Содержательная классификация топосов.
Итак, если нам нужно отыскать наиболее п.одходящий для этой аудитории топос любого уровня, мы должны апеллировать к благу этих людей, а для этого постараться ответить себе на такие вопросы:
– Что считает полезным, выгодным эта аудитория? - прагматический топос
– Что считает интересным, каких убеждений и взглядов придерживается эта аудитория? - интеллектуальный топос
– Что считает приятным эта аудитория? - эмоциональный топос
– Что считает нравственным эта аудитория? - морально-этический топос
– Что считает прекрасным эта аудитория? - эстетический топос
Интерес, а тем более польза и удовольствие определяются с позиции аудитории. Это не всегда совпадает с объективно оцениваемым наличием пользы или удовольствия.
В жизни редко можно встретить какой-нибудь топос в чистом виде. Оценить однозначно имеющийся топос обычно бывает сложно. Однако эти вопросы полезно задавать в тех случаях, когда оратор готовит речь, ищет топосы для будущего выступления.
Поиск топосов — это содержательный отбор аргументов, основывающийся на той системе ценностей, которая принята в данной аудитории.