Мкость рынка. Доля рынка.
Ёмкость рынка - объем реализуемой продукции в течение определенного периода времени (года, квартала, месяца). При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются такие факторы, как
· общая численность населения;
· распределение населения по возрастным, социальным, половым признакам;
· уровень доходов на душу населения; распределение потребительских расходов и т.д.
Емкость рынка рассчитывают как в денежном ( руб., долл. и т.п.), так и в натуральном выражениях. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, фирма может оценить перспективность для себя того или иного рынка. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия. Умножая полученную емкость рынка (в натуральном измерении) на среднюю стоимость товара, можно узнать объем предполагаемой выручки и оценить возможную прибыль. Емкость рынка определяется по формуле:
Ер= П+ З – Э + И + Сзт – Узт – Эк + Ик ,где
П- производство данной продукции (в стране, регионе, районе);
З- товарные запасы (их остаток на складах изготовителей и торгующих организаций);
Э- экспорт данной продукции;
И- импорт;
Сзт- снижение запасов у потребителей;
Узт- увеличение запасов у потребителей;
Эк- экспорт косвенный ( товар используется в другом изделии);
Ик- импорт косвенный.
Доля рынка определяется как отношение объема продаж товара данной фирмы к общей емкости рынка данного товара (или, другими словами, к общему объему продаж данного товара всех фирм отрасли.
Сегментация рынка.
Потенциальный рынок состоит из множества покупателей с различными потребностями, доходами, культурой, разного пола и возраста. Поэтому необходимо осуществлять "разбивку" покупателей на группы, сходные по каким-то признакам, то есть осуществлять сегментацию рынка. Для того, чтобы сегментация была успешной, необходимо соблюдать следующие требования:
1) между потребителями должны быть различия;
2) потребители должны иметь сходство между собой по каким-то параметрам;
3) сегмент должен быть достаточно большим для обеспечения необходимой прибыльности;
4) сегмент должен быть доступным для методов сбыта (рекламы, каналов товародвижения