Гелиобиология. Этнология

К русским космистам принадлежат трое ученых первой половины ХХ века : Константин Эдуардович Циолковский (1857 –1935), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) и Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964).

К.Э. Циолковский хорошо известен как автор идеи и технической конструкции ракетного двигателя для преодоления земной гравитации. Менее известны его мысли о будущем расселении человека в Солнечной системе, а затем и в других звездных мирах. О В.И. Вернадском будет рассказано далее в связи с его учением о биосфере.

А.Л.Чижевский - основоположник гелиобиологии, науки о влиянии солнечной активности на живые организмы, в частности, на человека и его поведение. Несмотря на разницу в возрасте, К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский были очень дружны (оба жили в Калуге). Циолковский горячо одобрял и поддерживал идеи Чижевского. Очевидно, что человек, будучи биологическим, т.е. принадлежащим природе существом, как и все живые организмы, испытывает влияние солнечной радиации. У большинства растений при удлинении светового дня начинается период цветения, у животных - брачный период. На физиологию человека также влияет и продолжительность светового дня, и магнитные бури на Солнце. В наши дни повседневными стали метеосводки о геомагнитной обстановке, о ней предупреждают и водителей автотранспорта, и людей с больным сердцем и сосудами. Но человек – биосоциальное существо, т.е. принадлежит не только природе, но и обществу, социуму. А.Л. Чижевский отметил на временной оси годы повышенной солнечной активности (строго один раз в 11 лет, т.е. 9 раз в столетие) за продолжительный период времени (около двух тысяч лет), а затем сопоставил с полученной шкалой известные из истории 70 стран социальные катаклизмы : войны, бунты, революции. Оказалось, что в 80% случаев эти социальные потрясения происходили в год повышенной солнечной активности! Судьба ученого была трагичной : в период сталинского террора он был репрессирован и долгие годы провел в заключении. В последние годы жизни работы А.Л. Чижевского нашли живой отклик и поддержку космонавтов и были опубликованы.

Был репрессирован и другой русский ученый, идейный продолжатель дела А.Л. Чижевского - Лев Николаевич Гумилев(1912 – 1992) ,основатель этнологии- естественнонаучной дисциплины о зарождении и развитии человеческих этносов. Этнос, по Гумилеву - это объединение людей по генетическому, т.е. национальному признаку. Л. Н. Гумилев объясняет социальное развитие с помощью солнечной энергии по следующему механизму. При повышении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются, и жесткая (коротковолновая) солнечная радиация достигает земной поверхности, что вызывает мутации. Это приводит к так называемому пассионарному толчку, появляются пассионарии- вожди, сплачивающие и организующие этнос, своеобразные «центры кристаллизации» (если использовать аналогию с фазовым переходом воды в лед). Этногенез, по Л. Н. Гумилеву, включает следующие фазы : 1) подъем (основной лозунг - интересы этноса превыше личностных) ; 2) перегрев, надлом (в синергетике – точка бифуркации) - этнос на вершине своего расцвета и могущества ;

3) переход в нормальное состояние – инерционная фаза (расцвет индивидуальностей, а значит науки, искусства, культуры в целом);

4) фаза равновесия (гомеостаз), начинается постепенный упадок. От зарождения до полного разрушения проходит 1200 лет. Последние стадии – мемориальная (остается только память о достигнутых успехах) – и реликтовая (память исчезает). Этнологическую концепцию Гумилева следует воспринимать

скорее как гипотезу, чем как теорию. Это касается и всех изложенных концепций происхождения человека : они довольно слабо экспериментально аргументированы и ничего не предсказывают.

Итак, на рубеже Х1Х и ХХ века в России появляются идеи космизма и целая плеяда ученых- космистов. Не здесь ли залог наших дальнейших успехов и несомненного космического первенства ?

 

4.Психика, мозг, сознание, творчество.

Основоположник психоанализачешский ученый Зигмунд Фрейд(1857-1939) изучал соотношение сознательного и бессознательного в поведении человека и утверждал, что в основе его психической деятельности лежат инстинкты (безусловные рефлексы), главным из которых является половое влечение. Последователь Фрейда швейцарский психолог Карл Юнг (1875 - 1961) ввел понятие коллективного бессознательного, памяти поколений, идущей от первобытного состояния. Сознание, по Юнгу, развилось из эмоций, оно как луч прожектора - все, что он не освещает, уходит в бессознательное. Сознание породило разум как закономерный этап эволюции. Психоанализ близок к естествознанию, поскольку основан на природных, рефлекторных, а не на культурных началах.

Человек - биосоциальное существо, он одновременно принадлежит и природе, и обществу. Как биологическое существо человек отличается от других живых организмов высокоразвитым головным мозгом, являющимся самым сложным природным объектом. Задача изучения головного мозга - понять механизмы поведения человека с целью лучшего использования умственных способностей и достижения психологического комфорта.

Еще в Х1Х веке выдающийся русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) установил, что психические явления неразрывно связаны с нервными процессами в организме, прежде всего в головном мозге (его основная работа называется «Рефлексы головного мозга). Работы русского ученого, лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова (1849- 1936) об условных рефлексах позволили изучать сознание и память; созданная им теория высшей нервной деятельности по сей день остается основой изучения работы головного мозга. Позже было установлено, что нервные импульсы - это слабые электрические токи, создающие биополе. В настоящее время существуют технические возможности, позволяющие экспериментально изучать отделы головного мозга, ответственные за память, решение задач, распознавание образов и т. п. Появились идеи наложения на биополе внешних слабых электромагнитных полей и перспективы коррекции поведения. Однако здесь возникают серьезные этические проблемы, которые следует решить перед широким внедрением этих идей в жизнь. Нейрофизиологами была установлена асимметрия в функционировании головного мозга, т.е. различие левого и правого его полушарий при полной идентичности анатомии. Но

многое в работе головного мозга человека остается неясным, и дальнейшее его изучение может принести удивительные результаты.