего апогея как в теории (разделение наук на теоретические, практические и творческие, и их последующая внутренняя дифференциация), так и в практике его собственных научных изысканий (соч. «Физика», «О душе», «Политика», «Поэтика», «Метеорология» и др.). Определенная дисциплинарность имела место и в период первых философских школ, создававших учение о природе, где натурфилософские идеи не были ещё отделены от естественнонаучных. Можно назвать также сочинения по истории Геродота и Фукидида, не дошедшие до нас математические трактаты античности (предтечи «Начал» Евклида), корпус философских сочинений Демокрита, названия которых нам известны. Тем самым ставится под сомнение трактовка философии как прародительницы всех наук, давших им жизнь, а затем постепенно теряющей объём своего содержания (пресловутая концепция «отпочкования»).
Методологические идеи античной науки можно представить следующим образом.
Первое. Относительная независимость процесса получения знания от практической деятельности, отделение умственного труда от физического, понимание практики как вида деятельности, недостойного свободного человека, приводило к созерцательности, умозрительности античной науки. Эксперимент не входил в её методологический арсенал.
Второе. Идея (и её реализация) обоснования знания. Преодолевается подход к знанию как к рецепту, инструкции по проведению тех или иных практических действий (счет, измерение и т.п.). Применительно к математике известный современный физик Р. Фейнман выделял два пути её развития: вавилонский и греческий. Первый - понимание математики как ориентированной на решение практических задач, вырастающей из практики, обусловленной ею. Математические знания имели форму предписаний. Второй – математика как наука, развивающаяся на своей собственной основе, без непосредственной и постоянной связи с практикой.
Различия двух путей вызвано следующим обстоятельством. Для преднауки характерен способ построения знаний путем абстрагирования от предметов и их отношений, которые даны в рамках наличной практики. Однако постепенно формируется новый тип знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию мира.
Если на этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения выводились непосредственно из практики, а затем внутри этого знания формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить новое знание как бы «сверху» по отношению к реальной практике, постепенно приближается к ней. В процессе познания проверяются созданные из идеальных элементов конструкции – сопоставляются с практической деятельностью. При таком подходе идеальные объекты «вырастают» не из практики, а строятся на основе ранее сложившегося знания.
Так, например, в математике числа начинают рассматриваться не как образ (прообраз) совокупностей предметов, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные объекты. Из натуральных чисел строятся новые идеальные объекты: отрицательные числа, мнимые числа и т.д.
Благодаря новому способу построения знаний, наука получает возможность изучать не только те предметные связи, которые принадлежат сложившейся практике, но и те, которые могут принадлежать практике будущего. С этого момента кончается преднаука и начинается наука в собственном смысле слова. В ней наряду с эмпирическими зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория. В ней эмпирические зависимости получаются как следствие из теоретических постулатов. Знания уже не формируются как предписания для наличной практики. Они выступают как знания об объектах реальности «самой по себе». На их основе вырабатываются способы будущего практического изменения объектов.
Третьей методологической особенностью античной науки является её рефлексивность, гносеологическая ориентация не только на объект, внешний субъекту, но и на самого субъекта. Иными словами, знание и познание становятся объектом познания. Своего апогея эта направленность достигает у Аристотеля, создавшего учение о мышлении, в частности, учение о методе познания (в работе «Аналитики»), которое явилось прообразом того метода, который был реализован Евклидом в «Началах» и получил название аксиоматического.
Четвертое. Реализация в познании принципа историзма. Имеется в виду подход, который требует при изучении того или иного явления обращения к процессу его научного освоения в предшествующих учениях.
Исходя из сказанного, можно заключить, что в Древней Греции наука выступала (и как реальная наука, и как предмет философского рассмотрения) в виде знания и деятельности. Социальные аспекты бытия науки (наука как социальный институт) в меньшей степени находили отражение в её образе. Мы находим в античности идеи о науке как коллективном творчестве (в диахронном и синхронном планах), о назначении науки и ученого и т.д. Александрийская школа явилась прообразом социального института науки, возникшего в эпоху Нового времени.
Контрольные вопросы и задания
1. Когда возникает проблематика философии науки в Древней Греции?
2. Каковы источники античного образа науки?
3. Каковы социально-культурные отличия античной науки от преднауки?
4. Каковы гносеологические особенности античной науки?
5. В чем состоят методологические характеристики античной науки?
Тема 5