Тренинг как метод преднамеренных изменений
2,1.1. Понятие и классификации видов психологического тренинга
К настоящему времени методы преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организаций обосновываются и разрабатываются в ряде дисциплин: психологии труда и инженерной психологии (методы обучения операторов, профессиональной подготовки, психологической подготовки), социальной психологии (социально-психологический тренинг, методы влияния, убеждения), педагогической психологии и педагогике (методы обучения и воспитания), психотерапии
(суггестивные методы, групповые формы психотерапии). Наше внимание будет сосредоточено на тренинге профессионалов социономической группы.
Под методом (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) понимается способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Знание о методе предполагает создание адекватных его предназначению и структуре описаний, соотнесение рассматриваемого метода с другими.
Б.Ф. Ломов, признавая, что в отечественной психологии многое сделано по разработке общетеоретического познавательного инструментария и сформирована разветв-
Психология тренинга 71
ленная система методов, нацеленная на изучение законов психического развития, писал о недостаточной разработанности методов, обеспечивающих применение психологических знаний к эффективному решению практических задач (Ломов, 1984. С.407). К методам, входящим в научно- практический инструментарий, Б.Ф.Ломов относит методы психологической диагностики, прогноза, проектирования, моделирования и воздействия. Заметим, что Б.Ф. Ломов ставил знак равенства между методами воздействия и способами целенаправленного изменения психологии людей.
В социальной психологии группа методов, связанных с преднамеренным изменением, определяется как «управлен-ческо-воспитательная» (Методы социальной психологии, 1977).
В инженерной психологии и психологии труда проблема преднамеренного изменения разрабатывается преимущественно в рамках профессиональной подготовки представителей операторских специальностей как проблема процесса овладения профессиональными навыками и умениями и психологическими аспектами сохранения здоровья, причем, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется роли таких динамичных формирований, как установки, отношения, мотивационные структуры профессионала. Содержание психологической подготовки связывается в первую очередь с решением задач адаптации операторов к экстремальным факторам профессиональной деятельности, обеспечения их надежности и устойчивости. К направлениям профессиональной подготовки относят обучение и тренировку, в совокупности направленные на обеспечение высокой эффективности и надежности систем управления и технических устройств за счет приспособления информационной системы человека к совместной согласованной работе с техническими устройствами и другими средствами труда. Тренировка, ее предназначение, ограничивается задачами научения, т.е. формированием умений операторской деятельности и их доведением до уровня навыка.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию тренинга и обозначению этим терми-
72 Макшанов СИ.
ном самых различных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.
Термин тренинг (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и известным его научным определениям. Ю.Н.Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности (Емельянов, 1985).
Тренинг определяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью (Cenin, 1990). Существует также определение тренинга как части планируемой активности органи-в зации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности (Landy, 1985).
В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия» (Петровская, 1982. С.9, 208). По мнению Л.А.Петровской, термины «активная социально-психологическая подготовка», «активное социальное обучение», «лабораторный тренинг», «группы интенсивного общения», «группы открытого общения», «перцептивно-ориентированный тренинг», «тренинг чувствительности (сенситивности)» являются эквивалентами социально-психологического тренинга, цель которого - развитие компетентности в общении, ее коммуникативной, интерактивной и перцептивной составляющих.
ГЛ.Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления (Ковалев, 1980, 1989).
Психология тренинга 73
Б.Д.Парыгин относит тренинг к методам group-counseling (группового консультирования), описывая их как активное групповое обучение навыкам общения и жизни в обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки (Практикум по социально-психологическому тренингу, 1997).
К основным функциям тренинга, на наш взгляд, относятся диагностическая, преобразующая, корректирующая, профилактическая и функция адаптации. Многофункциональность метода свидетельствует о том, что тренинг применяется не только для повышения компетентности в общении и обучения как процесса овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями. Возможности тренинга существенно шире и охватывают области совершенствования интеллектуальных возможностей человека, развития его волевых характеристик, осознания и разрешения личностных, профессиональных и организационных проблем.
Определение тренинга как метода обучения представляется недостаточно точным, поскольку приобретение знаний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон происходящих в ходе тренинга изменений, в частности трансформаций установок, отношений, мотивационных структур личности. Использование признака активности для определения тренинга вызывает определенные сомнения, поскольку активность является свойством субъекта, а не метода, в чем мы солидарны с Ю. Вооглайдом (Вооглайд, 1986).
В настоящее время наиболее часто для определения тренинга используется термин «психологическое воздействие».
Под психологическим воздействием принято понимать целенаправленный перенос движения информации от одного участника взаимодействия к другому (Куликов, 1983. С. 158). Понятие психологического воздействия связывается также с категорией «влияние», причем отмечается, что влияние является целью, а воздействие (направленное и ненаправленное) - средством. Указывается, что «субъект, оказывающий влияние, ставит перед собой определенную зада-
74 Макшанов СИ.
чу: добиться желаемого результата от объекта воздействия» прямо или косвенно, в случае ненаправленного воздействия субъект не стремится вызвать «ту или иную реакцию у объекта влияния» (Психология развивающейся личности, 1987. С. 20-21). Отношения между этими двумя терминами (воздействие и влияние) в описаниях процессов, протекающих в ходе тренинга, исчерпываются процессуальными характеристиками, и во многом синонимичны. Как отмечает Ю.Д. Апресян, отдельные отглагольные существительные русского языка имеют такую регулярную полисемию, что они могут обозначать как процесс, так и результат процесса (Апресян, 1974).
Воздействие и влияние не обладают полисемией такого рода, обозначая именно процессуальные аспекты изменений. В связи с этим адекватность категории «психологическое воздействие» для определения тренинга как метода, на наш взгляд, можно признать лишь отчасти -как термина, отражающего именно процесс движения информации от одного участника взаимодействия к другому. Являясь процессуальной характеристикой, понятие воздействия не отражает его цель и результат, который определяется с помощью категории изменения. Воздействие само по себе не может являться целью тренинга и его пользователей, которые нуждаются именно в его результате.
Применение тренинга связано с потребностью в изменениях, которые повышают вероятность успеха в профессиональной деятельности, личностного благополучия. Выбор средств воздействия в тренинге и подготовка к их включению в процесс тренинга обусловлены изменениями образа группы и отдельных ее участников в сознании ведущего, изменениями, связанными с его «настройкой» на группу в каждом отдельном эпизоде, а также динамикой состояний группы и ведущего. Без учета этих очевидных обстоятельств средства воздействия будут малоэффективными, другими словами, воздействие не во всех случаях предполагает изменение, более того, в ряде случаев отсутствие воздействия оказывается продуктивным и целесообразным.
Предлагаемый нами термин «преднамеренное изменение» дает возможность описания всего множества явлений,
Психология тренинга 75
относящихся к динамике психологических феноменов человека и группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики тренинга, подчеркивает «субъект - субъектный» характер тренинга, эффективность которого связана с *< принятием ответственности за происходящее в тренинге как ведущим его специалистом, так и участником, заказчиком тренинга.
В связи с этим предлагается определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Тренинг обеспечивает приобретение специалистом профессионально важных качеств, умений и их перевод на уровень навыков, создает условия для разрешения личностных проблем и развития способностей личности. Области применения тренинга в профессиональной деятельности сочетаются с положениями концепции ее психологического обеспечения и связаны с разрешением прикладных проблем оптимизации профессиональной ориентации, адаптации к требованиям профессии и организации, освоения профессиональных и организационных ценностей, овладения профессией, достижения профессионального мастерства, освоением новой деятельности, переподготовкой, решением задач кадрового мониторинга, сохранением и восстановлением работоспособности и постпрофессиональной адаптации.
Проведенный нами контент-анализ литературы показал, что тренинг применяется в профессиональной подготовке 34 профессиональных групп, из них, по классификации Е.А.Климова, 12 - типа «человек-техника», 6 - «человек-средство искусства», 16 - "человек-человек" (Климов, 1974). По данным нашего исследования, в котором приняли участие 42 ведущих групп тренинга из 15 городов России, Украины, Казахстана, Эстонии, тренинг с целями , , оптимизации профессиональной деятельности проводился ими со специалистами 48 специальностей, а также с такими специфическими группами, как пенсионеры, эмигранты и безработные.
Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в раз-
76 Макшанов СИ.
ных формах фенинга, а также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений. Традиционные методы обучения, используемые в целях профессиональной подготовки и психологического обеспечения профессиональной деятельности, опирающиеся на общепедагогические принципы, имеют ряд ограничений, которые в значительной степени преодолеваются в тренинге. К таким ограничениям, в частности, относятся различия между предметом учебной деятельности, представляющим собой абстракции различной степени обобщенности (учебные тексты, описания, руководства) и реальным предметом профессиональной деятельности, в которой, по мнению А.А.Вербицкого, «знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных процессов и ситуаций» (Вербицкий, 1991. С.51). Он также подчеркивает противоречия между системным использованием знаний в регуляции профессиональной деятельности и их «разнесенным» усвоением по разным дисциплинам и кафедрам, между индивидуальным способом усвоения знаний и опыта в традиционном обучении и коллективным характером профессиональной деятельности, в которой происходит постоянный обмен информацией и результатами деятельности на фоне определенных функциональных, межличностных и межгрупповых взаимосвязей, между включенностью в исполнение профессиональной деятельности всей личности специалиста и преобладающим информационным характером обучения, когда основная нагрузка ложится преимущественно на процессы внимания, восприятия, памяти. Преодоление этих противоречий становится возможным в тренинге, когда приобретение знаний о закономерных сторонах профессиональной деятельности сопровождается процессом их практического многовариантного воплощения, связанного с развитием системы отношений в группе тренинга и немедленным получением информации о результативности деятельности.
Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных про-
Психология тренинга 77
грамм, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения.
КАргирис предлагал использовать для разграничения видов групп континуум большей или меньшей «терапевтичности» тренинга (Argyris, 1963). Эту же идею разделяет Дж.Джибб, используя для классификации тренинга шкалу психотерапия - традиционное обучение, располагая на ней девять основных видов тренинга (Gibb, 1972).
Вопрос об отличиях, существующих между групповой психотерапией и собственно тренингом, имеет принципиальное значение при рассмотрении методологических аспектов тренинга. Без прояснения этого вопроса затруднительно выстроить классификацию различных форм и модификаций метода. М.А. Ковальчук и Л.А. Петровская, анализируя отличия Т-групп как «метода тренинга» от психотерапевтической группы, используют следующие суждения: в тренинге события раз- ] вертываются в основном по принципу «здесь и теперь», в состав группы тренинга входят здоровые люди, а не пациенты, нуждающиеся в лечении; раскрытие мотивации является не самоцелью, а средством для интерпретаций поведения, конфликт рассматривается с целью его разрешения, а не для диагностики невротической симптоматики, занятия менее продолжительны по сравнению с психотерапией (Ковальчук, Петровская, 1982).
В проведенном нами исследовании профессионального сознания ведущих групп тренинга рассматривался вопрос об отличии тренинга от психотерапии. Результаты анализа содержания ответов на этот вопрос представлены в таблице 3.
С нашей точки зрения, наиболее отчетливые различия между тренингом и психотерапией заключаются в целях и задачах, характеристиках субъектов, в мотивации участников и связи метода с решением профессиональных задач. Цели тренинга преимущественно связаны с преобразованием «конструктивного и достаточного» в более «конструктивное и лучшее», с открытием нового в себе и вовне, с осознанием и применением в практической деятельности новых способов и поведенческих моделей.
78, 79 Макшанов СИ.
Таблица 3
Различие между тренингом и психотерапией (по результатам опроса ведущих психологический тренинг)
Тренинг | Психотерапия | |
Кто участники | Условно здоровые люди | Больные. Люди с психической патологией или эмоциональными нарушениями |
Цели | Развитие и формирование умений, навыков. Овладение интерперсональными, поведенческими, профессиональными навыками. Модификация взаимодействия и повышение его эффективности. Оптимизация социальных и профессиональных установок. Решение профессиональных задач (задачи личностного роста являются второстепенными). Научение и психологическая коррекция. Решение профессиональных и личностных проблем. Выходят за пределы личности | Работа с проблемами участников в группе. Коррекция самосознания, личностный рост. Внутриличностные индивидуальные задачи восстановления психологического благополучия. Лечение симптомов психических растройств. Предотвращение инвалидизации. Не выходят за пределы личности |
Уровень, на котором происходят изменения | Уровень работы определен целями тренинга | Уровень работы определен возможностями психотерапевтической методики |
Степень програмированности работы | По сравнению с психотерапией работа более программирована, обладает более четкой структурой | |
Ведущий | Высокий уровень компетентности в различных областях теории и практики. Высокий уровень социальной зрелости | С хорошей проработкой личностных проблем |
Позиция ведущего | Позиция и функции более четко выделены и определены | |
Разделение ответсвенности за происходящее | да | нет |
Мотивация участников | Рост профессиональной и поведенческой успешности | Выход к психологическому балансу, здоровью |
Понятийный ряд | Научение, изменение, развитие, умения, навыки, установки | Лечение, личностный рост, личностные проблемы |
Деятельност ь учатников | Индивидуальные и совместные акции преимущественно в новой и неопределенной среде, осознание и переживание | Преимущественно осознание и переживание |
80 Макшанов СИ.
Они основываются на мотивации личностного и профессионального прогресса, выходят за рамки отдельной личности (тренинг может быть направлен на непосредственное изменение характеристик деятельности группы профессионалов и организации в целом).
Целью психотерапии является лечение, т. е. преобразование «деструктивного и недостаточного» в «конструктивное и достаточное». Эта цель не связана непосредственно с повышением эффективности профессиональной деятельности, она замкнута на личности, получающей психотерапевтическое лечение.
К.Роджерс также оказался причастным к дискуссии, связанной с определением границ между психотерапией и групповой работой со здоровыми людьми, предложив отказаться от термина психотерапия и заменить его понятием «групповое консультирование». Предлагая классификацию групповых форм работы, он выделяет две основные категории, или два основных типа: группы тренинга сенситивно-сти и группы организационного развития.
Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделены пять типов групповой работы:
1. «Я - Я» - группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники преобразований внутриличностные.
2. «Я - Другие» - группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.
3. «Я - Группа» - группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой.
4. «Я - Организация» - группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.
Психология тренинга________________81
5. «Я - профессия» - группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности (Bachanan, Reisel, 1972).
Х.Миккин в качестве основания для разделения разных видов тренинга принимает организационную сторону, обращая внимание на распределение инициативы между тренером, организацией-заказчиком, тренируемыми и степенью профессионализации тренера. X. Миккин выделяет любительский, институционализированный и психокоррек-ционный тренинг. Любительский тренинг характерен для начальной стадии освоения метода, когда инициатором его проведения выступает тренер-энтузиаст, а участники мотивированы преимущественно случайными причинами и любопытством. Работа тренера свободна от внешнего контроля и проводится за счет личного времени участников. Институционализированный тренинг отличается от любительского переходом инициативы его проведения от тренера к организации-заказчику, которая вправе предъявлять к тренеру ряд требований, относящихся к подтверждению его квалификации авторитетной инстанцией, к постановке конкретных задач, к научной обоснованности программы, к продолжительности работы и ее режиму, а также к четкому формулированию иерархии целей тренинга для контроля его эффективности. Х.Миккин рассматривает психокоррек-ционный тренинг как разновидность психологической помощи, которая по своим целям и задачам стоит в одном ряду с «психологической консультацией, телефоном доверия, кабинетами психологической разгрузки, психопрофилактической психотерапии» (Миккин, 1975. С.12-13).
Н.М.Лебедева и А.И.Палей выделяют три класса тренинга по их направленности:
1. Субъект-субъект - социально-психологический тренинг в его различных модификациях.
2. Субъект-объект - интеллектуальный тренинг, целью которого является развитие интеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решения профессиональных и личностных проблем.
3. Тренинги интраличностной направленности, к которым относятся группы личностного роста и их разновид-
82 Макшанов СИ.
ности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности (Лебедева, Палей, 1995).
Возможный вариант классификации тренинга представлен в таблице 4.
Таблица 4 Классификация психологического тренинга