ВВЕДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
КАФЕДРА «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
РАЗУМОВА ЕЛЕНА РОСТИСЛАВОВНА
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Курс лекций
МОСКВА 2006
Автор – составитель - Разумова Елена Ростиславовна,
кандидат химических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры «Математика и информатика»
Курс лекций по дисциплине «Концепции современного естествознания» / Московский институт экономики, менеджмента и права; Сост. Елена Ростиславовна Разумова.- Москва, 2006, страниц.
Курс лекций предназначен для студентов всех форм обучения
экономико-финансового, юридического факультетов и факультета управления Московского института экономики, менеджмента и права.
Печатается по решению научно – методического совета
Московского института экономики, менеджмента и права.
Московский институт экономики, менеджмента и права, 2006
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………
I. Организационно – методическая часть…………………………
II. Тематика лекций.
Лекция 1. Естественно - научная и гуманитарная культура.
Панорама современной науки, ее история и периоды.....
Лекция 2. Методология, методы и ступени научных
исследований...................................................................
Лекция 3. Макромир: механическая картина мира.............
Лекция 4. Макромир: Электромагнетизм. Поля и волны......
Термодинамика. Состояния вещества........................
Лекция 5. Микромир: концепции квантовой механики, ядерная
физика. Радиоактивность. Ядерная энергия...........................
Лекция 6. Теория относительности А. Эйнштейна. Мегамир
Строение и эволюция Вселенной. Космические объекты....
Лекция 7. Строение материи и уровни ее организации.
Корпускулярная и континуальная концепции описания
природы..............................................................................
Лекция 8. Науки о Земле. Геосферные оболочки Земли........
Лекция 9. Химические науки………………………………....
Лекция 10. Особенности биологического уровня организации
материи. Классификация живого. Состав клетки.............
Биологическая эволюция и генетика…….....................
Лекция 11. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Происхождение и эволюция человека. Психика, мозг,
сознание. Гелиобиология. Этнология.................................
Лекция 12. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Глобальный экологический кризис конца ХХ века ..............
Лекция 13. Итоги развития естествознания в ХХ веке……....
III. Глоссарий.......................................................................................
1У. Заключение…………………………………………………….
V. Список литературы…………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Естествознание - это система взаимосвязанных наук о природе. Именно естественнонаучный подход к познанию окружающего мира стал основой научно-технической революции (НТР), определившей лицо ушедшего ХХ века. В свою очередь, три связанных между собой блока наук -естественных, технических и гуманитарных - образуют часть общечеловеческой культуры, которую в целом называют наукой. До недавнего времени было принято традиционно противопоставлять естественнонаучную и гуманитарную культуру, их считали антиподами, находили принципиальные различия. Но природа едина, человек - биосоциальное существо, он принадлежит и природе, и обществу, поэтому в ХХ веке все очевиднее становилась надуманность такого противопоставления, и к концу ушедшего столетия наметилась противоположная тенденция. Рациональный естественнонаучный подход стал все глубже проникать в гуманитарную сферу и влиять на общественное сознание. Тенденция к гармоническому синтезу ранее противостоящих друг другу естественных и гуманитарных наук стала необходимой и созвучной потребностям современного общества в едином целостном миропонимании.
Данный курс не является механическим соединением традиционных курсов физики, химии, наук о Земле и биологии, а является попыткой междисциплинарного синтеза на основе общеметодологического и эволюционного подходов к изучению естественных наук. В курсе не предусмотрено использование сложных математических, физических или химических выкладок и формул, обсуждение большей части вопросов ограничивается основными понятиями, идеями и проблемами. При изложении материала сделан особый упор на персоналии, т.е. излагается не только фактический материал, но также дается краткий рассказ о творцах науки и их судьбах. В ходе изложения также постоянно подчеркивается роль российских ученых и их вклад в мировую науку.