Проблемы модернизации стран Азии в межвоенный период

 

1) Крупнейшие национально-освободительные движения в странах Азии в межвоенный период, их типология, общие черты и особенности.

2) Политика национальных реформ в Турции, Иране и Афганистане.

 

Само понятие модернизация чаще всего трактуется как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Целостная концепция модернизации была разработана в 50-60 годы 20 века в западной социологической науке (преимущественно в США). В трудах первого поколения учёных М рассматривалась как сложный, комплексный процесс изменений, охватывающий сразу все сферы общественной жизни. они считали, что процесс М носил линейный характер, первоначально имел локальный масштаб. М быстро охватила страны Западной Европы и США, сделав их лидерами, остальные могли играть лишь роль колониальной экспансии. Ускорение собственного развития – цель стран второго эшелона.

Эта задача стала осознаваться странами Востока ещё в 19 веке, но объективные условия отсутствовали (кроме Японии). Мешали традиционные феодальные институты, дезинтеграция восточных обществ, построенных на корпоративных началах и сила традиционных устоев (как в жизни одного индивида, так и в общество в целом), экономическая отсталость, увеличивавшаяся зависимость от иностранных держав. М на востоке могла начаться только в странах, сохранивших суверенитет (даже формальный) – полуколонии. Поскольку внутренние предпосылки отсутствовали, важное значение приобретала угроза потери самостоятельности, что заставляло проводить реформы сверху. Это вызвало реакцию общества, неготового к кардинальным изменениям. Это сопротивление могло быть нейтрализовано, если лидером станет социальная общеактуальная задача. Таким образом ещё одним условием М становилось наличие активной и сильной политической элиты, способной выработать эффективную программу действий и обосновать её необходимость. Такая национальная идеология должна была сплотить общество под эгидой национального государства на выполнение модернизационного развития. Успешнее свсего такая программа могла реализоваться там, где уже существовала более менее прочная национальная база, от лица которой и выступала политическая элита, стремившаяся провести программу М. Наиболее успешным примером форсированной модернизации является политика правительства Мустафе Кемаля, сумевшего не только отстоять суверенитет страны, но и провёдшего успешные реформы. Этот пример был показателем и для других стран Азии (особенно для исламских стран Ближнего и Среднего Востока, которые копировали модель М Кемаля).

I) На 20-30 годы приходится вторая волна национально-освободительных движений. Преимущественно эта волна приходится на первые послевоенные годы (первая половина 20-х гг). эта волна стала составной частью революционного подъёма. Наряду с попыткой ликвидации феодального строя ставится задача создания национальных суверенных государств. Объективные условия ещё не созрели для развития буржуазного строя, однако получилось создать предпосылки. Подъём национально-освободительного движения был разнородным.

Национальная революция в Турции (1918-1923) зажгла цепь других революционных событий. Она спровоцировала подъём национально-освободительного движения в Иране (1918-1923), которое привело к установлению светско-республиканского режима. Национальное восстание в Египте (1919-1920) – эвакуация английских консульств. Индия (1919-1924) – лозунги ненасильственного сопротивления, по своим результатам почти революция, хотя конечной цели не достигли. Корея (1919) – антияпонский национально-освободительный характер. В Японии (1918-1919) проходят рисовые бунты. Великая национальная революция в Китае (в полную меру развернулась только во второй половине 20-х гг: 1925-1928/29) – борьба с японским влиянием, стремление восстановить монархию, национальное освобождение. Национально-освободительное движение охватывает Ливию (1917/18 – 1932) – характер партизанской войны на юге Ливии. Параллельно проходили события на территории Марокко (1922-1925). Тунис (1925-1926). Сирия (1925-1927) – антифранцузское выступление.

На этом этапе почти не наблюдается ничего подобного в Южной Африке и в Индонезии. Только на территории ЮАСоюза возникают политические организации, создание институтов гражданского общества, но революционной борьбы не произошло.

Наиболее отчётливо на этом этапе задача ускоренного развития проявила себя в тех странах, где уже был накоплен опыт национально-освободительной борьбы и была готова элита. В типологическом плане их можно подразделить на собственно-национальные (идеологии национального прагматизма) и наднациональные идеологии (пан-идеологии). Пан идеологии стремились к объединению ряда областей на основе единства, на базе общей культурной, исторической и расовой принадлежности. Общепринято, что наднациональные идеологии были первым этапом формирования национальной идеологии.

Революционно-демократические и буржуазно-реформистские идеологии. Основателем этой классификации является Ленин. Первые – потенциальные союзники СССР, вторые – враги. Индия пошла по второму пути и коммунистическое движение в Индии осталось без поддержки Советского Союза.

Ряд современных исследователей пытаются проанализировать степень влияния на революции западных доктрин (светских и модернизационных) и местных (религиозных и традиционных): консервативные (традиционные), компромиссные, модернизаторские (светские) идеологии. Пан-исламизм – консервативная идеология – противостояние быстрым изменениям и влиянию Запада. В Индии – светская идеология (отрицание варно-кастового строя), но начало берёт в индуизме. Сунь Ятсень и Кемаль – модернизационные идеологии.

Все эти национальные идеологии в своём развитии претерпели идейную революцию и на разных этапах выступали в разных качествах. На ранних этапах они носили идею кардинальных изменений и разрыва с традициями (три принципа Ятсеня: национализм – возвращение к династии Мин; народовластие – отказ от монархизма и переход к республиканской форме правления; народное благоденствие – создание оптимальных условий для экономического развития – для начала наделение крестьян землёй). Но когда национальное государство создаётся, начинается консолидация социума и укрепление новой государственности – идеология революции становится государственной идеологией. Но постепенно возникают новые идеологии, и по отношению к ним она ведёт себя как консервативная сила (реакционная, антиреволюционная доктрина). Позднее Ятсен отказался от третьего лозунга, чтобы привлечь буржуазию. Ставка на генералитет не сработала и Ятсен обращается к Коминтерну. Национализм стал пониматься как необходимость ликвидации зависимости от влияния западных держав и достижение равноправия всех народов Китая. Народовластие стало трактоваться как стремление создать государство не буржуазного типа, а как государство прямого народоправства по типу системы советов в России. Принцип народного благоденствия будет трактоваться как стремление осуществить насущные национальные преобразования (перераспределение ресурсов).

После смерти Сунь Ятсена правое крыло Гоминьдана возглавила Жена Ятсена, а левое – его сын, который с осторожностью относился к Коминтерну. Всё это закончилось переворотом в партии в 1927 году, года к власти приходит Чан Кайши. После этого происходит изменение постулатов Ятсена. Лозунг национализма стал трактоваться как идея существования великоханьской нации, объединяющей все народности Китая. Народовластие – реализация на практике учения Сунь Ятсена в конституции пяти ветвей власти – вывод о необходимости сочетания европейских достижений с китайскими традициями (высшая экзаменационная власть и высшая контрольная власть). На практике это всё реализовывалось в виде пяти палат, деятельность которых координировал Чан Кайши. Принцип народного благоденствия – идея быстрого развития государственного капитализма на основе создания мощного государственного сектора в экономике и государственная поддержка частного сектора. Отношение к Чан Кайши было со стороны Коминтерна резко отрицательным.

 

Сама идеология Кемализма зародилась в годы кризиса после Первой мировой войны. Мустафа Кемаль был военным, член младотурецкого движения. Популярный турецкий генерал был отправлен в восточные районы Анатолии, где порывает с правительством и возглавляет общество по защите прав Анатолии, потом возглавляет временное революционное правительство. Идёт на сближение с советской Россией и добивается победы над войсками Антанты в 20-е годы. Начинается создание законного правительства турецкого государства.

1 февраля 1922 года Кемаль ликвидирует султанат, султан (он находился в Стамбуле, оккупированном англичанами) становится равным обычному турецкому гражданину.

Манифест о ликвидации халифата – Турция объявлялась светским государством республиканского типа. Кемаль пожизненно был провозглашён президентом республики, при этом он возглавлял правительство, парламент и был главнокомандующим. Будучи отцом турецкой нации (с 1934 – Ататюрк).

Кемаль сформулировал основные постулаты своего правления к концу срока своего правления – воспринимается как завещание. В основе идеологии положены «шесть стрел»:

1) республиканизм – приверженность Турции к республике и невозможность возврата к монархии (надо понимать, что демократии не было – диктаторский режим). Этот недостаток будет исправлен после Второй мировой войны – переход к двухпартийной системе.

2) национализм – провозглашение исключительности турецкой нации, её суверенитета. Ряд районов Анатолии, заселённых курдами и армянами, рассматриваются как территория Турции. Турция – этнократическое государство.

3) народность – интегрированность, монолитность турецкой нации, отрицание возможности противоречий (классовых, этнических и т.д.). Исток этой идеи в доктринах Уварова или в итальянском фашизме. Права нации важнее, чем права личности.

4) ататизм – ведущая роль государства во всех сферах жизни общества. Создание мощного государственного сектора в экономике.

5)лаицизм – светскость – приверженность к светскому государству, отрицание какой-либо роли в жизни турецкого общества. Были закрыты все мечети и медресе, запрет проповедей ислама. Реформа языка была направлена на подрыв влияния Корана, который был написан на арабском языке. Распространение фамилий и паспортной системы, отуречивание курдов.

6) революционность – верность турецкого общества установкам Кемаля и неукоснительное следование Турции преобразованиям, её постоянное развитие и обновление, основанное на достижениях Запада.

 

Индия. Ганди стал общепризнанным лидером только в годы Первой мировой войны, когда он работал адвокатом в Южной Африке. В основе идеологии Ганди лежат традиционные для Индии принципы:

1) Ахимса – принцип сознательного отказа от любого насилия.

2) Сатегракха – «упорство в истине», некий моральный принцип – гражданский долг каждого индуса в участии в политической борьбе. Это не характерно для индуизма, так энергию пришлось направить не на внутреннее совершенство, а на мирское. Попытка создать идеальное индуистское государство – сабадайя – идеальное высоконравственное общество, которое можно создать здесь и сейчас. Ганди не стремился излагать своё учение на бумаге, он его проповедовал как отшельники древности. Отказ от западных традиций.

Лозунги – достижение суверенности от Англии и экономической свободы. Попытки возродить традиционные виды ремёсел (например, ручное ткачество) – попытка доказать, что Индия может быть независимой в экономическом плане от Англии.

Массовые и индивидуальные компании неповиновения. Главное для Ганди, чтобы массовые движения не носили вооружённых характер. В начале 20-х годов после нескольких стычек и жертв он отказался от массовых компаний.

Наряду с проведением этих форм протеста Ганди стремился к осуществлению конструктивной программы. Лозунгами первой программы стали:

1) развитие ручного ткачества и возврат к традиционным ремёслам.

2) налаживание отношений между индуистами и мусульманами.

3) отказ от варно-кастовых обычаев и отказ от варварских традиций (восстановление касты неприкасаемых, борьба с самосожжением вдов).

Эти положения не полностью понимались политическими лидерами, однако своего результата в чём-то он добился – народ сплотился. Ганди был убит религиозным фанатиком, не дожив до конца реализации своих планов. Ганди осуществил синтез буржуазно-либеральных и культурно-религиозных идей. Приемники Ганди стремились к социальной стабильности и постепенному развитию.

 

II) В результате Первой мировой войны Персия оказалась в бедственном положении, её экономика была разрушена. Контроль над северными и южными провинциями был утерян. На практике конституция не действовала. У власти оказалась проанглийская группировка во главе с Вогус-эт-Доуле, которая подписала с Англией договор о британской помощи Персии, в соответствии с которым Иран перешёл под Британский протекторат. Началась британская военная оккупация северных провинций, что вызвало подъём национальных движений на севере.

В апреле 20 года началось восстание, лидером которого стал азербайджанец Махамад Хиябани. Центром восстания стал город Тиблис. В восстании приняли широкие слои общества. Они требовали расторжения ирано-английского соглашения, национальной и культурной автономии для Азербайджана. Восстание было подавлено совместными силами шахских и английских войск. Одновременно возникает новый очаг сопротивления – провинция Гилян. Там поддержку восставшим оказывал СССР. Была образована Гиланская ССР во главе с Аму-Оглу. Была объявлена программа широких преобразований: национализация земли, отделение церкви от государства, что оттолкнуло буржуазию, феодалов и всех верующих, что привело к краху республики. Против них выступил Кучек-хан, который объединил всех недовольных и подавил Гиланскую ССР.

К 1920 году правительство Ирана смогла подавить восстания на севере. В 1921 году возникает влиятельная оппозиционная группировка во главе с Зия-эддин Табатабаи (лидер шиитского духёовенства) и командиром шахской казачьей бригады Реза-хан. Они подготовили переворот 21 февраля 1921 года. Свергли правительство и династию.

Новое правительство расторгло соглашение с Британией, обещало снизить налоги и подати и провести реформы в интересах народа. Из страны были удалены английские советники и военные инструкторы, был расформирован корпус персидских стрелков, созданный англичанами. Правительство добилось вывода английских войск с территории Ирана. Был подписан советско-иранский договор.

Правительство ушло в отставку из-за нехватки средств для проведения реформ.

В 1922 году было создано правительство Кавам эс-Салтана. Оно пригласило американских советников во главе с Мильпсо, целью которых было защитить Иран от влияния Британии. Иран попал под финансовое влияние США.

Реза-хан быстро понял опасность такого курса и в 1923 году сам стаёт премьер-министром. Постепенно он устанавливает жёсткий диктаторский режим, невзирая на конституцию. С 1925 года он основывает свою династию. Его цели: централизация и военная мощь страны. «Иран» как название было введено при нём. Иран – страна ариев.

В начале 1922 года была создана армия на основе европейских достижений и при помощи советского союза.

Шах начинает широкое строительство шоссейных дорог, соединяющих центр с провинциями с созданием военных крепостей и фортов. Вся полнота власти в провинциях переходит к армейским командирам.

Параллельно с этими мерами шах ведёт борьбу с аристократией. Ханов лишают наследственных должностей, права на сбор налогов. На эти должности назначаются чиновники из Тегерана. Проводится конфискация земли аристократии. Представителей аристократии выселяли в чужие для них регионы (как правило слабо развитые). Конфискованные земли перераспределялись между новой военной аристократией. Им же передаётся вся власть на местах. Феодальные отношения сохраняются.

Централизация вызвала новый рост налогов и повинностей, что вызвало рост волнений и восстаний крестьян во многих провинциях во второй половине 20-х гг. шах подавлял восстания силой, но при этом издал ряд законов на нормализацию аграрных отношений в деревне. В 1927 году был введён новый уголовный кодекс, защищавший право частной собственности и помещиков, и крестьян. В 1929 году вышел новый гражданский кодекс, скопированный с итальянского образца, который гарантировал неприкосновенность личности. 1928 год – закон о регистрации земельной собственности, узаконивались арендные отношения и собственнические отношения на землю. В 1931 году из-за непрекращающихся волнений был издан закон против аграрного бандитизма – в защиту разграбляемых помещичьих владений.

Идя на уступки земельной аристократии был опубликован закон, по которому помещики могли арендовать землю шаха. В 1939 году был выпущен закон о регулировании отношений между крестьянами и помещиками, в основу которых были положены товарно-денежные отношения.

Поощрялось частное предпринимательство в городе. Устанавливаются высокие пошлины на ввоз товаров в страну. Государственная монополия на внешнюю торговлю, на производство и продажу сахара и чая с целью пополнения казны и поддержания посредством субсидий частного предпринимательства. С этого времени начинается переход к капитализму. Полной национализации не наблюдалось, только госконтроль и поддержка. Национализировано было только то, что было связано с производством оружия.

Эти реформы вызвали конфликт с англо-иранской нефтяной компании, основанной ещё в начале 20 века. Шах заставлял их раскошелиться в пользу казны. К 1933 году этот кризис был преодолён, было подписано соглашение о продлении концессии ещё на 60 лет, но шах добился контроля над 40% прибыли этой компании. Начиная с 1935 года, предпринимаются меры по расширению табачного производства, ковроткачества и др.

Программа преобразований в культурной сфере была ориентирована на европеизацию. Декрет об обязательном снятии чадры с женщин и ношение костюмы (для служащих в госаппарате). Введение всеобщего бесплатного обучения в светских школах, создание которых начинается с того времени и за государственный счёт. Создание сети профессиональных училищ. В Тегеране открывается университет.

Создаются светские суды.

Весь этот пакет реформ копировал турецкий образец Ататюрка. Сталин: «Реза-шах пытается примерять сапоги Ататюрка».

Но в отличие от Турции, где удалось сломить систему, в Иране широкой поддержки в шиитском Иране встретить не удалось. Реформы вызвали сопротивление шиитского духовенства, которое имело широкую поддержку народа. В 1930-х гг по Ирану прокатилась волна волнений с требованием свернуть реформы. Реза-шаху пришлось отказаться от политики широкой европеизации. Он добился внешней европеизации чиновников, создал несколько светских школ и училищ, была создана система военных училищ.

Во внешней политике правительство Реза-шаха ориентировалось на союзнические отношения с Советским союзом. Правительство также маневрировало между интересами Англии и США. Главная цель – отстаивать суверенитет Ирана, играя на противоречии великих держав. Здесь он также копировал турецкую модель. Большую роль играли советская торговля, когда советский союз поставлял продукты и промышленные товары в обмен на сухофрукты и нефть. До 1935 года этот объём составлял 40% импорта Ирана.

В период Великой депрессии советско-иранская торговля резко возросла, так как страны запада оказались в кризисе.

В 1933 году правительство Реза-шаха попыталось бойкотировать советские товары, на что начались волнения, особенно на севере страны. С 1936 года начинается переориентация внешней политики Ирана на интересы Ирана, что было связано с личной симпатией шаха к Гитлеру (Иран – страна Ариев).

В 1938 году шах отказался продлить торговый договор с СССР, что привело торговлю с Советским Союзом. Доля германских товаров стала достигать 40-45% импорта.

Шах распускать меджлис, подавляет сепаратизм, борется с шиитским духовенством. Шах пытается поддерживать отношения с Британией. Так ещё в 1937 году Иран стал членом Саадобатского пакта между Турцией, Ираном и Афганистаном – военный блок под эгидой Великобритании, направленный против Германии и Советского Союза. Этот курс шаха приведёт в будущем оккупации Ирана советско-английскими войсками в 1941 году, что приведёт и к низложению шаха.

 

Афганистан. 20 февраля 1919 года был в результате заговора убит старый эмир Хабибула-хан (сторонник пробританской ориентации). К власти пришёл Амунула-хан – лидер младоафганцев.

Ещё существовало движение староафганцев во главе с Нахрула-ханом.

28 февраля 1919 года Амунула-хан был коронован и объявил о независимости от Великобритании. Уже 8 марта 1919 года правительство РСФСР объявило о признании нового правительства, начался обмен посольствам. Великобритания объявила Афганистану войну (третью). Пока английские войска продвигались по северу, основные силы афганцев перешли на территорию Индии и вторглись в северо-западные провинции Индии, спровоцировав волну местных пуштунских восстаний. Англичане испугались, что восстание пуштунов перекинется вглубь Индии, где уже началась активная деятельность Индиры Ганди. Англичане пошли на перемирии. 3 июня оно было подписано. 8 августа был подписан договор, по которому Афганистан признавался суверенным государством.

Следом за советской Россией Англия попыталась установить прочные отношения с Афганистаном. После этого суверенитет Афганистана признали остальные страны мира.

Упрочив своё внешнеполитическое положение, началось проведение реформ.

Большую роль в управлении страной играл законодательный совет из 25 человек (аристократия, духовенство, военная элита). Первым пунктом стала замена натуральных налогов денежными для преодоления феодальной отсталости. Конфискация земельной собственности и имущества у староафганской партии в пользу государства, позднее их перепродали либеральным помещикам и купцам. Конфискация земель и имущества у духовенства. Организация национальных акционерных обществ и торговых компаний для развития внешней торговли Афганистана. Реорганизация армии на основе введения принципа уплаты жалования вместо предоставления земельной ренты. Укрепление центрального и местного аппарата управления. Создание органов местного самоуправления: создание совещательных палат при главах областных и районных администрациях). Введение светских судов. Реформа системы образования, создание светских школ трёх ступеней. Модернизация политической системы страны.

10 апреля 1923 года был принят основной закон – временная конституция. Афганистан – конституционная монархия с сильной властью эмира и законодательным собранием. Эмир был главой исполнительной власти и формировал кабинет министров, был главой внешней политикой. Законосовещательным органом был совещательная палата:

1) совет провинциальных чиновников (50% чиновников назначались эмиром).

2) лидеры кланов.

Равенство всех подданных, гарантии свободы личности, печати, неприкосновенности и т.д. большая часть этих реформ была не реализована, так как начался протест всех слоёв населения. Рост налогов привёл к восстаниям. Подавив сопротивления хан решил, что общество к реформам ещё не готово. В 1927 году 7 месяцев он ездил по Европе, Азии и США. После возвращения он объявил новый курс реформ. В основе лежала идея технической модернизации, строительство шоссейных дорог, радиофикация, электрофикация. Эта программа подкреплялась созданием частных и государственных банков, открытием школ, больниц, университетов и учреждением народного совета, как представительского органа. Проект разработки нового уголовного и гражданского кодекса. Введение всеобщей воинской повинности. Флаг, герб, гимн и т.д.

В августе 1928 года хан собирает съезд представителей Лойджигар, который одобрил реформы. Но как только хан начал реформы, начались волнения на юге, среди пуштунских племён, которые всегда были полуавтономны – осенью 1928 года. Особенно они были недовольны отменой налоговых льгот и воинскими повинностями. Сопротивление возглавил местный разбойник (местный Робин Гуд) Багайи Сакао, объявив себя новым ханом, защитником веры и бедных. Его активно поддержали и все противники Аманулы-хана. В результате 17 января 1929 года эти вооружённые толпы вступили в Кабул. Аманула хан бежал в Кандагар. После неудачной попытки вернуть трон он уехал в Германию и жил там до своей смерти (в Цюрихе). В Афганистане началась гражданская война, все достижения реформ были уничтожены, началось сближение с Англией, что привело к обострению отношений с СССР. Афганистан стал поддерживать басмаческое движение на юге Азии. В условиях гражданской войны начинается стихийное антифеодальное движение, что привело к поддержке помещиками военного министра Надир-хана. 15 октября 1929 года его войска заняли Кабул и он был провозглашён новым правителем Афганистана. Гражданская война постепенно успокоилась. Он ликвидировал басмаков и наладил отношения с Советским Союзом. Пытался проводить реформы плавно, понимая, что реформы нужно проводить постепенно.