Внешняя и внутренняя среда предприятия
Предприятие– техническая, социальная, экономическая и ориентированная на сохранение окружающей среды единица, выполняющая задачу удовлетворения спроса на основе самостоятельных решений и ответственности.
Внутренняя среда –совокупность факторов, зависящих от деятельности самого предприятия, его целей, структуры, действия менеджеров, персонала.
Внешняя среда предприятия – совокупность систем, которые находятся за пределами предприятия.
Системы, с которыми предприятия активно взаимодействуют, являются факторами прямого воздействия. Факторы и условия, которые не оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, но предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его руководителями, являются факторами косвенного воздействия на предприятие. Сложность внешней среды характеризуется множеством факторов, которые предприятие должно учесть в целях выживания и успешного развития.
Факторы внешней среды прямого воздействия :
ПОСТАВЩИКИ.В процессе своего функционирования предприятия выходят на рынок в поисках того, из чего будут производить продукцию: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, оборудование и т.д. Удовлетворяя потребности по всей номенклатуре, предприятие взаимодействует с поставщиками. На сколько полно решаются эти задачи, зависит от состояния рынка данных товаров и определяется соотношением спроса и предложения на них.
ПОТРЕБИТЕЛИ.Произведя продукт, предприятие выходит на рынок в качестве продавца и в связи с этим на первый план выходит проблема сбыта, т.е. выявление потребителей. При решении данной проблемы важное то, как потребитель относится к предприятию и к продукту (торговая марка). Это является значимым фактором, определяющим соотношение спроса и предложения на продукцию предприятия и тем самым влияющих на цену и объем сбыта.
КОНКУРЕНТЫ. Предприятия, производящие продукцию того же назначения. Количество конкурентов и их активность существенным образом влияет на соотношение спроса и предложения, на продукцию предприятия, на уровень ее цены, и тем самым определяя благоприятность или неблагоприятность товарной среды.
ГОСУДАРСТВО. Государство оказывает влияние на функционирование предприятия, реализуя свою государственную политику, использует различные формы воздействия. Наиболее активно государство воздействует на предприятие с помощью системы налогообложения: количество налогов, уровень налоговых ставок, льготные ставки, таможенные пошлины.
· Бюджетная форма воздействия: инвестиционная политика, различные формы дотирования, бюджетное финансирование, развитие инфраструктуры.
· Административная форма воздействия: законодательное регулирование, регулирование минимальной зарплаты, штрафы и др. административные меры.
· Кредитно-денежная форма воздействия: регулирование учетной ставки, валютных курсов и кредитная политика.
· Производственная форма воздействия: размещение государственных заказов, регулирование цен на продукцию отраслей естественных монополий и конкуренции со стороны государственных предприятий.
Факторы внешней среды косвенного воздействия:
Политические факторы. Состояние политико-правовой среды определяется особенностью политической ситуации в стране. Специфика ситуации вытекает из сложившейся обстановки политических сил, которые представлены политическими партиями. В конкретный период времени одна из партий или объединения определяет внутреннею и внешнею политику государства, таким образом, влияют на решение социальных и экономических проблем. Политико-правовая система может быть не благоприятна для предприятия, в случае если ограничена его самостоятельность, и, наоборот, такая среда может стимулировать деловую активность предприятия путем льготного налогообложения и др.
Научно-технический прогресс. В условиях экономики рыночного типа предприятие может быть конкурентоспособным только при условии постоянного совершенствования выпускаемой продукции, а также технологии и организации производства. Своевременное использование достижений науки является залогом устойчивого функционирования предприятия.
Состояние национальной экономики. Экономика любой страны предполагает наличие финансовой системы, которая представлена государственным бюджетом, валютными фондами, банками, страховыми и пенсионными фондами, а также лизинговыми компаниями, юридическими и физическими лицами. Эти элементы финансовой среды взаимодействуют с предприятиями и между собой на финансовом рынке.
Социально-культурные факторы. Социальная сфера – эта часть внешней среды предприятия, которая качественно и количественно формирует рынок труда. Элементы социальной сферы, влияющие на предприятие: менталитет, идеология, религия, уровень благосостояния, криминогенности, здравоохранения и традиции. Эти элементы оказывают влияние на профессиональные и личностные качества работника и формируются преимущественно во внешней среде.
Географические факторы. Каждое предприятие находится в определенной природно-климатической зоне, которая имеет ряд особенностей: температура, наличие источников воды, природные ископаемые, ландшафт (отдаленность рынков сбыта, источники сырья). Уровень затрат на отопление, транспортировку, строительство зданий является различным для предприятий, находящихся в разных природно-климатических условиях.
Фактор международного окружения. Процессы глобализации, происходящие во всем мире, не могут не оказать влияния на предприятие. Мировая конкурентная среда, формирующаяся транснациональными корпорациями, также является важным фактором, влияющим на предприятие.
Внутренняя среда, как и внешняя, является подвижной. Для предметов труда, находящихся в производстве, внутренняя среда является внешней, с которой они активно взаимодействуют. Результатом такого взаимодействия может быть не только изменение свойств и структуры предметов труда, но и самой внутренней среды. Это проявляется, прежде всего, в износе средств производства. Любое изменение структуры и качественных характеристик выпускаемой продукции влияет на соответствующее изменение в технологии, что влияет на изменение элементов основных средств и квалификационного состава работающих.