Функции

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.)- древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучениядля истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая,она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография,изучающая быт и культуру народов, археология,изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины:источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта:всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.