Взаимодействие техники и культуры
носит достаточно противоречивый характер. Но это замечено людьми недавно. До этого технический прогресс воспринимался достаточно оптимистично, развитие науки и техники вписывалось в культурный контекст, систему культурных ценностей, с их развитием связывались надежды на лучшее экономическое и культурное будущее. Техника обогащала человеческое существование, позволяла расширять среду обитания, изменять обстоятельства, облегчать жизнь.
Техника, включенная в культуру, имеет в современной цивилизации приоритетное значение.
Без техники культура (как искусственная среда) невозможна.Именно техника создавала новую действительность, созидала то, чего природа достичь не могла, но при этом техника все более отрывала человека от природы, естественного фона жизни.
Обеспечивая богатство, экономическую мощь, техника активно помогала человеку утверждать свое господство над природой, вселяла ощущение независимости людей от природных и иных обстоятельств, укрепляла веру в безграничные возможности преобразовательной человеческой деятельности.
В результате ускоренного процесса технизации (постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств) человеческая цивилизация (прежде всего европейская) стала приобретать техногенный характер. Сложность техники и ее объем стали превосходить контролирующие возможности человека. Возросла непредсказуемость последствий для природы и человека процесса бурного развития техники.
Во взаимоотношениях человека как творца культуры и техники появились новые аспекты. Все более стирались границы между человеком и машиной, изменялся образ жизни человека в техномире, а проблема создания искусственного интеллекта обозначила предел собственно человеческому существованию.
Культ науки и техникипривел к духовной односторонности человеческого существования, это понизило возможности общекультурного развития, гармоничного взаимодействия техники и культуры.
53 ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
За счет быстро расширяющегося процесса технизации и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, современная (прежде всего западноевропейская) цивилизация стала приобретать техногенный характер. Характерными особенностями цивилизации техногенного типа являются быстрое изменение техники и технологий, способность к умножению знаний и изобретению нового.
Решающая роль в ее возникновении принадлежит науке.
Техногенную цивилизацию отличают следующие черты:
1) особое представление о природе как поле приложения сил человека;
2) абсолютизация преобразовательной активности человека, агрессивное вмешательство в природу;
3) определяющая роль развития материального производства;
4) установка на технико—экономическую результативность вне ее человеческого, социокультурного измерения.
Из других социокультурных универсалий культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, следует также выделить быстрое (в геометрической прогрессии) изменение предметного мира, влияющего на образ жизни; динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; ориентацию на автономию личности; особое понимание власти, силы и характера природы.
Считается, что при таком одностороннем научно—техническом развитии человеческая цивилизация может не иметь будущего.
В науке и технике заключаются не только безграничные возможности, но и опасности.
Человек на определенном этапе может полностью утратить контроль над техникой, научно—техническим прогрессом, оказаться в зависимости от техники и от непредсказуемых побочных последствий научно—технического развития. Человек вместо активного двигателя научно—технического прогресса может превратиться в его жертву, утратить духовное богатство и разносторонность мышления.
Формируясь как личность технократического типа, человек может превратиться в придаток техники и утратить свои собственно уникальные человеческие формы, глубинные черты своей сущности.
Перспектива подобного исхода жизни человеческой цивилизации как особой формы социальной организации, осознание негативных тенденций, получивших развитие ввиду ускоренной технизации, привели к пониманию того, что современная техногенная цивилизация переживает кризисное состояние.
Многие исследователи по—разному оценивают шансы человечества в преодолении этого кризиса.
Среди ответов на данный вопрос есть не только пессимистическое нет, но и оптимистическое да.
54 КРИЗИС ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Абсолютизация только научно—технической стороны жизнедеятельности людей, вера в ее безграничные возможности постепенно привели к пониманию того, что данный путь развития ведет в тупик, лишает перспектив. В этом состоит сущность кризиса техногенной цивилизации.
Техника может служить не только во благо, но и во зло людям.
В числе исследователей данной ситуации есть пессимисты, которые считают, что выход из кризиса человечеству найти не удастся. Научно—технический прогресс остановить уже невозможно, он не только грозит человеческому существованию, но и может прервать его (например, ядерная война, которая и ныне – главная потенциальная опасность).
Другие смотрят на будущее человеческой цивилизации с оптимизмом. Человечеству не раз грозила опасность уничтожения, но всегда находился выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Этой группе ученых выход из современной кризисной ситуации видится вумении управлять техническим развитием и направлять его:
1) через осознание необходимости изменения приоритетов в шкале культурных ценностей, созидания нового отношения к природе, формирования экологической культуры;
2) через смену принципов измерений техники, ее критериев, включения в систему этих оценок наряду с технико—технологической оптимальностью и экономической эффективностью, рентабельностью и социокультурного человеческого измерения. Для этого будет необходимо предусмотреть проведение целого комплекса мер: научиться предвидеть социальные и культурные последствия технической деятельности, ставить пределы в техническом изобретательстве. Многое непредсказуемое по последствиям так и должно остаться в области фантазии, гимнастики ума, а не основы деятельности; 3) через преодоление технократической односторонности, включение параметров значимости человеческого существования в сферу любой деятельности.
Эти изменения могут стать условиями преодоления кризиса техногенной цивилизации.
Второй путь видится в совершенствовании самого человека,развитии его не только общетехнического, а прежде всего социокультурного потенциала.
Остановить прогресс уже невозможно. Техника играет огромную роль в современном существовании человека, в его труде, организации быта, экономии времени, совершенствовании связей, универсализации жизни. Неизбежность, обусловленная техникой, может быть смягчена также путем интеграции технического и гуманитарного знаний.
Общекультурное измерение также должно стать мерилом профессионализма и компетентности.
55 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Слово институтпроисходит от лат. institutum, что означает установление, учреждение, организация.
Социальные институтыявляются составной частью социальной структуры, одной из основных категорий социологического анализа общества.
Понятие социального института заимствовано общественными науками из юриспруденции, поэтому оно во многом сохраняет смысловую окраску, связанную с нормами регулятивной деятельности человека и общества.
Но институциональный аспект в обществоведении приобрел более широкое толкование, позволяющее подойти к этим явлениям культуры со стороны их общественной значимости.
Это углубило понимание сущности социальных институтов, позволило взглянуть на них как на столпы, на которых покоится общество.
Термин институт имеет множество значений. В науке существует множество версий и подходов к трактовке данного понятия, что не позволяет дать однозначного определения этой категории.
Однако некоторые ключевые моменты в ее понимании выделить можно.
Чаще всего под социальным институтом понимается некоторый более или менее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему.
С помощью данной категории обозначается некоторая общность людей, выполняющих определенные роли, организованных посредством норм и целей.
Часто, говоря о социальных институтах, имеют в виду систему учреждений, посредством которых тот или иной аспект человеческой деятельности легализируется, упорядочивается, организуется в обществе, где определенные люди получают полномочия для выполнения определенных функций.
Это понятие употребляется в узком значении (как название учебных заведений) и в широком смысле.
В самом широком смысле под социальными институтами понимаются специфические социокультурные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в пределах социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные способы организации, регулирования различных форм общественной (в том числе культурной) деятельности.
Социальные институты возникали в ходе развития человеческого общества, общественного разделения труда, формирования отдельных видов и форм общественных отношений.
Обществокак сложная совокупность экономических, политических, правовых, нравственно—этических, эстетических, ритуальных и прочих отношений институционализируется в соответствующих образованиях.
В них же объективизируется и культура как способ деятельности людей.
56 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
К наиболее фундаментальным социальным институтам, присутствующим в любом обществе, относят: институт собственности, государство, семью, производственные организации, науку, систему коммуникативных средств, воспитание и образование, право, религию, армию, досуги т. д. Благодаря им происходит функционирование общественного организма, осуществляются процессы социализации и инкультурации индивидов, обеспечивается преемственность поколений, передаются навыки, ценности и нормы социального поведения.
Все социальные институтыпредставляют собой также формы культуры, выступающие как инструмент связи между культурой и социумом, культурой и цивилизацией.
Процесс образования социальных институтов называется институционализацией. Без него не обходится ни одно общество.
В любом социальном институте присутствуют наиболее общие структурные элементы:цель и сфера деятельности института; функции, предусматриваемые для достижения целей; нормативно обусловленные культурные роли и статусы; набор средств для достижения целей и реализации функций, включающий в себя комплекс различных санкций.
В ходе эволюции человечества социальные институты варьировались в зависимости от эпохи и характера культуры. Но любой социальный институт возникал только тогда, когда осознавалась потребность в его существовании.
Институты могли играть в обществе различную роль.
Так, в Средневековье определяющую роль играл институт религии. С возникновением собственности, активным развитием товарно—денежных отношений стало расти значение институтов ремесла и торговли.
Непреходящими по значимости на определенном этапе исторической эволюции стали институты семьи и государства. Первый структурирует и регулирует жизнь исходной социальной ячейки, второй – сферу всеобщей социальной жизни.
С семьи начинает складываться общество. Государство олицетворяет собой всеобщий общественный порядок. Уже в силу обеспечения государством общесоциальных функций оно выступает ядром общества, без него общество оказывается во власти локальных сил и местных интересов.
Без государства общество утрачивает устойчивость, распадается. Государство, воплощающее в себе силу и влияние общества в целом, выступает объединяющим и защищающим началом, условием стабильности и порядка. Но государство может подавлять другие институты, культуру в целом. На протяжении истории человечества такое случалось не раз. Это деформировало социокультурную жизнь общества, но не остановило ее.
Многие институты сохраняют свое значение, несмотря на перипетии жизни (например, институт религии).
57 ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Социальные институты выполняют в обществе ряд функций.В числу важнейших из них можно отнести следующие:
1) регулирование деятельности членов общества в рамках их ролей и статусов.Любая деятельность носит регламентированный характер, именно благодаря социальным институтам вырабатываются соответствующие регулятивы. Каждый институт обладает системой правил и норм, закрепляющих и стандартизирующих социокультурное взаимодействие, делающих его и предсказуемым, и коммуникативно возможным;
2) соответствующий социокультурный контроль.Он обеспечивает порядок и рамки, в которых протекает жизнедеятельность любого индивида;
3) создание возможностей для жизнедеятельности того или иного характера.
Для того чтобы конкретные социокультурные проекты могли реализоваться в рамках сообщества, необходимо, чтобы были созданы соответствующие условия. Этим напрямую занимаются социальные институты;
4) инкультурация и социализация индивидов.Социальные институты призваны обеспечивать возможность вхождения человека в общество и культуру, приобщения к их ценностям, нормам и правилам, порядкам, существующим в обществе;
5) обеспечение интеграции, устойчивости всего социокультурного организма.Эта функция обеспечивает процесс взаимодействия, взаимозависимости и взаимоответственности членов той или иной социальной группы, происходящий под воздействием институциональных требований. Интегративность, осуществляемая посредством институтов, необходима для координации деятельности внутри и вне любого социального института, она является одним из условий его выживания, воспроизводства и развития;
6) обеспечение и налаживание коммуникаций.Коммуникативные возможности социальных институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации, телевидение, радио), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого или призваны в первую очередь выполнять другие функции;
7) консервация культурно—значимых регуляти—вов деятельности, их сохранение и репродуцирование.Культура и общество не могли бы развиваться, если бы не было возможности хранить и передавать накопленный опыт и тем самым обеспечивать преемственность в развитии социокультурных традиций.
Таким образом, социальные институты, управляя целыми сферами жизни общества, выступают мощными многофункциональными инструментами, которые позволяют человеку бороться за существование и успешно выживать. Социальные институты помогают человеку приспособиться к жизни в обществе.
58 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Одной из ведущих человеческих потребностей является потребность в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, необходимость в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими—либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода самоотождествление определяется в науке понятием идентичность.
Широкое распространение данного понятия и его введение в научный оборот произошло благодаря трудам американского психолога Э. Эриксона. Ныне это понятие входит в лексикон всех социально—гуманитарных наук, оно привлекает внимание ученых различных направлений и дает начало многочисленным теоретическим и эмпирическим исследованиям данной проблемы.
Идентичностьв самом общем понимании означает осознание человеком своей принадлежности к какой—либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социальном пространстве и свободно ориентироваться в мире.
Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности свой жизни, которую он может получить, только находясь в сообществе других людей.
Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, созданные окружающими его людьми.
Усвоение этих элементов социальной жизни той или иной группы придает жизни человека предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культурной традиции.
Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями.
В их совокупности отражаются пол человека, этническая и религиозная принадлежность, профессиональный статус и т. д. Из всех видов идентичности большое значение в жизни индивидов играет также культурная идентичность (принадлежность его к какой—либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом).
Сущность культурной идентичностизаключается в самоотождествлении человека с определенными культурными образцами той или иной культурной общности.
Представления людей о самих себе существенно различаются в культурных традициях различных эпох и народов. Обычно человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. Встреча с представителем иной культуры может обогатить человека, но может привести и к конфронтации. Поэтому важно исключать в культурном взаимодействии причины, которые могут вести к конфликтам.
59 МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Слово модернизация французского происхождения: moderne – новейший, современный.
В культурологии под модернизацией культурыпонимается процесс культурных изменений инновационного характера.
Модернизации противостоят обратные тенденции – консервации, традиционности (или традиционализма). В любой культуре присутствуют два этих начала, однако в различных конкретно—исторических условиях они проявляются по—разному.
Процесс модернизации культуры может иметь узкий смысл: обозначать уже не изменения, происходящие в любую эпоху, а только те изменения, которые происходят в культурной жизни людей на современном этапе.
В этом случае модернизация культуры понимается как процесс приведения того или иного социального образования в соответствии с современными, действующими ныне представлениями о формах и методах культурной практики.
Термин модернизация напрямую связан с теориями модернизации, которые составляют влиятельное направление еще более общей теории развития.
В рамках теорий модернизации в качестве основного механизма социального развития рассматривается процесс осовременивания социокультурной жизни.
Важным моментом этого процесса считается изменение общественных структур – экономических, социальных, политических (в процессе индустриализации, урбанизации, рационализации, демократизации и др.).
Теории модернизации использовались применительно к традиционным обществам, которым предстояло приблизиться в экономическом и технологическом отношении к состоянию передовых индустриальных обществ.
Эти теории исходили из приоритетности капиталистической социально—экономической модели и западной рационально—индивидуалистической культуры. Они представлялись некоей универсальной моделью, к которой надлежало стремиться всему человечеству.
Но передача традиционным странам современных технологий, финансовых инвестиций не вела к положительному результату – не приближала их к числу передовых, а, напротив, вела к социальной напряженности и дестабилизации. Тогда появились теории запаздывающих, тупиковых, фрагментарных, неправильных модернизаций и пр.
В более поздних концепциях модернизации акцент делался уже на исследовании возможностей традиционных обществ осовремениваться на собственной основе, вне экономического контекста. Особый интерес стали представлять социокультурные и политические факторы их развития.
В культурологии теория модернизации связывается прежде всего с именем американского политолога С.Хантингтона, внесшего большой вклад в исследование цивилизационных процессов.
60 ПЕРЕХОД ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ
В одной из типологий культуры, исследующей ее динамику, выделяются три стадии: аграрная, индустриальная и постиндустриальная (информационная), сменяющие друг друга благодаря техническому прогрессу.
Первая стадия была наиболее длительной в истории человечества, другие стадии развивались ускоренным темпом.
Каждая из этих стадий имела большое значение в жизни человечества.
В рамках аграрной историипоявилась письменность, активно развивались сельское хозяйство и ремесло, росли города – ростки будущей индустриальной культуры.
Зарождение индустриальной стадии развитияпроисходило постепенно, в недрах старой.
Эпицентром развития индустриальной культуры стала Западная Европа. Уже в эпоху Средневековья был открыт простор для широкого применения машин и технических изобретений, которые впоследствии преобразовали жизненный мир людей, сделали его более комфортным и удобным.
Постепенно рациональное начало в культурном развитии стало доминирующим. Утрачивала свою универсальную роль религия. Исходным веком научно—технического прогресса принято считать XVII столетие. Именно на это время приходятся важные научно—технические открытия. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. В XVII в. возникают первые формы сциентизма, в рамках которого считалось, что законы развития мира иобщества могут быть целиком познанными и жизнь общества можно научно организовать, так же как организуется мир природы. XIX в. стал периодом наиболее активного развития науки и техники.
Это привело к кардинальным изменениям и невиданным ранее достижениям в области производительных сил и материального производства.
Все это стало возможным благодаря появлению новых источников энергий – пара, электричества, двигателя внутреннего сгорания. Повсюду использовались высокопроизводительные технологии. Утверждался новый капиталистический строй.
К XX в. индустриальная цивилизация стала в полной мере реализовывать свой потенциал во всех сферах культуры.
Но в период расцвета индустриальной культуры постепенно стали проявлять себя противоречия, свойственные ей.
В XX в. разразились две мировые войны, экономический кризис 1930–х гг., экологический кризис – все это обесценило значимость рационализма. Эти и другие события и явления вызвали переход индустриальной эпохи в постиндустриальную. Результатом осмысления произошедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм, который часто определяют как культуру постиндустриального, информационного общества.
61 КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА
Термин постмодернизм стал широко применяться с 1979 г. после выхода в свет книги французского философа Жана Франсуа Лио—тара Постмодернистское состояние. Среди литераторов его впервые применил в 1971 г. американский исследователь ИхабХасан. Он же и придал ему современный смысл.
Постмодернизм– это концепция, освещающая специфику состояния современной западноевропейской культуры.
Своим возникновением постмодернизм обязан модерну с его культом рационального знания и технических преобразований, уверенностью в поступательном развитии общества и бесконечном прогрессе человечества, эволюционирующей в сторону большей эффективности и целесообразности, приспособляемости к меняющимся условиям жизни.
Однако к рубежу 1970–х гг. экологические проблемы, экономический застой, кризисные состояния в культуре породили представление о конце истории, которая больше не идет вперед, тупике технократиии и даже об исчерпанности сциентизма.
На смену модернистским представлениям пришло новое мироощущение, которое выступило против оптимистической веры в безграничные возможности науки и техники, положительные перспективы развития мира.
В наиболее концентрированном виде постмодернистское видение мира формируется в постмодернистской философии. Импульс этому направлению задал Ф. Ницше, продолжателями его стали классики постмодернизма: Р. Барт, М. Бланшо, Ж. Бордийяр, Дж. Ваттимо, П. Ви—рилио, В. Вельш, Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко и др.
Существуют различные варианты понимания культуры постмодернизма – от видения постмодернизма как фазы эволюции и углубления модернизма до противопоставления постмодернизма модернизму.
Несмотря на различные версии понимания постмодернизма, для нового мироощущения стали характерны: восприятие мира как хаоса, что возможно лишь во фрагментах; понимание мира как множественного и плюралистического явления; отрицание однонаправленной заданно—сти; признание только неопределенности; принятие идеи многовариантности развития.
Установки постмодернизмапроявились в литературе, искусстве. Так, в искусстве постмодернизм отрицает стилистическое и жанровое деление, различение высокого и низкого, какую—либо иерархию ценностей, разницу между искусством и его оригиналом – жизнью. Постмодернистская культура освобождает человека от каких бы то ни было регуляторов. Способом жизни становится новизна без традиций и стереотипов.
Основание знаний постмодернизм видит не в истине и разуме, а в интуиции, повседневности. Плюралистический мир человека постсовременности несводим ни к какому объединяющему принципу.
62 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
Под культурной универсализациейпонимается процесс сближения различных культур, их схождения, формирование на этой основе общечеловеческой культуры.
Постижение проблем универсализма, общей судьбы человечества нашло свое отражение в мифах, легендах, сказаниях (например, в предании о Древнем Вавилоне, изложенном в Библии).
Феномен универсальностистал предметом и научного осмысления.
Идеи универсализма выводятся из представлений о человечестве, которое сложилось постепенно, по мере сближения различных народов.
Человечество видится как некая общность с общей судьбой.
Гуманистический идеал человечества как универсального человеческого рода сложился в эпоху Возрождения. Культ человека, сложившийся в данной культуре, вызвал интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен был стать человек не как отдельный индивид, а как часть совокупного человечества.
Эпоха Просвещения дала идею рационализма, веру в рациональное единство людей. Поиск изначальной универсальной культуры, из которой двигались все народы в единую мировую историю, осуществляли многие философы—просветители (Ф. Вольтер, И. Г. Гердер и др.). Идеи мирового гражданства прослеживаются в трудах И. Гете, И. Канта, Ф. Шиллера.
Идея единства человеческой истории ярко выражена в теории осевого времени К. Ясперса. По его мнению, человечество имеет единые истоки и единый путь развития.
Многие ученые выделяют основанием для единства человечества религии. Особое внимание уделяется консолидирующей роли религии, объединяющей народы в метаобъединения.
Для современной эпохи также характерны представления о целостности мира и становление на этой основе общечеловеческой культуры.
Этот процесс предполагает принятие представителями различных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентаций. Этот процесс неоднозначный, он лишен линейной определенности. Этот процесс во многом непредсказуем и характеризуется противоречивостью.
Сторонники универсализма заинтересованы в схождении культур, даже стремятся выработать некоторые стратегии этого схождения.
Идея универсализмазападная, поэтому попытки, предпринимаемые для ее реализации, подчас вызывают негативную реакцию и способствуют росту партикуляристских тенденций (представлений об обособленном развитии культур).
Но культурная унификация не означает унификацию, сведение всего многообразия культур к единому образцу. Речь идет прежде всего о взаимосвязи, взаимопонимании различных культур, их взаимообогащении.
63 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ
Под культурной универсализациейпонимается процесс утверждения на планете единой глобальной культуры.
По мнению ученых, этот процесс вполне возможен благодаря современным научно—техническим, экономическим и коммуникативным возможностям и уже активно происходит в реальном мире.
Сторонники культурной универсализации полагают, что нет фундаментальных различий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Люди везде люди и придерживаются глубинных схожих ценностей. Несходства (пока еще имеющиеся) имеют временный характер, вызваны социальными условиями и могут измениться вместе с ними.
В культурах, признаваемых пока различными, действуют одни и те же эволюционные законы, народы в своем развитии проходят одни и те же стадии, имеют одну и ту же структуру культуры: искусство, политические институты, наука, право, религия и пр. Происходят интеграция знания, выработка единых принципов мышления, познания, объяснения мира.
Универсальной чертой человеческих культурявляется существование языков, которые, по мнению современных исследователей, действуют на основе универсальной грамматики, присущей всем языкам. Все языки могут объяснять не только события, качества, вещи и действия, но и многие эмоциональные состояния человека. Ученые—лингвисты выделяют также множество других сходных принципов, лежащих в основе языков, что свидетельствует о том, что они не столь различны, как это порой кажется.
Ученые выделили также множество других универсалий, свидетельствующих о сходстве культур различных народов. Культурными универсалиями занимались Ф. Боас, Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Г. Зиммель и др.
Культурные универсалии(биологические, психологические, социально—культурные) позволили зафиксировать то общее, что лежит в основе многообразного человеческого сообщества. Универсалии культуры выступают основой каждой культуры. Универсалии культуры делают возможным взаимопонимание культур, как раз того, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира.
Выявление и уточнение универсалий продолжаются. Изыскания в этом направлении направлены на поиск оснований для возможного схождения народов и культур в некоем универсальном единстве.
С проблемой культурной универсализации связана потребность выработать не только теоретическое обоснование этой тенденции, но и единые принципы, согласно которым может происходить процесс универсализации в практической жизни.
Поиск модели, которая бы давала представления о механизмах взаимодействия и путях достижения взаимопонимания культур, продолжается.
64 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ