Дифференциация наук и ее причины.

 

Человек в процессе своей эволюции создал материальную и духовную культуру. Культура– это многофункциональная система, совокупность результатов осмысленной творческой деятельности людей (в отличие от природы, существующей независимо от человека). Наука является частью общечеловеческой духовной культуры, особым способом познания окружающегомира, основанным на эмпирической проверке илиматематическомдоказательстве.

Дифференциация (разделение) науксложиласьисторическиибылаобусловлена трудностью познания всего окружающего мира и огромным потоком информации, захлестнувшим человечество в течение последних двух веков.

Современную науку традиционно принято подразделять на три взаимосвязанных блока - естественнонаучный,изучающий законы природы, технический,создающий приборы, инструменты и машины для познания природных явлений и облегчения человеческого бытия, и гуманитарный, изучающий законы развития человеческого общества. До недавнего времени было принято противопоставлять естественнонаучную и гуманитарную культуру, их считали антиподами, находили принципиальные различия. Но природа едина, человек принадлежит и природе, и обществу, поэтому в ХХ веке все очевиднее становилась надуманность такого противопоставления, и к концу ушедшего столетия наметилась противоположная тенденция, направленная на интеграцию (объединение) наук.

Рациональный естественнонаучный подход стал все глубже проникать в гуманитарную сферу и влиять на общественное сознание. Стремление к гармоничному синтезу ранее противопоставляемых естественных и гуманитарных наук стало необходимым и созвучным потребностям современного общества. Начался процесс конвергенции (взаимопроникновения) наук.

Научно-техническая революция (НТР) создала большое число пограничных научных дисциплин. К концу ХХ века в мире насчитывалось около 15 тысяч различных наук. Был открыт закон экспоненциального развития науки: со временем объем человеческих знаний возрастает по экспоненте. Внутри каждого раздела науки также идет огромный поток информации, и соответственно, должна была бы возрастать доля населения, занятая научной работой; однако этого не происходит, поскольку техническую часть обработки научных результатов уже сейчас берет на себя компьютер.