Правовое регулирование режима в ИУ и СИЗО.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации можно понимать в узком и широком смысле слова.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации(в узком смысле) состоит из Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов (ст. 2 УИК РФ).

В широком смысле в понятие уголовно-исполнительного законодательства следует включить:

А) международные правовые документы.

Б) законы РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и в том числе кодифицированные нормативные правовые акты;

В) указы Президента РФ;

Г) постановления, распоряжения Правительства РФ;

Д) ведомственные, межведомственные нормативные правовые акты.

Международные правовые документы (акты) – это официальные письменные документы, принятые государствами или иными субъектами международного права (международными организациями).

Их можно классифицировать по следующим основаниям:

– по степени обязательности:

1. международный договор.

2. международный стандарт-рекомендация.

Международный договор– это соглашение, заключенное между государствами или в рамках деятельности международных организаций, ратифицированное странами-участницами и имеющее приоритет над национальным законодательством и в том числе Конституцией Российской Федерации.

Международно-правовые стандарты (рекомендации) обращения с заключенными – это принятые на международном уровне документы, направленные на совершенствование национального законодательства и практики в сфере исполнения наказаний, реализующиеся в национальном законодательстве при наличии необходимых социальных и экономических возможностей.

– по направленности:

1. универсальные.

2. специальные.

– по широте действия:

1. мировые. Например, принятые ООН.

2. региональные. В частности, принятые Советом Европы.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, деятельность которой направлена на поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. Действует на основании Устава ООН, который был утвержден 26 июня 1945 г. (вступил в силу 24 октября 1945 г.).

Международные нормативные правовые документы, принятые ООН, также говорят о режиме пенитенциарных учреждений в целом или об отдельных средствах его обеспечения.

А) Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. закрепила основные права личности, такие как: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3), запрет пыток (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), презумпция невиновности (ст. 11), свобода передвижения (ст. 13), свобода религии (ст. 18), право на социальное обеспечение (ст. 22), право на достойный жизненный уровень (ст. 25).

Б) Статья 10 Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (международный договор, универсальный, мировой) гласит:

1. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

2. a) Обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц;

b) обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения.

3. Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.

Закрепляется также право на жизнь (ст. 6), запрет пыток (ст. 7), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), право на свободу передвижения (ст. 12), свобода религии (ст. 18), равенство перед законом (ст. 26).

В) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. (международный стандарт-рекомендация, специальный, мировой) в общеприменимых правилах (ч. 1) закрепляют разбивку заключенных по категориям (пр. 8):

«Различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ним. Таким образом:

a) мужчин и женщин следует по возможности содержать в раздельных заведениях;

b) если же мужчины и женщины содержатся в одном и том же заведении, то женщин следует размещать в совершенно отдельных помещениях.

c) неосужденных заключенных следует помещать отдельно от осужденных;

d) лиц, осужденных за невыполнение долговых обязательств, и других заключенных по гражданским делам следует помещать отдельно от лиц, совершивших уголовное преступление;

е) малолетних правонарушителей следует содержать отдельно от взрослых».

Правило 27 определяет, что «дисциплину и порядок следует поддерживать с твердостью, вводя, однако, только те ограничения, которые необходимы для обеспечения надежности надзора и соблюдения должных правил общежития в заведении».

Правила 29–32 говорят о дисциплинарных наказаниях, приемлемых и неприемлемых в пенитенциарном учреждении.

Правило 33 говорит о средствах усмирения. «В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи. Кроме того, кандалами и цепями вообще нельзя пользоваться как средствами усмирения. Другими средствами усмирения можно пользоваться только в следующих случаях:

а) для предотвращения побегов во время транспорта, при условии, что заключенные освобождаются от пут, как только они предстают перед судебными или административными органами;

b) по причинам медицинского характера и по указанию врача;

с) по приказу директора, если другие меры оказываются недействительными, когда заключенному нужно помешать причинить вред себе самому или другим или же нанести материальный ущерб; в таких случаях директор обязан немедленно проконсультироваться с врачом и представить доклад вышестоящим административным органам».

Существуют также правила, применимые к отдельным категориям заключенных (ч. 2). «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном расчете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений» (п. 58).

Правило 60 гласит: «Режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить до минимума ту разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая уменьшает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства…».

Правило 67 определяет цели классификации:

«а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступления прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние;

b) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе.

68. Работу с разными категориями заключенных следует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения.

69. В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей».

Правило 85 устанавливает, что заключенные осужденные должны содержаться отдельно от заключенных подследственных и подсудимых. «Молодых заключенных, находящихся под следствием, следует содержать отдельно от взрослых и в принципе в отдельных заведениях».

Совет Европы (СЕ) – международная организация, основанная в 1949 г., деятельность которой направлена на защиту прав и основных свобод человека. Россия является членом СЕ с 1996 г.

К числу европейских правовых источников, закрепляющих требования режима в пенитенциарных учреждениях, следует отнести:

А) Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (международный договор, универсальный, региональный) закрепляет следующие права: на жизнь (ст. 2), запрет пыток (ст. 3), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), на свободу религии (ст. 9).

Б) Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. (международный договор, специальный, региональный) учреждает соответствующий Комитет в целях защиты всех лиц, лишенных свободы, от пыток (ст. 1).

В) Европейские пенитенциарные правила от 11 января 2006 г. (международный стандарт-рекомендация, специальный, региональный) устанавливает требования режима, схожие с положениями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, а именно:

– раздельное содержание различных категорий заключенных (несовершеннолетних и взрослых, лиц, страдающих психическими заболеваниями, мужчин и женщин, подследственных и осужденных) (пр. 11–12, 18);

– ограничение заключенного в правах возможно только на основании решения суда (пр. 2);

– соблюдение прав человека (пр. 1);

– требования размещения заключенных, направленные на их изоляцию и обеспечение личной безопасности (одиночное или совместное размещение, установка системы сигнализации для связи с персоналом, раздельное содержание) (пр. 18);

– «меры безопасности при размещении всех заключенных должны быть минимально ограничивающими с учетом опасности побега или причинения заключенными вреда себе или другим» (пр. 18).

Отдельные положения посвящены внутреннему режиму, который должен предусматривать сбалансированную программу мероприятий. Такой режим должен давать всем заключенным возможность проводить в день столько времени за пределами своих камер, сколько необходимо для нормального человеческого и социального взаимодействия. Такой режим должен также позволять обеспечивать материальные потребности заключенных (пр. 25). То есть режим создает основу для применения иных средств воздействия.

Часть IV посвящена внутреннему распорядку:

– внутренний распорядок организуется в пенитенциарных учреждениях с учетом требований режима, безопасности и дисциплины с одновременным предоставлением заключенным условий содержания, обеспечивающих человеческое достоинство и полное выполнение программы мероприятий в соответствии с Правилом 25 (пр. 49).

– с учетом необходимости обеспечения внутреннего распорядка и обеспечения безопасности и режима, заключенным разрешается обсуждать вопросы, касающиеся общих условий содержания и их также следует поощрять доводить эти вопросы до сведения администрации пенитенциарного учреждения (пр. 50).

– меры безопасности, принимаемые в отношении отдельных заключенных должны быть минимальными необходимыми для обеспечения их надежного содержания (пр. 51). Безопасность, обеспечиваемая физическими барьерами и другими техническими средствами, дополняется мерами безопасности, которые обеспечивает наблюдательный персонал, знающий заключенных, находящихся под их контролем.

Как только это станет возможным после поступления, должна производиться оценка заключенных с целью определения:

a. опасности, которую они представляли бы для общества в случае побега;

b. риска того, что они попытаются совершить побег, либо самостоятельно, либо при содействии извне.

Впоследствии каждый заключенный содержится в режимных условиях, соответствующих этим уровням риска.

Уровень необходимых режимных мер регулярно пересматривается на протяжении всего периода пребывания того или иного лица в заключении.

Как только это станет возможным после поступления, должна проводиться оценка заключённых на предмет того, создают ли они угрозу для безопасности других заключенных или лиц, работающих в пенитенциарных учреждениях или посещающих эти учреждения, и есть ли вероятность того, что они сами могут нанести себе вред. Должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие безопасность заключенных, персонала пенитенциарного учреждения и всех посетителей, и снижающие до минимума риск насилия и других событий, которые могут поставить под угрозу безопасность. Прилагаются все возможные усилия для того, чтобы все заключенные могли безопасно участвовать во всех мероприятиях, предусмотренных распорядком дня. Заключенные должны иметь возможность контакта с персоналом в любое время, в том числе ночью (пр. 52).

– специальные меры строгого режима или безопасности применяются только в исключительных обстоятельствах и только в отношении отдельных лиц, а не групп заключенных (пр. 53).

– досмотр и контроль в отношении:

a. всех мест, где заключенные живут, работают и собираются;

b. заключенных;

c. посетителей и их вещей; и

d. персонала.

Ситуации, при которых такие досмотры необходимы, и их характер определяются национальным законодательством. Персонал должен пройти подготовку по проведению таких досмотров таким образом, чтобы обнаружить и предотвратить любую попытку побега или сокрытия запрещенных предметов с соблюдением достоинства обыскиваемых и их личных вещей. Лица, подвергаемые обыску не должны подвергаться унижению в ходе досмотра. Лица должны досматриваться только персоналом того же пола. Персонал пенитенциарного учреждения не должен проводить физического досмотра внутренних полостей тела заключенных. Интимный осмотр, связанный с досмотром, может производиться только врачом. Заключенные должны присутствовать при досмотре их личных вещей, если только этому не препятствуют методы расследования или потенциальная угроза персоналу. Обязанность обеспечения режима и безопасности не должна нарушать частных интересов посетителей. Процедуры контроля профессиональных посетителей таких, как законные представители, социальные работники и врачи, должны разрабатываться в консультации с их профессиональными организациями для обеспечения баланса между обеспечением режима и безопасности и правом на конфиденциальный доступ профессиональный посетителей (пр. 54).

– предполагаемое преступное деяние, совершенное в пенитенциарном заведении, расследуется таким же образом, что и на свободе, и в его отношении принимаются меры в соответствии с национальным законодательством (пр. 55).

– дисциплинарные процедуры рассматриваются как крайние меры (пр. 56–58). Дисциплинарным нарушением может считаться только поведение, которое может представлять угрозу для внутреннего распорядка, режима или безопасности.

Национальное законодательство определяет:

a. действия или бездействие заключенных, представляющие собой дисциплинарные проступки;

b. процедуры, которым необходимо следовать при дисциплинарных слушаниях;

c. виды и продолжительность наложенного наказания;

d. орган, уполномоченный налагать такое наказание; и

e. доступ к процессу обжалования и уполномоченный на это орган.

Любое возможное нарушение дисциплинарных правил заключенным немедленно докладывается компетентному органу, который незамедлительно проводит расследование.

Заключенные, обвиняемые в дисциплинарных проступках:

a. незамедлительно и подробно информируются на понятном им языке о характере выдвигаемых против них обвинений;

b. должны имеет достаточные время и условия для подготовки в свою защиту;

c. должны иметь возможность защищать себя лично или с привлечением правовой помощи, если это требуется в интересах правосудия;

d. должны иметь возможность требовать присутствия свидетелей и заслушивать их или требовать их заслушивания от своего имени;

e. должны получать бесплатную помощь переводчика, если они не понимают языка, на котором ведется слушание, или не могут на нем говорить (пр. 59).

Любое наказание, наложенное в результате осуждения за дисциплинарный проступок, должно соответствовать закону. Строгость любого наказания должна быть пропорциональна нарушению. Коллективное наказание и телесное наказание, наказание помещением в карцер без окон и все иные виды негуманного или унизительного наказания запрещены. Наказание не должно предусматривать полное запрещение контактов с семьей. Одиночное заключение должно использоваться в качестве наказания только в исключительных случаях и на конкретно установленный срок, который должен быть как можно короче. Средства ограничения свободы движения никогда не должны применяться для наказания. Заключенный, признанный виновным в совершении дисциплинарного проступка, должен иметь возможность обжалования в компетентном и независимом вышестоящем органе. Ни один заключенный в пенитенциарном учреждении не должен наниматься на работу или наделяться полномочиями, связанными с обеспечением дисциплинарного режима. Заключенный не должен наказываться дважды за совершение одного и того же деяния и поступка (пр. 60–63).

– персонал пенитенциарного учреждения не должен применять силу против заключенных за исключением случаев самообороны или в случае попытки побега, или активного или пассивного физического сопротивления установленного законом порядка, причём всегда это должно быть крайним средством. Масштабы применения силы должны быть минимально необходимыми и период ее применения должен быть минимальным. Должен быть разработан подробный порядок применения силы, включая положения относительно:

a. различных видов силовых действий, которые могут применяться;

b. обстоятельств, при которых может применяться каждый вид силовых действий;

c. членов персонала, имеющих право применять различные виды силовых действий;

d. уровня администрации, дающего разрешение на любое применение силы;

e. рапортов, которые должны составляться после применения силы.

Персонал, непосредственно работающий с заключенным, должен быть обучен методам, позволяющим им сдерживать агрессивных заключенных с минимальным применением силы (пр. 64–66).

– средства сдерживания. Использование цепей и кандалов запрещено. Наручники, смирительные рубашки и другие средства ограничения подвижности не применяются за исключением следующих случаев:

a. если это необходимо в качестве средства предотвращения побега во время перевозки, при условии, что они будут сняты, когда заключенный предстает перед судебными или административными властями, если администрация не примет иного решения; или

b. по распоряжению начальника, если другие методы контроля не дают результатов, для того, чтобы предотвратить нанесение заключенным травм самому себе, другим или для предотвращения серьезного ущерба собственности, при условии, что в таких случаях начальник немедленно сообщает об этом врачу и докладывает в вышестоящую инстанцию пенитенциарных учреждений.

Средства сдерживания не должны применяться дольше, чем это абсолютно необходимо. Характер применения средств сдерживания конкретно оговаривается национальным законодательством (пр. 68).

– оружие. За исключением периодов чрезвычайных оперативных обстоятельств, персонал пенитенциарных учреждений не должен носить смертоносного оружия в пределах пенитенциарного учреждения. Открытое ношение иного оружия, включая дубинки, персоналом, работающим в непосредственном контакте с заключенными в пределах пенитенциарного заведения, запрещается, за исключением случаев, когда они необходимы для обеспечения режима и безопасности во время конкретного происшествия. Оружие не должно выдаваться сотрудникам, не прошедшим подготовку по его применению (пр. 69).

К числу законов относятся нормативные правовые акты, как непосредственно регулирующие уголовно-исполнительные правоотношения (УИК РФ), так регламентирующие иные отношения, но взаимосвязанные с процессом исполнения и отбывания уголовных наказаний и реализации иных мер уголовно-правового характера (УК РФ, УПК РФ).

А) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ст. 15, гл. 2);

Б) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (гл. 2, гл. 12, гл. 16–17);

В) Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 313 «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи», 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества», 228 «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»);

Г) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 46–47, 97, 108);

Д) О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение; глава III. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей);

Е) Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I (глава II. Организация уголовно-исполнительной системы и обеспечение ее деятельности; глава III. Основы организации деятельности учреждений, исполняющих наказания; глава V. Применение физической силы, специальных средств и оружия);

Ж) Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Подзаконные нормативные правовые акты – это документы, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, а также ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты. К числу актов Президента РФ и Правительства РФ можно отнести:

А) Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314;

Б) Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

Ведомственные, межведомственные нормативные правовые акты– это документы, принятые Минюстом России, ФСИН России, а также совестно Минюстом России и МВД РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и т.д.:

А) Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205.

Б) Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189.

В) Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311.

Г) Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях: приказ Минюста России от 13 июля 2006 г. № 252-дсп.

Д) Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 15 февраля 2006 г. № 21-дсп.

Е) Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 178.

Ж) Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 204-дсп.

З) Об утверждении Наставления по порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах: приказ Минюста России от 25 августа 2006 г. № 268-дсп.

И) Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию: приказ Минюста России и МВД РФ от 24 мая 2006 г. № 199/369-дсп.

К) Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 23 июня 2005 г. № 95.

Л) Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279.