ВВЕДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

КАФЕДРА «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

 

РАЗУМОВА ЕЛЕНА РОСТИСЛАВОВНА

 

 

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Курс лекций

МОСКВА 2006

Автор – составитель - Разумова Елена Ростиславовна,

кандидат химических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры «Математика и информатика»

Курс лекций по дисциплине «Концепции современного естествознания» / Московский институт экономики, менеджмента и права; Сост. Елена Ростиславовна Разумова.- Москва, 2006, страниц.

Курс лекций предназначен для студентов всех форм обучения

экономико-финансового, юридического факультетов и факультета управления Московского института экономики, менеджмента и права.

Печатается по решению научно – методического совета

Московского института экономики, менеджмента и права.

 

 

Московский институт экономики, менеджмента и права, 2006

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение……………………………………………………………

I. Организационно – методическая часть…………………………

II. Тематика лекций.

Лекция 1. Естественно - научная и гуманитарная культура.

Панорама современной науки, ее история и периоды.....

Лекция 2. Методология, методы и ступени научных

исследований...................................................................

Лекция 3. Макромир: механическая картина мира.............

Лекция 4. Макромир: Электромагнетизм. Поля и волны......

Термодинамика. Состояния вещества........................

Лекция 5. Микромир: концепции квантовой механики, ядерная

физика. Радиоактивность. Ядерная энергия...........................

Лекция 6. Теория относительности А. Эйнштейна. Мегамир

Строение и эволюция Вселенной. Космические объекты....

Лекция 7. Строение материи и уровни ее организации.

Корпускулярная и континуальная концепции описания

природы..............................................................................

Лекция 8. Науки о Земле. Геосферные оболочки Земли........

Лекция 9. Химические науки………………………………....

Лекция 10. Особенности биологического уровня организации

материи. Классификация живого. Состав клетки.............

Биологическая эволюция и генетика…….....................

Лекция 11. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Происхождение и эволюция человека. Психика, мозг,

сознание. Гелиобиология. Этнология.................................

Лекция 12. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Глобальный экологический кризис конца ХХ века ..............

Лекция 13. Итоги развития естествознания в ХХ веке……....

III. Глоссарий.......................................................................................

1У. Заключение…………………………………………………….

V. Список литературы…………………………………………….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Естествознание - это система взаимосвязанных наук о природе. Именно естественнонаучный подход к познанию окружающего мира стал основой научно-технической революции (НТР), определившей лицо ушедшего ХХ века. В свою очередь, три связанных между собой блока наук -естественных, технических и гуманитарных - образуют часть общечеловеческой культуры, которую в целом называют наукой. До недавнего времени было принято традиционно противопоставлять естественнонаучную и гуманитарную культуру, их считали антиподами, находили принципиальные различия. Но природа едина, человек - биосоциальное существо, он принадлежит и природе, и обществу, поэтому в ХХ веке все очевиднее становилась надуманность такого противопоставления, и к концу ушедшего столетия наметилась противоположная тенденция. Рациональный естественнонаучный подход стал все глубже проникать в гуманитарную сферу и влиять на общественное сознание. Тенденция к гармоническому синтезу ранее противостоящих друг другу естественных и гуманитарных наук стала необходимой и созвучной потребностям современного общества в едином целостном миропонимании.

Данный курс не является механическим соединением традиционных курсов физики, химии, наук о Земле и биологии, а является попыткой междисциплинарного синтеза на основе общеметодологического и эволюционного подходов к изучению естественных наук. В курсе не предусмотрено использование сложных математических, физических или химических выкладок и формул, обсуждение большей части вопросов ограничивается основными понятиями, идеями и проблемами. При изложении материала сделан особый упор на персоналии, т.е. излагается не только фактический материал, но также дается краткий рассказ о творцах науки и их судьбах. В ходе изложения также постоянно подчеркивается роль российских ученых и их вклад в мировую науку.