Метакритериирассмотрения теоретических оснований преднамеренных изменений психологических феноменов человека

Как показывает рассмотрение теорий, непосредствен­но претендующих на обоснование и воплощение в практику преднамеренного изменения, его методов и методических средств, к которым принадлежит и профессионально ориен­тированный психологический тренинг, трудно выделить психологическую теорию, согласующуюся со всеми извест­ными фактами и лишенную противоречий и ограничений.

Психология тренинга 59

В то же время рано или поздно наступает момент, ко­гда теория получает шанс для демонстрации своих приклад­ных и практических возможностей в различных областях. Без прояснения отношений между теоретическими построе­ниями и их практическим внедрением невозможно выделить адекватность теории в целом и ее отдельных положений. В целом, адекватность теоретических оснований любого ме­тода или их группы связана с определением области их ис­пользования, целей и эффективности применения.

Так как любая теория может рассматриваться как ме­тафора, отражающая закономерности конкретной реально­сти, то теоретические основания преднамеренного измене­ния с необходимостью должны отражать цели преднаме­ренного изменения психологических феноменов, законо­мерности его процесса и механизмов, а также природу его

субъектов.

Ориентируясь на те или иные концептуальные основа­ния, следует опираться на метакритерии, позволяющие из многообразия философско-психологического наследия вы­делить именно те области, которые адекватны целям и осо­бенностям ситуации преднамеренного изменения. В качест­ве таких ориентиров предполагается выделить представлен­ность в теории психологического времени, пространства, необходимости и адекватности волевого усилия и произ­вольной активности субъекта изменений, этичности теории преднамеренного изменения.

Представленность психологического времени.Выделяя этот критерий, мы исходим из того, что при объяснении психологических феноменов и определении детерминанты их изменений любая теория определяет роль образов про­шлых, настоящих и будущих событий в состояниях человека или группы, выявляет возможность и своевременность преднамеренных изменений, фиксирует их продолжитель­ность, опираясь при этом на вполне определенные аргумен­ты.

Люди живут во времени и способны обозревать свою жизнь ретроспективно и перспективно, они могут организо­вывать свою деятельность на длительные промежутки вре­мени, либо замыкаться на уже происшедших событиях.

60 МакшановС.И.

Время рассматривается и как предел индивидуального су­ществования человека, осознание конечности которого так же, как и осознание конечности этапов биологического и психического созревания, социализации относится к тради­ционным экзистенциальным проблемам.

Все философские и психологические концепции в их обращении к проблеме изменений различаются, в частности, тем, как в них представлено значение прошлых, настоящих и будущих событий, куда обращен вектор исследователь­ского интереса, с образами прошлого, настоящего или бу­дущего предполагается осуществить преднамеренное изме­нение.

По мнению С.Киркегора, философия обращена в прошлое: «...И каждый ее представитель так ушел в созер­цание этого прошедшего, что в "настоящем остались одни фалды его сюртука"», в то же время ее представители не только не способны ответить простому человеку на вопрос, что ему делать, но и не знают, что им делать самим (Киркегор, 1994. С. 244).

На прошлое ориентированы психоаналитические кон­цепции, связывающие эффективность преднамеренных из­менений прежде всего с изменениями образов прошлых со­бытий и разрешением неосознанных конфликтов прошлого. Представители гуманистической психологии в большей сте­пени концентрируются на актуальных ситуациях: «сила - в настоящем», утверждают сторонники гештальт-подхода, основатель логотерапии В.Франкл обращен в будущее.

Намеченные предпочтения в определенной степени ограничивают последователей перечисленных концептуаль­ных оснований, отказывая в равноправии прошлым, на­стоящим и будущим формам существования психического и их субъективным отражениям. Г Прошлые события играют в личной и профессиональ-

ной жизни каждого человека детерминирующую, но не фа­тальную роль. Прошлый опыт возникает и нарастает с большой скоростью, занимая главенствующее (по объему, а порой и по значению) положение в содержании сознатель­ной и подсознательной сфер психического. Кроме того, по­ток ежесекундно происходящих с нами событий редко дает

Психология тренинга 61

возможность для детальной рефлексии происходящего, вследствие чего возникающие структуры психического мо­гут играть нецелесообразную и даже деструктивную роль в актуальных и будущих ситуациях. В связи с этим если пред­намеренное изменение производится без опоры на этот фун­дамент, который может иметь самую разнообразную струк­туру и содержание, то вероятность успеха весьма сомни­тельна.

Приобретенные в прошлом навыки и умения, отноше­ния и установки, представления продолжают свое бытие в индивидуальном сознании, сохраняя значительные энергии и во многом определяя то, что происходит с человеком сей­час. По мнению Т.Шибутани, определение человеком акту­альной ситуации является ни чем иным, как реконструкцией прошлого опыта, следовательно, детерминируется его ха­рактеристиками. Т.Шибутани пишет: «...Люди не живут в мире непосредственных чувственных впечатлений - их эф­фективная среда имеет пространственное и временное про­тяжение. Многое из того, что есть в наличии, игнорируется; человек просто не в состоянии замечать все, что его окружа­ет... Человек, который только что пропустил автобус, не бе­жит за ним вслед; он разумно заключает, что через некото­рое время придет следующий, даже если он его не видит» (Шибутани, 1969. С.104).

Поэтому, с нашей точки зрения, концептуальные ос­нования практики преднамеренного изменения должны опираться на обоснованные и носящие по крайней мере ха­рактер тенденций идеи, позволяющие оптимально включить в процесс изменений прошлый опыт, которым владеют кон­кретный человек или группа людей.

Актуальные ситуации, непосредственно находящиеся в фокусе сознания образы настоящего сложны в силу своей мимолетности и детерминации как прошлым опытом, так и образами будущего, желаемого или недопустимого для их субъекта. Актуальная ситуация - это миг, тончайшая мем­брана, отделяющая вполне определенное прошлое от мно­гообразного будущего. Совершающий действие человек трансформирует многообразие будущего в единственный и уже необратимый акт настоящего. К отражению значимости

62 Макшанов СИ.

практического действия, воплощения мысли, чувства в по­ступке и экспрессии как вариантам изменений относится идея своевременности, адекватности действия, поступка. Пожалуй, С.Киркегор был одним из философов, поставив­ших эту проблему с наибольшей остротой и отчетливостью, связав ее с категориями ответственности и свободы выбора. С.Киркегор пишет: «Выбираемое находится в самой тесной связи с выбирающим, и в то время, когда перед человеком стоит жизненная дилемма: или - или, самая жизнь продол­жает ведь увлекать его по своему течению, так что чем более он будет медлить с решением вопроса о выборе, тем труднее и сложнее становится этот последний... Если он (человек. -Прим. авт.) забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит наконец минута, когда более и речи не может быть о выборе, не потому, что последний сделан, а потому, что пропущен момент для него, иначе говоря - за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое "я"» (Киркегор, 1994. С. 235). Любопытно, что Киркегор распро­страняет проблему своевременности и на область профес­сионального самоопределения человека. Он описывает ме­тания человека между альтернативами «священник-актер», «юрист-адвокат», «или цирюльник, или счетчик в банке» (Там же. С.237-238).

Бытие здесь и теперь, необходимость постоянных вы­боров, опирающихся на самые разнообразные субъективные критерии подчеркивает крайне важную роль регулятивного потенциала в реализации преднамеренных изменений.

Будущее - такая же реальность для человека, как прошлые события и то, что он воспринимает, переживает и делает в данный момент. Возможность параллельного суще­ствования образов будущего с образами и продуктами прошлого и настоящего радикально выделили человека из мира материальных объектов, существование которых оп­ределяется двумя временными измерениями - прошлым и настоящим.

Таким образом, можно заключить, что теоретические основания практики преднамеренного изменения должны включать в себя обоснованные представления о средствах переструктурирования прошлого опыта, его учета в кон-

Психология тренинга 63

кретном случае, о способах создания условий для проявле­ния инициативы и практических действий, о механизмах работы с образами будущего.

Представленность психологического пространства.Как и любой способ существования материи, психическая организация человека должна обладать своими пространст­венными характеристиками, отличными от пространствен­ных характеристик биологических и социальных систем.

Психологическое пространство не относится к числу строгих понятий, тем не менее мы можем использовать для его обозначения такие координаты, как сознательные и бес­сознательные психические явления, воспринимаемая субъ­ектом внешняя, в том числе и профессиональная, среда и образы «Я», уровни психических свойств, мотивационных структур, степень генерализованности навыков. Психологи­ческое пространство можно рассматривать исходя из не­скольких идей: внешнего и внутреннего, осознанного и под­сознательного, ограниченного и неограниченного, а также идеи структуры, иерархии и протяженности психических феноменов.

Г" Под внешним психологическим пространством пред­лагается понимать совокупность перцептивных образов ок­ружающей субъекта среды, а также результаты их транс­формаций в мышлении. Внутреннее психологическое про­странство - это совокупность образов "Я", а также резуль­таты мыслительной переработки того, как происходил, эмоционально переживался процесс выработки решений, планирования деятельности.

О существенной роли неосознаваемых явлений в пси­хическом отражении и регуляции деятельности писали еще Г.Лейбниц и Р.Декарт. Впоследствии идеи, относящиеся к неосознаваемым формам отражения, установкам, потребно­стям и мотивам, получили развитие в работах З.Фрейда и его последователей. В отечественной психологии проблемы неосознаваемых явлений исследовались в работах Д.Н.Узнадзе, Я.А. Пономарева, O.K. Тихомирова.

«Из-под порогов суммации, возбуждения и сознания, -пишет АА.Ухтомский,- из сложных глубин подсознатель­ного предопределяется человек в своих поступках, пережи-

64 Макшанов СИ.

ваниях и восприятиях. Если у него является желание овла­деть своим поведением, то сначала он должен овладеть теми глубинами подсознательного, дабы через них овладеть и предопределить затем свое поведение, свои восприятия, свой образ жизни в среде» (Ухтомский, 1994. С. 149-150). Заметим, что далеко не все теоретические основания, относящиеся к преднамеренному изменению, опираются на эту идею.

Идея ограниченности/неограниченности, на наш взгляд, связана с тремя ситуациями :

- степень генерализованности (навыки и умения), глубины и полноты (знания), потенциальности-актуальности (способности) психологических феноменов;

- степень новизны, определенности/неопределен­ности внешнего окружения;

- возможности сохранения конкретного психи­ческого новообразования в широком диапазоне ситуаций и возможности распространения, к примеру навыка или уста­новки, на более широкие области.

Принципиальное значение имеет идея границы между известным и новым, предполагаемым и неожиданным. Из­менения происходят в человеке в процессе ассимиляции но­вого, неожиданного, маловероятного.

Учет структуры, иерархии и протяженности психиче­ских явлений предполагает, что теория, учитывающая взаи­мосвязи между элементами психики, может с большой веро­ятностью предположить, что произойдет с системой в целом вследствие изменения ее элементов или их группы, какие элементы вносят наибольший вклад в содействие или про­тивостояние наметившимся изменениям.

Протяженность психологического пространства мо­жет быть представлена как некая линия, соединяющая субъ­ект с объектом психического отражения. Динамика психи­ческого образа также обладает протяженностью - от его возникновения, констатации его присутствия, до отражения сущности и определения его места в системе индивидуаль­ного опыта.

Важность учета пространственных закономерностей особенно заметна в практике Д.Морено. Пространство, его организация играет в психодраме совершенно особую роль,

Психология тренинга 65

все действия участников развертываются в строго опреде­ленном «психологическом или социологическом простран­стве протагониста», соответствующем пространственному переживанию дополнительной реальности, т.е. формы, вы­соты и глубины, заполненности или пустоты в фантазиях и снах (Moreno,1964. C.49).

Ограничения по этому критерию заметны в психоана­литических и поведенческих теориях, частных педагогиче­ских концепциях.

Необходимость и адекватность волевого усилия субъ­екта изменений.Данный критерий основывается на идеях детерминации изменений регулятивным потенциалом чело­века, предпринимающего по собственной воле активные действия по достижению необходимых ему целей.

Эти выводы опираются на обоснованные в философ­ской и психологической науке принципиальные положения о значимости ситуаций, ставящих человека перед необходи­мостью выбора, о конструктивной роли конфликта, сопер­ничества, кризисов, конкуренции, требующих значительно­го напряжения, усилий и одновременно создающих условия для изменения и развития. «Подлинный характер, - считает Гегель,- действует по своей инициативе, не допускает, что­бы другой думал и решал за него. А если он действовал сам, то он будет готов принять на себя вину за свое деяние и не­сти за него ответственность» (Гегель, 1975. С.245).

По данному критерию заметные ограничения обнару­живают психоаналитические и поведенческие концепции, а также отдельные аспекты гуманистических теорий.

Этичность преднамеренных изменений.Этические ас­пекты преднамеренного изменения в настоящее время при­обретают все большую актуальность, что проявляется в час­тых обращениях к этой проблематике в философских и пси­хологических публикациях, относящихся к теоретическим, прикладным и практическим вопросам преднамеренных из­менений.

Признавая за каждым человеком право на преднаме­ренные изменения в своей жизни и личности, границы кото­рых устанавливаются действующей в культуре нормативной этикой, целесообразно разрешение вопроса о праве на пред-

66 МакшановС.И.

намеренное изменение по отношению к другому человеку, тем более что миллионы людей профессионально занима­ются деятельностью в содержании которой преднамеренное изменение психологических феноменов человека и группы включено изначально: педагоги, воспитатели, офицеры, психотерапевты, психологи, руководители, которые по крайней мере претендуют на обладание знанием о природе и факторах преднамеренных изменений. В то же время вари­анты преднамеренного изменения, предпринимаемого по инициативе другого человека или общества в целом ожив­ленно дискутировались именно с точки зрения этичности.

Аргументация неэтичности вмешательства простира­ется от теологических оснований до манифестаций сторон­ников гуманистических концепций, порой отрицающих лю­бую попытку внешних интервенций в субъективную реаль­ность, включая педагогическую деятельность. М. К. Ма-мардашвили обозначил крайний вариант преднамеренного изменения (создание нового человека) как одну из самых глупых и трагических идей XX в. (Мамардашвили, 1993. С.40). Х.Томэ, провозглашая идею суверенитета личности, считает недопустимыми вмешательствами даже тестирова­ние и наблюдение, называя тестирование выстрелами из за­сады, направленными в уязвимое место человека (Lehr, Thomae, 1991).

С другой стороны, существуют многочисленные аль­тернативные и не менее категоричные формулировки, при­надлежащие Э.Фромму, обусловливавшему возможность прогрессивных трансформаций общества фундаменталь­ными изменениями в структуре характера современного че­ловека (Фромм, 1990), и философам Римского клуба, утвер­ждавшим, что человек стоит перед выбором «измениться или исчезнуть» (Печчеи, 1980).

Отмеченное противоречие, как и любое другое, пред­полагает конструктивные варианты разрешения, и, с нашей точки зрения, введенная категория преднамеренного изме­нения содержит в себе ключевую для рассматриваемой си­туации идею. Эта идея - идея осознанности, распространяе­мая на взаимодействующих друг с другом людей, вклю­чающая идею выбора, который делает человек, получивший

Психология тренинга 67

представление об имеющихся у него возможных вариантах изменения.

Ю.Н.Емельянов писал: «...Становится очевидным авантюризм попыток волюнтаристского преобразования межличностных отношений людей с помощью технократи­ческих программ психологического воздействия, разверты­вающихся за пределами общечеловеческих нравственных ценностей». В качестве главного основания всех психологи­ческих рассуждений он вводит категорию человечности, связанную с нравственной оценкой тех или иных форм ду­ховного взаимодействия людей. «"Проба на человечность" должна предшествовать любому научному, а тем более пси­хологическому исследованию или вмешательству. Критерий научности должен уступать приоритет критерию морально­сти» (Емельянов, 1983. С.8).

В психотерапевтическом подходе к преднамеренному изменению предпринимаются попытки радикального раз­решения заявленного выше противоречия. Возникает виде­ние, что добро вот этого человека начинает превалировать над добром для всей цивилизации.

Однако содержание критерия моральности нуждается в конкретизации, что опять же ставит и теоретиков, и прак­тиков в затруднительную ситуацию. Процитируем Ф.Ницше: «...Правильно утверждение ученых, что люди всех времен думали, что знают, что такое добро и зло, что похвально и что достойно порицания. Но предубеждение ученых состоит в том, что мы теперь будто бы знаем это лучше, чем знали когда-либо прежде» (Ницше, 1990. С. 123).

А.В. Брушлинский, обращая внимание на уникаль­ность человека и его активность, ставит вопрос о том, на­сколько другие люди и общество в целом имеют моральное право воспитывать, формировать ребенка, подростка, юношу, любого человека в духе строго определенных нрав­ственных ценностей. Он выделяет две стороны проблемы. «С одной стороны, - пишет А.В.Брушлинский, - никто не обладает абсолютной истиной и единственно верными идеалами и не может вести за собой людей, навязывая им те или иные взгляды, вмешиваясь в их жизнь и пытаясь ее из­менить. С другой стороны, основой всякого общества, бес-

68 Макшанов СИ.

спорно, является определенная система социальных и ду­ховных ценностей, их освоение и развитие каждым челове­ком абсолютно необходимы» (Брушлинский, 1990. С. 19-20). Заметим, что к настоящему времени психологическая наука накопила ощутимое количество фактов о закономерностях, способах преднамеренных изменений, что делает их доступ­ными широкому кругу людей, как субъектов профессио­нальной деятельности и уникальных личностей, обладаю­щих правом выбора на обращение к этому знанию.

В качестве оснований для ориентации в степени этич­ности теории преднамеренного изменения мы предлагаем ряд критериев :

- осознанный характер преднамеренного изменения его субъектами;

- готовность субъекта преднамеренного изменения изменяться самому;

- готовность субъектов преднамеренного изменения к принятию на себя реальной ответственности за получен­ные результаты;

- готовность субъектов преднамеренного изменения к принятию идеи риска и вероятности неудачи.

Выводы:

1.Теория тренинга как метода преднамеренных изме­нений опирается на философские представления о постоян­ной изменчивости мира и живущего в нем человека, кото­рой в равной степени присущи спонтанность и детермини­рованность взаимодействующими между собой внешними и субъективными факторами. Субъектность человека дает ему возможность для осознанного выбора и осуществления преднамеренных изменений в себе и своем окружении, при­чем масштаб изменений определяется осознанностью, свое­временностью и обоснованностью выбора, возможностями человека действовать, выдерживать напряжения, связанные с последствиями совершенного выбора и готовностью нести за него ответственность.

2.Теория тренинга также включает в себя объективные закономерности изменений психического; изменения как созревания, что необходимо для учета фазного, стадийного характера созревания и инволюции психических функций,

Психология тренинга 69

критических и сенситивных периодов. Объективный харак­тер системной детерминации изменений психического, пред­ставляющей собой взаимодействие средовых и субъектив­ных факторов является принципиальным теоретическим по­ложением для тренинга, определяющим необходимость соз­дания условий для системной детерминации психического.

3. К метакритериям оценки теоретических основ тре­нинга относятся представленность психологического време­ни, пространства, необходимости и адекватности волевого усилия и критерий этичности. Метакритерии позволяют ориентироваться в адекватности концептуальных основ программ тренинга, а также в их содержании.


70 Макшанов СИ.