Тренинг как метод преднамеренных изменений

2,1.1. Понятие и классификации видов психологического тренинга

К настоящему времени методы преднамеренных изме­нений психологических феноменов человека, группы и ор­ганизаций обосновываются и разрабатываются в ряде дис­циплин: психологии труда и инженерной психологии (методы обучения операторов, профессиональной подго­товки, психологической подготовки), социальной психоло­гии (социально-психологический тренинг, методы влияния, убеждения), педагогической психологии и педагогике (методы обучения и воспитания), психотерапии

(суггестивные методы, групповые формы психотерапии). Наше внимание будет сосредоточено на тренинге профес­сионалов социономической группы.

Под методом (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) понимается способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Знание о методе предполагает создание адекватных его предназначению и структуре описаний, соотнесение рас­сматриваемого метода с другими.

Б.Ф. Ломов, признавая, что в отечественной психоло­гии многое сделано по разработке общетеоретического по­знавательного инструментария и сформирована разветв-

Психология тренинга 71

ленная система методов, нацеленная на изучение законов психического развития, писал о недостаточной разработан­ности методов, обеспечивающих применение психологиче­ских знаний к эффективному решению практических задач (Ломов, 1984. С.407). К методам, входящим в научно- прак­тический инструментарий, Б.Ф.Ломов относит методы пси­хологической диагностики, прогноза, проектирования, мо­делирования и воздействия. Заметим, что Б.Ф. Ломов ста­вил знак равенства между методами воздействия и способа­ми целенаправленного изменения психологии людей.

В социальной психологии группа методов, связанных с преднамеренным изменением, определяется как «управлен-ческо-воспитательная» (Методы социальной психологии, 1977).

В инженерной психологии и психологии труда про­блема преднамеренного изменения разрабатывается пре­имущественно в рамках профессиональной подготовки представителей операторских специальностей как проблема процесса овладения профессиональными навыками и уме­ниями и психологическими аспектами сохранения здоровья, причем, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется роли таких динамичных формирований, как установки, от­ношения, мотивационные структуры профессионала. Со­держание психологической подготовки связывается в пер­вую очередь с решением задач адаптации операторов к экс­тремальным факторам профессиональной деятельности, обеспечения их надежности и устойчивости. К направлени­ям профессиональной подготовки относят обучение и тре­нировку, в совокупности направленные на обеспечение вы­сокой эффективности и надежности систем управления и технических устройств за счет приспособления информаци­онной системы человека к совместной согласованной работе с техническими устройствами и другими средствами труда. Тренировка, ее предназначение, ограничивается задачами научения, т.е. формированием умений операторской дея­тельности и их доведением до уровня навыка.

На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расшири­тельному толкованию тренинга и обозначению этим терми-

72 Макшанов СИ.

ном самых различных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.

Термин тренинг (от англ. train, training) имеет ряд зна­чений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка, дрес­сировка. Подобная многозначность присуща и известным его научным определениям. Ю.Н.Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обу­чению и овладению любым сложным видом деятельности (Емельянов, 1985).

Тренинг определяется как способ перепрограммиро­вания имеющейся у человека модели управления поведени­ем и деятельностью (Cenin, 1990). Существует также опреде­ление тренинга как части планируемой активности органи-в зации, направленной на увеличение профессиональных зна­ний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социаль­ного поведения персонала способами, сочетающимися с це­лями организации и требованиями деятельности (Landy, 1985).

В отечественной психологии распространены опреде­ления тренинга как одного из активных методов обучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петров­ская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие зна­ний, социальных установок, умений и опыта в области меж­личностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия» (Петровская, 1982. С.9, 208). По мнению Л.А.Петровской, термины «активная социально-психологическая подготов­ка», «активное социальное обучение», «лабораторный тре­нинг», «группы интенсивного общения», «группы открыто­го общения», «перцептивно-ориентированный тренинг», «тренинг чувствительности (сенситивности)» являются эк­вивалентами социально-психологического тренинга, цель которого - развитие компетентности в общении, ее комму­никативной, интерактивной и перцептивной составляющих.

ГЛ.Ковалев относит социально-психологический тре­нинг к методам активного социального обучения как ком­плексного социально-дидактического направления (Ковалев, 1980, 1989).

Психология тренинга 73

Б.Д.Парыгин относит тренинг к методам group-counseling (группового консультирования), описывая их как активное групповое обучение навыкам общения и жизни в обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответ­ствующей коррекцией Я-концепции и самооценки (Практикум по социально-психологическому тренингу, 1997).

К основным функциям тренинга, на наш взгляд, отно­сятся диагностическая, преобразующая, корректирующая, профилактическая и функция адаптации. Многофункцио­нальность метода свидетельствует о том, что тренинг при­меняется не только для повышения компетентности в обще­нии и обучения как процесса овладения профессиональны­ми знаниями, навыками и умениями. Возможности тренинга существенно шире и охватывают области совершенствова­ния интеллектуальных возможностей человека, развития его волевых характеристик, осознания и разрешения личност­ных, профессиональных и организационных проблем.

Определение тренинга как метода обучения представ­ляется недостаточно точным, поскольку приобретение зна­ний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон про­исходящих в ходе тренинга изменений, в частности транс­формаций установок, отношений, мотивационных структур личности. Использование признака активности для опреде­ления тренинга вызывает определенные сомнения, посколь­ку активность является свойством субъекта, а не метода, в чем мы солидарны с Ю. Вооглайдом (Вооглайд, 1986).

В настоящее время наиболее часто для определения тренинга используется термин «психологическое воздейст­вие».

Под психологическим воздействием принято пони­мать целенаправленный перенос движения информации от одного участника взаимодействия к другому (Куликов, 1983. С. 158). Понятие психологического воздействия связывается также с категорией «влияние», причем отмечается, что влияние является целью, а воздействие (направленное и не­направленное) - средством. Указывается, что «субъект, ока­зывающий влияние, ставит перед собой определенную зада-

74 Макшанов СИ.

чу: добиться желаемого результата от объекта воздействия» прямо или косвенно, в случае ненаправленного воздействия субъект не стремится вызвать «ту или иную реакцию у объ­екта влияния» (Психология развивающейся личности, 1987. С. 20-21). Отношения между этими двумя терминами (воздействие и влияние) в описаниях процессов, протекаю­щих в ходе тренинга, исчерпываются процессуальными ха­рактеристиками, и во многом синонимичны. Как отмечает Ю.Д. Апресян, отдельные отглагольные существительные русского языка имеют такую регулярную полисемию, что они могут обозначать как процесс, так и результат процесса (Апресян, 1974).

Воздействие и влияние не обладают полисемией тако­го рода, обозначая именно процессуальные аспекты измене­ний. В связи с этим адекватность категории «психологическое воздействие» для определения тренинга как метода, на наш взгляд, можно признать лишь отчасти -как термина, отражающего именно процесс движения ин­формации от одного участника взаимодействия к другому. Являясь процессуальной характеристикой, понятие воздей­ствия не отражает его цель и результат, который определя­ется с помощью категории изменения. Воздействие само по себе не может являться целью тренинга и его пользователей, которые нуждаются именно в его результате.

Применение тренинга связано с потребностью в изме­нениях, которые повышают вероятность успеха в профес­сиональной деятельности, личностного благополучия. Вы­бор средств воздействия в тренинге и подготовка к их вклю­чению в процесс тренинга обусловлены изменениями образа группы и отдельных ее участников в сознании ведущего, изменениями, связанными с его «настройкой» на группу в каждом отдельном эпизоде, а также динамикой состояний группы и ведущего. Без учета этих очевидных обстоятельств средства воздействия будут малоэффективными, другими словами, воздействие не во всех случаях предполагает из­менение, более того, в ряде случаев отсутствие воздействия оказывается продуктивным и целесообразным.

Предлагаемый нами термин «преднамеренное измене­ние» дает возможность описания всего множества явлений,

Психология тренинга 75

относящихся к динамике психологических феноменов чело­века и группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики тренинга, подчеркивает «субъект - субъект­ный» характер тренинга, эффективность которого связана с *< принятием ответственности за происходящее в тренинге как ведущим его специалистом, так и участником, заказчиком тренинга.

В связи с этим предлагается определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений пси­хологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Тренинг обеспечивает приобретение специалистом профессионально важных качеств, умений и их перевод на уровень навыков, создает условия для разрешения личност­ных проблем и развития способностей личности. Области применения тренинга в профессиональной деятельности со­четаются с положениями концепции ее психологического обеспечения и связаны с разрешением прикладных проблем оптимизации профессиональной ориентации, адаптации к требованиям профессии и организации, освоения профес­сиональных и организационных ценностей, овладения про­фессией, достижения профессионального мастерства, освое­нием новой деятельности, переподготовкой, решением задач кадрового мониторинга, сохранением и восстановлением работоспособности и постпрофессиональной адаптации.

Проведенный нами контент-анализ литературы пока­зал, что тренинг применяется в профессиональной подго­товке 34 профессиональных групп, из них, по классифика­ции Е.А.Климова, 12 - типа «человек-техника», 6 - «человек-средство искусства», 16 - "человек-человек" (Климов, 1974). По данным нашего исследования, в котором приняли участие 42 ведущих групп тренинга из 15 городов России, Украины, Казахстана, Эстонии, тренинг с целями , , оптимизации профессиональной деятельности проводился ими со специалистами 48 специальностей, а также с такими специфическими группами, как пенсионеры, эмигранты и безработные.

Развитие методологических основ тренинга предпола­гает необходимость выяснения общего и единичного в раз-

76 Макшанов СИ.

ных формах фенинга, а также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений. Традиционные методы обучения, используемые в целях профессиональной подготовки и психологического обеспе­чения профессиональной деятельности, опирающиеся на общепедагогические принципы, имеют ряд ограничений, которые в значительной степени преодолеваются в тренин­ге. К таким ограничениям, в частности, относятся различия между предметом учебной деятельности, представляющим собой абстракции различной степени обобщенности (учебные тексты, описания, руководства) и реальным пред­метом профессиональной деятельности, в которой, по мне­нию А.А.Вербицкого, «знания не даны в чистом виде, а за­даны в общем контексте производственных процессов и си­туаций» (Вербицкий, 1991. С.51). Он также подчеркивает противоречия между системным использованием знаний в регуляции профессиональной деятельности и их «разнесенным» усвоением по разным дисциплинам и кафед­рам, между индивидуальным способом усвоения знаний и опыта в традиционном обучении и коллективным характе­ром профессиональной деятельности, в которой происходит постоянный обмен информацией и результатами деятельно­сти на фоне определенных функциональных, межличност­ных и межгрупповых взаимосвязей, между включенностью в исполнение профессиональной деятельности всей личности специалиста и преобладающим информационным характе­ром обучения, когда основная нагрузка ложится преимуще­ственно на процессы внимания, восприятия, памяти. Пре­одоление этих противоречий становится возможным в тре­нинге, когда приобретение знаний о закономерных сторонах профессиональной деятельности сопровождается процессом их практического многовариантного воплощения, связанно­го с развитием системы отношений в группе тренинга и не­медленным получением информации о результативности деятельности.

Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных про-

Психология тренинга 77

грамм, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения.

КАргирис предлагал использовать для разграничения видов групп континуум большей или меньшей «терапевтичности» тренинга (Argyris, 1963). Эту же идею разде­ляет Дж.Джибб, используя для классификации тренинга шкалу психотерапия - традиционное обучение, располагая на ней де­вять основных видов тренинга (Gibb, 1972).

Вопрос об отличиях, существующих между групповой психотерапией и собственно тренингом, имеет принципиаль­ное значение при рассмотрении методологических аспектов тренинга. Без прояснения этого вопроса затруднительно вы­строить классификацию различных форм и модификаций ме­тода. М.А. Ковальчук и Л.А. Петровская, анализируя отличия Т-групп как «метода тренинга» от психотерапевтической груп­пы, используют следующие суждения: в тренинге события раз- ] вертываются в основном по принципу «здесь и теперь», в со­став группы тренинга входят здоровые люди, а не пациенты, нуждающиеся в лечении; раскрытие мотивации является не са­моцелью, а средством для интерпретаций поведения, конфликт рассматривается с целью его разрешения, а не для диагностики невротической симптоматики, занятия менее продолжительны по сравнению с психотерапией (Ковальчук, Петровская, 1982).

В проведенном нами исследовании профессионального сознания ведущих групп тренинга рассматривался вопрос об отличии тренинга от психотерапии. Результаты анализа со­держания ответов на этот вопрос представлены в таблице 3.

С нашей точки зрения, наиболее отчетливые различия между тренингом и психотерапией заключаются в целях и за­дачах, характеристиках субъектов, в мотивации участников и связи метода с решением профессиональных задач. Цели тре­нинга преимущественно связаны с преобразованием «конструктивного и достаточного» в более «конструктивное и лучшее», с открытием нового в себе и вовне, с осознанием и применением в практической деятельности новых способов и поведенческих моделей.

78, 79 Макшанов СИ.

Таблица 3

Различие между тренингом и психотерапией (по результатам опроса ведущих психологический тренинг)

  Тренинг Психотерапия
Кто участники Условно здоровые люди Больные. Люди с психической патологией или эмоциональными нарушениями
Цели Развитие и формирование умений, навыков. Овладение интерперсональными, поведенческими, профессиональными навыками. Модификация взаимодействия и повышение его эффективности. Оптимизация социальных и профессиональных установок. Решение профессиональных задач (задачи личностного роста являются второстепенными). Научение и психологическая коррекция. Решение профессиональных и личностных проблем. Выходят за пределы личности Работа с проблемами участников в группе. Коррекция самосознания, личностный рост. Внутриличностные индивидуальные задачи восстановления психологического благополучия. Лечение симптомов психических растройств. Предотвращение инвалидизации. Не выходят за пределы личности
Уровень, на котором происходят изменения Уровень работы определен целями тренинга Уровень работы определен возможностями психотерапевтической методики
Степень програмированности работы По сравнению с психотерапией работа более программирована, обладает более четкой структурой  
Ведущий Высокий уровень компетентности в различных областях теории и практики. Высокий уровень социальной зрелости С хорошей проработкой личностных проблем
Позиция ведущего Позиция и функции более четко выделены и определены  
Разделение ответсвенности за происходящее да нет
Мотивация участников Рост профессиональной и поведенческой успешности Выход к психологическому балансу, здоровью
Понятийный ряд Научение, изменение, развитие, умения, навыки, установки Лечение, личностный рост, личностные проблемы
Деятельност ь учатников Индивидуальные и совместные акции преимущественно в новой и неопределенной среде, осознание и переживание Преимущественно осознание и переживание

 

80 Макшанов СИ.

Они основываются на мотивации личностного и про­фессионального прогресса, выходят за рамки отдельной личности (тренинг может быть направлен на непосредст­венное изменение характеристик деятельности группы про­фессионалов и организации в целом).

Целью психотерапии является лечение, т. е. преобра­зование «деструктивного и недостаточного» в «конструктивное и достаточное». Эта цель не связана непо­средственно с повышением эффективности профессиональ­ной деятельности, она замкнута на личности, получающей психотерапевтическое лечение.

К.Роджерс также оказался причастным к дискуссии, связанной с определением границ между психотерапией и групповой работой со здоровыми людьми, предложив отка­заться от термина психотерапия и заменить его понятием «групповое консультирование». Предлагая классификацию групповых форм работы, он выделяет две основные катего­рии, или два основных типа: группы тренинга сенситивно-сти и группы организационного развития.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обра­щения к конкретной проблематике личности, целей, кото­рые ставятся перед группой. В ней выделены пять типов групповой работы:

1. «Я - Я» - группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники пре­образований внутриличностные.

2. «Я - Другие» - группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как про­исходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.

3. «Я - Группа» - группы, направленные на взаимодей­ствие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой.

4. «Я - Организация» - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппо­вого взаимодействия в организациях.

Психология тренинга________________81

5. «Я - профессия» - группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности (Bachanan, Reisel, 1972).

Х.Миккин в качестве основания для разделения раз­ных видов тренинга принимает организационную сторону, обращая внимание на распределение инициативы между тренером, организацией-заказчиком, тренируемыми и сте­пенью профессионализации тренера. X. Миккин выделяет любительский, институционализированный и психокоррек-ционный тренинг. Любительский тренинг характерен для начальной стадии освоения метода, когда инициатором его проведения выступает тренер-энтузиаст, а участники моти­вированы преимущественно случайными причинами и лю­бопытством. Работа тренера свободна от внешнего контро­ля и проводится за счет личного времени участников. Ин­ституционализированный тренинг отличается от любитель­ского переходом инициативы его проведения от тренера к организации-заказчику, которая вправе предъявлять к тре­неру ряд требований, относящихся к подтверждению его квалификации авторитетной инстанцией, к постановке кон­кретных задач, к научной обоснованности программы, к продолжительности работы и ее режиму, а также к четкому формулированию иерархии целей тренинга для контроля его эффективности. Х.Миккин рассматривает психокоррек-ционный тренинг как разновидность психологической по­мощи, которая по своим целям и задачам стоит в одном ря­ду с «психологической консультацией, телефоном доверия, кабинетами психологической разгрузки, психопрофилакти­ческой психотерапии» (Миккин, 1975. С.12-13).

Н.М.Лебедева и А.И.Палей выделяют три класса тре­нинга по их направленности:

1. Субъект-субъект - социально-психологический тре­нинг в его различных модификациях.

2. Субъект-объект - интеллектуальный тренинг, целью которого является развитие интеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решения профессио­нальных и личностных проблем.

3. Тренинги интраличностной направленности, к ко­торым относятся группы личностного роста и их разновид-

82 Макшанов СИ.

ности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности (Лебедева, Палей, 1995).

Возможный вариант классификации тренинга пред­ставлен в таблице 4.

Таблица 4 Классификация психологического тренинга