Принципы работы ПР
Сейчас особое значение приобретают двусторонние отношения.
С. Блэк предложил девять правил эффективного общения:
1. Всегда настаивать на правде и полной информации.
2. Формулировка сообщения должна быть простой и понятной.
3. Не преувеличивать.
4. Помнить, что половина вашей аудитории – женщины.
5. Делать общение увлекательным, не допускать скуки.
6. Следить за формой общения, она не должна быть слишком вычурной или экстравагантной.
7. Не жалеть времени на выяснение общественного мнения.
8. Помнить: непрерывность общения и выяснение общественного мнения жизненно необходимы.
9. Стараться быть убедительным и конструктивным на каждом этапе общения.
ПР помогает выявлять скрытые недостатки, упущенные резервы.
Классификация ПРможет быть осуществлена на основании нескольких подходов.
1. По интересам заказчика:
для формирования собственного положительного имиджа;
в борьбе с конкурентом для атаки на его имидж (черный пиар).
2. По целевым группам общественности:
внутрикорпоративные ПР-акции, обращенные на свой персонал;
ПР-акции, направленные на внешнюю по отношении к компании среду.
3. По сферам приложения:
экономика;
политика;
идеология;
социальный аспект.
Направления услуг ПР:
отношения с правительственными органами;
муниципальная жизнь;
промышленные отношения;
финансовые отношения;
международные отношения;
потребительские отношения;
исследования и статистика;
средства массовой информации.
6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО ПР
Специалист в области ПР выполняет функции как консультанта, так и исполнителя ПР-программ.
Назовем конкретные направления деятельности такого специалиста в сфере внутрикорпоративных ПР-акций, в управлении персоналом:
поддержание репутации организации.Участие в создании условий для формирования духа единой команды, ведущего к росту индивидуальной производительности труда;
выполнение функции раннего предупрежденияорганизации о неожиданных изменениях внутренней среды;
открытие новых возможностейблагодаря намного более тесным контактам с внутренней средой компании;
помощь по выходу из кризисных ситуацийв отношениях между менеджментом и персоналом;
преодоление разрывамежду высшим руководством компании и ее персоналом;
содействие адаптации персоналак изменениям, происходящим практически непрерывно. Функции специалиста по ПР в сфере внешней среды:
разработка и реализация планов компаниипо представлению ее публике как социально ответственного института общества;
содействие улучшению взаимопониманиямежду организацией и теми, с кем она контактирует за ее пределами;
разработка рекомендацийпо формированию общественного лица организации;
разработка аварийного ПР-планана случай возникновения кризисных ситуаций для компании;
выявление и устранение различных слухов,порочащих имидж компании, а также других источников недопонимания;
разработка и осуществление мер по ликвидации последствий черного пиара;
мероприятия, способствующие расширению сферы влиянияпредприятия с использованием ресурсов пропаганды, рекламы, выставок, видео– и кинопоказов.
Руководитель ПР-службы должен иметь прямой выход на высшее руководство компании, быть в курсе всех стратегических планов и оперативной обстановки, принимая участие в их формировании. Он должен быть непременным участником важных совещаний или обладателем полной информации об их результатах, если не смог на них присутствовать. Менеджмент должен заботиться о высоком статусе ПР-специалиста, чтобы он имел авторитет среди персонала, партнеров компании, СМИ и т. д.
7. ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ПР
Человек, желающий достичь значительных успехов в области ПР, должен быть сильной личностью и прирожденным лидером с набором следующих свойств:
1. Высокая коммуникабельность.
2. Здравый смысл.
3. Отличные организаторские способности.
4. Харизма и лидерские качества.
5. Объективность и острое критическое восприятие.
6. Богатое воображение.
7. Невозмутимость.
8. Предельное внимание к деталям.
9. Желание при необходимости работать много и в одиночестве.
10. Жизнерадостность и чувство юмора.
11. Умение хорошо писать, редактировать.
12. Желательно обладать приятным голосом и ораторскими способностями, а также иметь презентабельную внешность.
13. Широкий кругозор и высокий уровень образования.
14. Владение основами психологии, педагогики, делового общения, делового этикета, журналистики, фото– и кинопроизводства, дизайна, философии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, пропаганды, а также владение разговорным английским языком и др.
ПР-специалистам в области экономики помимо этого необходимо знание основ маркетинга.
Нередко фирмам и ПР-специалистам приходится переходить на консалтинг клиентов по маркетингу вообще, ибо невозможно создать положительное общественное мнение о фирме или продукте со значительными изъянами.
Профессиональные стандарты.У тех, кто выступает в качестве консультанта, возникают некоторые этические проблемы:
Обязан ли консультант предоставлять свои услуги для пропаганды того, что можно считать противоречащим общественным интересам?
Можно ли иметь дело с так называемыми подставными организациями?
Можно ли оказывать содействие организации, официально провозглашающей одни цели, а в реальности служащей тайным интересам мафиозных или коррупционных структур?
Насколько неэтично пропагандировать сигареты, если известно, что курение увеличивает вероятность возникновения рака легких и других опасных болезней. Этические проблемы в сфере ПР равно как и вопросы этики в других областях человеческой деятельности, обычно очень сложны.
8. ЗАДАЧИ ПР-МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ КРИЗИСНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Как известно, любой товар или услуга на рынке функционируют в рамках своего жизненного цикла. Но этот подход полностью соответствует функционированию в рыночных условиях и любого предприятия. Оно обязательно проходит следующие стадии: вхождение в рынок, рост, зрелость, упадок.
Чтобы продлить стадию роста и отодвинуть стадию упадка, необходимо вовремя принять меры по качественному обновлению бизнеса в соответствии с изменившимся спросом и новыми тенденциями рынка.
Задачами ПР-менеджера в периоды реинжиниринга бизнеса,его модернизации и перестройки являются:
информирование потенциальных потребителейоб осуществляемых инновациях;
изучениеизменяющегося спроса;
обеспечениеобратной связи реального или возможного покупателя с производителем товаров и услуг;
информирование коллективаорганизации об осуществляемых в бизнесе изменениях;
помощькаждому сотруднику в осознании своего места в осуществляемой на предприятии перестройке.