ВВЕДЕНИЕ
Оглавление
Введение...............................................................................................5
Глава первая. Теоретические основы психологического тренинга. ..7
1.1. Философия и психология изменений..........................10
1.1.1. Философский подход к проблеме изменений......10
1.1.2. Изменение как психологическая проблема.........23
1.2. Факторы изменений....................................................31
1.2.1. Общий подход к проблеме детерминации психического.................................................................31
1.2.2. Средовые факторы изменений............................36
1.2.3. Внутренние факторы изменений.........................39
1.3. Психологические теории преднамеренных изменений..........................................................................47
1.3.1. Определение понятия "преднамеренное изменение"....................................................................47
1.3.2. Теории преднамеренных изменений....................52
1.3.3. Метакритерии рассмотрения теоретических оснований преднамеренных изменений психологических феноменов человека..........................58
Глава вторая. Методология психологического тренинга..............70
2.1 .Тренинг как метод преднамеренных изменений.........70
2.1.1. Понятие и классификации видов психологического тренинга..........................................................70
2.1.2. История психологического тренинга..................82
2.2. Принципы тренинга.................................................102
2.3. Методические средства психологического тренинга..........................................................................114
2.3.1. Техники представления информации................116
2.3.2. Имитационные техники....................................120
2.4. Оценка эффективности тренинга как метода преднамеренных изменений............................................ 124
Глава третья. Методические аспекты психологического тренинга..........................................................................................132
3.1. Методика организации психологического
тренинга..........................................................................133
3.1.1. Определение потребности в психологическом тренинге.......................................................................134
3.1.2. Особенности комплектования групп профессионального тренинга......................................136
3.2. Методические особенности деятельности ведущих психологический тренинг................................................144
3.2.1. Требования к ведущему психологический тренинг........................................................................144
3.2.2. Деятельность ведущего на различных этапах тренинга......................................................................152
3.2.3. Методические особенности организации
обратной связи............................................................157
3.2.4 Факторы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность...................................164
3.3. Психодиагностические возможности тренинга.......172
3.4. Этические аспекты деятельности ведущего психологический тренинг................................................177
Глава четвертая. Формирование и реализация профессионально ориентированных программ тренинга..........................................182
4.1. Обоснование необходимости программированного тренинга в психологическом обеспечении профессиональной деятельности................................................183
4.2. Экспериментальное исследование формирования и реализации совокупности профессионально ориентированных программ тренинга............................187
4.2.1. Организация экспериментального исследования........................................................................187
4.2.2. Методы экспериментального исследования......189
4.2.3. Характеристика профессионально ориентированных программ тренинга.....................................194
4.3. Анализ результатов проведения профессионально
ориентированных программ тренинга............................202
4.3.1 Исследование семантических структур участников экспериментального исследования...................208
Библиография……………216
Психология тренинга 5
ВВЕДЕНИЕ
Для настоящего времени характерны динамичные процессы, охватывающие все сферы жизнедеятельности человека и общества и сопровождающиеся ощутимыми и разнообразными изменениями во всех областях человеческой практики. Меняется мир, меняется живущий в нем человек, которого не может удовлетворять стихийный характер изменений, что проявляется в постоянном поиске средств и способов произвольного преобразования себя и своей жизни, в котором заметная роль принадлежит психологической науке. Влияние происходящих изменений отражается и на развитии отечественной психологии как науки, в которой все больший вес приобретает тенденция к уравновешению соотношения между теорией и практикой.
Психология зримо обретает черты не только объясняющей, описательной, но и прикладной, практической науки. Развитие психологической науки, расширение сферы ее приложения ведут к усилению внимания к методам, направленным на решение задач моделирования, проектирования, прогнозирования и преобразования психологических характеристик человека, группы и организации.
Для решения этих задач необходимо, с одной стороны, разрабатывать теорию преднамеренных изменений, а с другой - развивать методы и методические средства позволяющие воплотить ее в практику. Именно к таким методам относится психологический тренинг.
Психологический тренинг имеет немногим более чем полувековую историю. В то же время тренинг как метод преднамеренных изменений уже сыграл заметную роль в самых разных областях практики. Влияние психологического тренинга уже вышло за рамки лабораторного средства и ощутимо сказывается на состоянии дел в организациях, от-
6 Макшанов С.И.
раслях, политической жизни государств, в жизненных перипетиях конкретных людей.
Психологический тренинг отличает от других методов преобразования психологических феноменов ряд особенностей.
Во-первых, психологический тренинг оказался неожиданно дружелюбным ко всем психологическим техникам и средствам, опыту педагогических вмешательств, обнаружив возможность аккумулировать все позитивное, что заключалось в попытках человека трансформировать свои отдельные черты и жизнь в целом.
Во-вторых, тренинг занял специфическое положение среди методов обучения, воспитания, коррекции, развития, став в равной мере применимым в работе с младенцами и руководителями организаций.
В-третьих, тренинг обладает свойством восстановления информационной справедливости, позволяя пользователям метода интенсивно осваивать значительные области опыта не только информационно, но и через усвоение в практических действиях, являясь при этом необязательным этапом формирования личности и профессионала.
Перечень особенностей метода можно продолжать и далее. Но, поскольку данная книга посвящается именно психологическому тренингу, надеемся, что ее содержание более полно раскроет возможности метода и определит его специфику.
Психология тренинга________________7