Метакритериирассмотрения теоретических оснований преднамеренных изменений психологических феноменов человека
Как показывает рассмотрение теорий, непосредственно претендующих на обоснование и воплощение в практику преднамеренного изменения, его методов и методических средств, к которым принадлежит и профессионально ориентированный психологический тренинг, трудно выделить психологическую теорию, согласующуюся со всеми известными фактами и лишенную противоречий и ограничений.
Психология тренинга 59
В то же время рано или поздно наступает момент, когда теория получает шанс для демонстрации своих прикладных и практических возможностей в различных областях. Без прояснения отношений между теоретическими построениями и их практическим внедрением невозможно выделить адекватность теории в целом и ее отдельных положений. В целом, адекватность теоретических оснований любого метода или их группы связана с определением области их использования, целей и эффективности применения.
Так как любая теория может рассматриваться как метафора, отражающая закономерности конкретной реальности, то теоретические основания преднамеренного изменения с необходимостью должны отражать цели преднамеренного изменения психологических феноменов, закономерности его процесса и механизмов, а также природу его
субъектов.
Ориентируясь на те или иные концептуальные основания, следует опираться на метакритерии, позволяющие из многообразия философско-психологического наследия выделить именно те области, которые адекватны целям и особенностям ситуации преднамеренного изменения. В качестве таких ориентиров предполагается выделить представленность в теории психологического времени, пространства, необходимости и адекватности волевого усилия и произвольной активности субъекта изменений, этичности теории преднамеренного изменения.
Представленность психологического времени.Выделяя этот критерий, мы исходим из того, что при объяснении психологических феноменов и определении детерминанты их изменений любая теория определяет роль образов прошлых, настоящих и будущих событий в состояниях человека или группы, выявляет возможность и своевременность преднамеренных изменений, фиксирует их продолжительность, опираясь при этом на вполне определенные аргументы.
Люди живут во времени и способны обозревать свою жизнь ретроспективно и перспективно, они могут организовывать свою деятельность на длительные промежутки времени, либо замыкаться на уже происшедших событиях.
60 МакшановС.И.
Время рассматривается и как предел индивидуального существования человека, осознание конечности которого так же, как и осознание конечности этапов биологического и психического созревания, социализации относится к традиционным экзистенциальным проблемам.
Все философские и психологические концепции в их обращении к проблеме изменений различаются, в частности, тем, как в них представлено значение прошлых, настоящих и будущих событий, куда обращен вектор исследовательского интереса, с образами прошлого, настоящего или будущего предполагается осуществить преднамеренное изменение.
По мнению С.Киркегора, философия обращена в прошлое: «...И каждый ее представитель так ушел в созерцание этого прошедшего, что в "настоящем остались одни фалды его сюртука"», в то же время ее представители не только не способны ответить простому человеку на вопрос, что ему делать, но и не знают, что им делать самим (Киркегор, 1994. С. 244).
На прошлое ориентированы психоаналитические концепции, связывающие эффективность преднамеренных изменений прежде всего с изменениями образов прошлых событий и разрешением неосознанных конфликтов прошлого. Представители гуманистической психологии в большей степени концентрируются на актуальных ситуациях: «сила - в настоящем», утверждают сторонники гештальт-подхода, основатель логотерапии В.Франкл обращен в будущее.
Намеченные предпочтения в определенной степени ограничивают последователей перечисленных концептуальных оснований, отказывая в равноправии прошлым, настоящим и будущим формам существования психического и их субъективным отражениям. Г Прошлые события играют в личной и профессиональ-
ной жизни каждого человека детерминирующую, но не фатальную роль. Прошлый опыт возникает и нарастает с большой скоростью, занимая главенствующее (по объему, а порой и по значению) положение в содержании сознательной и подсознательной сфер психического. Кроме того, поток ежесекундно происходящих с нами событий редко дает
Психология тренинга 61
возможность для детальной рефлексии происходящего, вследствие чего возникающие структуры психического могут играть нецелесообразную и даже деструктивную роль в актуальных и будущих ситуациях. В связи с этим если преднамеренное изменение производится без опоры на этот фундамент, который может иметь самую разнообразную структуру и содержание, то вероятность успеха весьма сомнительна.
Приобретенные в прошлом навыки и умения, отношения и установки, представления продолжают свое бытие в индивидуальном сознании, сохраняя значительные энергии и во многом определяя то, что происходит с человеком сейчас. По мнению Т.Шибутани, определение человеком актуальной ситуации является ни чем иным, как реконструкцией прошлого опыта, следовательно, детерминируется его характеристиками. Т.Шибутани пишет: «...Люди не живут в мире непосредственных чувственных впечатлений - их эффективная среда имеет пространственное и временное протяжение. Многое из того, что есть в наличии, игнорируется; человек просто не в состоянии замечать все, что его окружает... Человек, который только что пропустил автобус, не бежит за ним вслед; он разумно заключает, что через некоторое время придет следующий, даже если он его не видит» (Шибутани, 1969. С.104).
Поэтому, с нашей точки зрения, концептуальные основания практики преднамеренного изменения должны опираться на обоснованные и носящие по крайней мере характер тенденций идеи, позволяющие оптимально включить в процесс изменений прошлый опыт, которым владеют конкретный человек или группа людей.
Актуальные ситуации, непосредственно находящиеся в фокусе сознания образы настоящего сложны в силу своей мимолетности и детерминации как прошлым опытом, так и образами будущего, желаемого или недопустимого для их субъекта. Актуальная ситуация - это миг, тончайшая мембрана, отделяющая вполне определенное прошлое от многообразного будущего. Совершающий действие человек трансформирует многообразие будущего в единственный и уже необратимый акт настоящего. К отражению значимости
62 Макшанов СИ.
практического действия, воплощения мысли, чувства в поступке и экспрессии как вариантам изменений относится идея своевременности, адекватности действия, поступка. Пожалуй, С.Киркегор был одним из философов, поставивших эту проблему с наибольшей остротой и отчетливостью, связав ее с категориями ответственности и свободы выбора. С.Киркегор пишет: «Выбираемое находится в самой тесной связи с выбирающим, и в то время, когда перед человеком стоит жизненная дилемма: или - или, самая жизнь продолжает ведь увлекать его по своему течению, так что чем более он будет медлить с решением вопроса о выборе, тем труднее и сложнее становится этот последний... Если он (человек. -Прим. авт.) забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит наконец минута, когда более и речи не может быть о выборе, не потому, что последний сделан, а потому, что пропущен момент для него, иначе говоря - за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое "я"» (Киркегор, 1994. С. 235). Любопытно, что Киркегор распространяет проблему своевременности и на область профессионального самоопределения человека. Он описывает метания человека между альтернативами «священник-актер», «юрист-адвокат», «или цирюльник, или счетчик в банке» (Там же. С.237-238).
Бытие здесь и теперь, необходимость постоянных выборов, опирающихся на самые разнообразные субъективные критерии подчеркивает крайне важную роль регулятивного потенциала в реализации преднамеренных изменений.
Будущее - такая же реальность для человека, как прошлые события и то, что он воспринимает, переживает и делает в данный момент. Возможность параллельного существования образов будущего с образами и продуктами прошлого и настоящего радикально выделили человека из мира материальных объектов, существование которых определяется двумя временными измерениями - прошлым и настоящим.
Таким образом, можно заключить, что теоретические основания практики преднамеренного изменения должны включать в себя обоснованные представления о средствах переструктурирования прошлого опыта, его учета в кон-
Психология тренинга 63
кретном случае, о способах создания условий для проявления инициативы и практических действий, о механизмах работы с образами будущего.
Представленность психологического пространства.Как и любой способ существования материи, психическая организация человека должна обладать своими пространственными характеристиками, отличными от пространственных характеристик биологических и социальных систем.
Психологическое пространство не относится к числу строгих понятий, тем не менее мы можем использовать для его обозначения такие координаты, как сознательные и бессознательные психические явления, воспринимаемая субъектом внешняя, в том числе и профессиональная, среда и образы «Я», уровни психических свойств, мотивационных структур, степень генерализованности навыков. Психологическое пространство можно рассматривать исходя из нескольких идей: внешнего и внутреннего, осознанного и подсознательного, ограниченного и неограниченного, а также идеи структуры, иерархии и протяженности психических феноменов.
Г" Под внешним психологическим пространством предлагается понимать совокупность перцептивных образов окружающей субъекта среды, а также результаты их трансформаций в мышлении. Внутреннее психологическое пространство - это совокупность образов "Я", а также результаты мыслительной переработки того, как происходил, эмоционально переживался процесс выработки решений, планирования деятельности.
О существенной роли неосознаваемых явлений в психическом отражении и регуляции деятельности писали еще Г.Лейбниц и Р.Декарт. Впоследствии идеи, относящиеся к неосознаваемым формам отражения, установкам, потребностям и мотивам, получили развитие в работах З.Фрейда и его последователей. В отечественной психологии проблемы неосознаваемых явлений исследовались в работах Д.Н.Узнадзе, Я.А. Пономарева, O.K. Тихомирова.
«Из-под порогов суммации, возбуждения и сознания, -пишет АА.Ухтомский,- из сложных глубин подсознательного предопределяется человек в своих поступках, пережи-
64 Макшанов СИ.
ваниях и восприятиях. Если у него является желание овладеть своим поведением, то сначала он должен овладеть теми глубинами подсознательного, дабы через них овладеть и предопределить затем свое поведение, свои восприятия, свой образ жизни в среде» (Ухтомский, 1994. С. 149-150). Заметим, что далеко не все теоретические основания, относящиеся к преднамеренному изменению, опираются на эту идею.
Идея ограниченности/неограниченности, на наш взгляд, связана с тремя ситуациями :
- степень генерализованности (навыки и умения), глубины и полноты (знания), потенциальности-актуальности (способности) психологических феноменов;
- степень новизны, определенности/неопределенности внешнего окружения;
- возможности сохранения конкретного психического новообразования в широком диапазоне ситуаций и возможности распространения, к примеру навыка или установки, на более широкие области.
Принципиальное значение имеет идея границы между известным и новым, предполагаемым и неожиданным. Изменения происходят в человеке в процессе ассимиляции нового, неожиданного, маловероятного.
Учет структуры, иерархии и протяженности психических явлений предполагает, что теория, учитывающая взаимосвязи между элементами психики, может с большой вероятностью предположить, что произойдет с системой в целом вследствие изменения ее элементов или их группы, какие элементы вносят наибольший вклад в содействие или противостояние наметившимся изменениям.
Протяженность психологического пространства может быть представлена как некая линия, соединяющая субъект с объектом психического отражения. Динамика психического образа также обладает протяженностью - от его возникновения, констатации его присутствия, до отражения сущности и определения его места в системе индивидуального опыта.
Важность учета пространственных закономерностей особенно заметна в практике Д.Морено. Пространство, его организация играет в психодраме совершенно особую роль,
Психология тренинга 65
все действия участников развертываются в строго определенном «психологическом или социологическом пространстве протагониста», соответствующем пространственному переживанию дополнительной реальности, т.е. формы, высоты и глубины, заполненности или пустоты в фантазиях и снах (Moreno,1964. C.49).
Ограничения по этому критерию заметны в психоаналитических и поведенческих теориях, частных педагогических концепциях.
Необходимость и адекватность волевого усилия субъекта изменений.Данный критерий основывается на идеях детерминации изменений регулятивным потенциалом человека, предпринимающего по собственной воле активные действия по достижению необходимых ему целей.
Эти выводы опираются на обоснованные в философской и психологической науке принципиальные положения о значимости ситуаций, ставящих человека перед необходимостью выбора, о конструктивной роли конфликта, соперничества, кризисов, конкуренции, требующих значительного напряжения, усилий и одновременно создающих условия для изменения и развития. «Подлинный характер, - считает Гегель,- действует по своей инициативе, не допускает, чтобы другой думал и решал за него. А если он действовал сам, то он будет готов принять на себя вину за свое деяние и нести за него ответственность» (Гегель, 1975. С.245).
По данному критерию заметные ограничения обнаруживают психоаналитические и поведенческие концепции, а также отдельные аспекты гуманистических теорий.
Этичность преднамеренных изменений.Этические аспекты преднамеренного изменения в настоящее время приобретают все большую актуальность, что проявляется в частых обращениях к этой проблематике в философских и психологических публикациях, относящихся к теоретическим, прикладным и практическим вопросам преднамеренных изменений.
Признавая за каждым человеком право на преднамеренные изменения в своей жизни и личности, границы которых устанавливаются действующей в культуре нормативной этикой, целесообразно разрешение вопроса о праве на пред-
66 МакшановС.И.
намеренное изменение по отношению к другому человеку, тем более что миллионы людей профессионально занимаются деятельностью в содержании которой преднамеренное изменение психологических феноменов человека и группы включено изначально: педагоги, воспитатели, офицеры, психотерапевты, психологи, руководители, которые по крайней мере претендуют на обладание знанием о природе и факторах преднамеренных изменений. В то же время варианты преднамеренного изменения, предпринимаемого по инициативе другого человека или общества в целом оживленно дискутировались именно с точки зрения этичности.
Аргументация неэтичности вмешательства простирается от теологических оснований до манифестаций сторонников гуманистических концепций, порой отрицающих любую попытку внешних интервенций в субъективную реальность, включая педагогическую деятельность. М. К. Ма-мардашвили обозначил крайний вариант преднамеренного изменения (создание нового человека) как одну из самых глупых и трагических идей XX в. (Мамардашвили, 1993. С.40). Х.Томэ, провозглашая идею суверенитета личности, считает недопустимыми вмешательствами даже тестирование и наблюдение, называя тестирование выстрелами из засады, направленными в уязвимое место человека (Lehr, Thomae, 1991).
С другой стороны, существуют многочисленные альтернативные и не менее категоричные формулировки, принадлежащие Э.Фромму, обусловливавшему возможность прогрессивных трансформаций общества фундаментальными изменениями в структуре характера современного человека (Фромм, 1990), и философам Римского клуба, утверждавшим, что человек стоит перед выбором «измениться или исчезнуть» (Печчеи, 1980).
Отмеченное противоречие, как и любое другое, предполагает конструктивные варианты разрешения, и, с нашей точки зрения, введенная категория преднамеренного изменения содержит в себе ключевую для рассматриваемой ситуации идею. Эта идея - идея осознанности, распространяемая на взаимодействующих друг с другом людей, включающая идею выбора, который делает человек, получивший
Психология тренинга 67
представление об имеющихся у него возможных вариантах изменения.
Ю.Н.Емельянов писал: «...Становится очевидным авантюризм попыток волюнтаристского преобразования межличностных отношений людей с помощью технократических программ психологического воздействия, развертывающихся за пределами общечеловеческих нравственных ценностей». В качестве главного основания всех психологических рассуждений он вводит категорию человечности, связанную с нравственной оценкой тех или иных форм духовного взаимодействия людей. «"Проба на человечность" должна предшествовать любому научному, а тем более психологическому исследованию или вмешательству. Критерий научности должен уступать приоритет критерию моральности» (Емельянов, 1983. С.8).
В психотерапевтическом подходе к преднамеренному изменению предпринимаются попытки радикального разрешения заявленного выше противоречия. Возникает видение, что добро вот этого человека начинает превалировать над добром для всей цивилизации.
Однако содержание критерия моральности нуждается в конкретизации, что опять же ставит и теоретиков, и практиков в затруднительную ситуацию. Процитируем Ф.Ницше: «...Правильно утверждение ученых, что люди всех времен думали, что знают, что такое добро и зло, что похвально и что достойно порицания. Но предубеждение ученых состоит в том, что мы теперь будто бы знаем это лучше, чем знали когда-либо прежде» (Ницше, 1990. С. 123).
А.В. Брушлинский, обращая внимание на уникальность человека и его активность, ставит вопрос о том, насколько другие люди и общество в целом имеют моральное право воспитывать, формировать ребенка, подростка, юношу, любого человека в духе строго определенных нравственных ценностей. Он выделяет две стороны проблемы. «С одной стороны, - пишет А.В.Брушлинский, - никто не обладает абсолютной истиной и единственно верными идеалами и не может вести за собой людей, навязывая им те или иные взгляды, вмешиваясь в их жизнь и пытаясь ее изменить. С другой стороны, основой всякого общества, бес-
68 Макшанов СИ.
спорно, является определенная система социальных и духовных ценностей, их освоение и развитие каждым человеком абсолютно необходимы» (Брушлинский, 1990. С. 19-20). Заметим, что к настоящему времени психологическая наука накопила ощутимое количество фактов о закономерностях, способах преднамеренных изменений, что делает их доступными широкому кругу людей, как субъектов профессиональной деятельности и уникальных личностей, обладающих правом выбора на обращение к этому знанию.
В качестве оснований для ориентации в степени этичности теории преднамеренного изменения мы предлагаем ряд критериев :
- осознанный характер преднамеренного изменения его субъектами;
- готовность субъекта преднамеренного изменения изменяться самому;
- готовность субъектов преднамеренного изменения к принятию на себя реальной ответственности за полученные результаты;
- готовность субъектов преднамеренного изменения к принятию идеи риска и вероятности неудачи.
Выводы:
1.Теория тренинга как метода преднамеренных изменений опирается на философские представления о постоянной изменчивости мира и живущего в нем человека, которой в равной степени присущи спонтанность и детерминированность взаимодействующими между собой внешними и субъективными факторами. Субъектность человека дает ему возможность для осознанного выбора и осуществления преднамеренных изменений в себе и своем окружении, причем масштаб изменений определяется осознанностью, своевременностью и обоснованностью выбора, возможностями человека действовать, выдерживать напряжения, связанные с последствиями совершенного выбора и готовностью нести за него ответственность.
2.Теория тренинга также включает в себя объективные закономерности изменений психического; изменения как созревания, что необходимо для учета фазного, стадийного характера созревания и инволюции психических функций,
Психология тренинга 69
критических и сенситивных периодов. Объективный характер системной детерминации изменений психического, представляющей собой взаимодействие средовых и субъективных факторов является принципиальным теоретическим положением для тренинга, определяющим необходимость создания условий для системной детерминации психического.
3. К метакритериям оценки теоретических основ тренинга относятся представленность психологического времени, пространства, необходимости и адекватности волевого усилия и критерий этичности. Метакритерии позволяют ориентироваться в адекватности концептуальных основ программ тренинга, а также в их содержании.
70 Макшанов СИ.