Макроэкономика
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Донской государственный технический университет»
(ДГТУ)
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Донской государственный технический университет»
В г.Волгодонске Ростовской области
(филиал ДГТУ в г. Волгодонске)
Ю.В. Никонорова
Макроэкономика
Лекции для студентов очной и заочной форм обучения (бакалавриат)
направления 080100 "Экономика"
Волгодонск 2013
Макроэкономика является важным разделом экономической теории. Предметом макроэкономики является совместная деятельность всех экономических субъектов. Основное внимание в макроэкономике уделяется анализу экономических законов и категорий, выявлению причинно-следственных связей, определяющих как содержание экономических процессов и явлений, так и тенденции их развития.
1. Предмет макроэкономики
Разделение экономической теории на микро- и макроэкономику произошло в 30-е гг. XX века под воздействием идей Джона Мейнарда Кейнса, который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла. Основные теоретические идеи Дж. М. Кейнса были изложены в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
Макроэкономические концепции присутствуют и у экономистов прошлого. Они также исследовали такие макроэкономические проблемы, как необходимый объем национального производства, уровень занятости, инфляция, экономические функции государства и т. д. Но они не создавали макроэкономические модели.
Вплоть до начала 70-х гг. практически вся макроэкономика сводилась к специфической интерпретации идей Дж. М. Кейнса в виде макроэкономической модели, создание которой приписывается Дж. Хиксу. Эта модель широко использовалась в научных исследованиях, преподавании экономической теории, формировании экономической политики. В развитие и популяризацию этой модели внесли большой вклад П. Самуэльсон и А. Хансен.
Однако в начале 70-х годов единодушие, царившее среди экономистов, было нарушено. Отдельные сомнения в правильности некоторых постулатов классического кейнсианства переросло в "монетаристскую контрреволюцию" во главе с признанным руководителем этой научной школы Милтоном Фридманом. С критикой макроэкономической модели Дж. Хикса и предложениями альтернативных трактовок идей Дж. М. Кейнса выступили и другие возникшие направления экономической мысли.
Предмет исследования макроэкономики постоянно изменяется, в ходе воспроизводственного процесса возникают новые макроэкономические аспекты, осмысление которых требует новых подходов и решений. Воздействие НТП, внешнеэкономические факторы и многое другое обусловливают структурные непрерывные сдвиги в национальной экономике, которые проявляются на рынках. В результате экономическое поведение государства, бизнеса и публики начинает отклоняться от того, которое было предусмотрено уже разработанными макроэкономическими моделями. Возникает необходимость выработки новых моделей, учитывающих произошедшие изменения. Принципиально невозможно разработать модель, пригодную для разных национальных экономик во все времена. Поэтому развитие макроэкономики не может быть приостановлено, как не может быть приостановлен воспроизводственный процесс.
Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.
Макроэкономический анализ исходит из существования в стране «кредитных денег», количество которых регулируется государством (Центральным банком). Поэтому в макроэкономике наряду с реальным исследуется монетарный сектор экономики и взаимодействие между этими секторами экономики.
Таким образом, предметом макроэкономики является поведение экономики, рассматриваемой как единое целое с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Макроэкономика оказывает активное воздействие на экономическую политику правительства (фискальная политика, кредитно-денежная политика, политика распределения доходов, внешнеэкономическая политика). Макроэкономические решения играют существенную роль в успехах или неудачах правительств. Существуют макроэкономические разделы в платформах политических партий.
Макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем лишь четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор, сектор заграница.
Национальная экономика при макроэкономическом (агрегированном) подходе предстает в таком виде, как если бы она состояла из одного совокупного потребителя и одной совокупной фирмы, производящей единственный продукт, пригодный для личного и производительного потребления. Этот продукт должен продаваться по единой совокупной цене. В ходе агрегирования тысячи индивидуальных цен на разнообразные товары и услуги должны быть объединены, чтобы получить единую цену или уровень цен. Соответственно этому в макроэкономике не рассматривают фактически существующие процентные ставки по отдельным видам ценных бумаг и операций, а допускают наличие только одной усредненной нормы процента. Такое агрегирование распространяется на все показатели, характеризующие состояние и развитие национальной экономики: общий объем производства, национальный доход, общий объем занятости, общий уровень спроса и предложения и т.д.
Конечно, использование агрегированных показателей неизбежно обедняет картину, полеченную в результате подобного экономического анализа. Возникает частичная потеря информации и повышение уровня абстракции исследуемых явлений. Но благодаря агрегированию облегчается выявление сущности сложнейших народнохозяйственных процессов. Макроэкономический подход позволяет изучить проблемы национальной экономики в целом.
В результате макроэкономического агрегирования функционирование национальной экономики представляется в виде хозяйственной деятельности четырех субъектов, взаимодействующих друг с другом на четырех агрегированных рынках (рынке благ, рынке труда, рынке капитала, денежном рынке). Упрощение экономической действительности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей между этими субъектами и рынками лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого осуществляется макроэкономический анализ.
Большое внимание в макроэкономических исследованиях отводится равновесному анализу.
Под общим экономическим равновесием понимается такое состояние экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения и ни один из субъектов не заинтересован в изменении своих покупок или продаж.
Макроэкономическое равновесие предполагает идеальное совпадение планируемого объема покупок и продаж для всех экономических субъектов с реальным производством благ, оно исключает возможность любых сбоев производства и обмена, задержек в реализации и оплате товаров.
В реальной экономике макроэкономическое равновесие является исключением. Но считается, что все экономические субъекты заинтересованы в макроэкономическом равновесии и стремятся достичь его. Для этого они вынуждены постоянно корректировать свои с учетом меняющейся реальной действительности.
Принципиальную возможность достижения общего экономического равновесия впервые обосновал Л. Вальрас с помощью системы уравнений, решение которых определяет равновесные цены и объемы на всех рынках. Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, Вальрас доказал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в уравновешенном состоянии, то в равновесии будет находиться и последний рынок, в качестве которого принимается рынок денег. Уравнение спроса и предложения на последнем рынке излишне, т. к. оно независимо, а выводится из всех остальных уравнений. Другими словами, согласно закону Вальраса общая сумма избыточного спроса и предложения на всех рынках всегда равна нулю, или, что то же самое, если на каких-то рынках имеется избыточный спрос, то на других должно существовать избыточное предложение в таких размерах, чтобы они взаимно уравновешивались.
Для принятия решений о мерах экономической политики наряду с определением условий установления общего экономического равновесия необходимо исследовать, будет оно устойчивым или неустойчивым. Если в ответ на экзогенный импульс, нарушающий равновесие, система сама под влиянием внутренних сил возвращается в равновесное состояние, то равновесие называется устойчивым. Необходимо отметить, что величины, которые находятся вне модели, принято называть экзогенными, а те, которые определяются с помощью модели - эндогенными. Экономическое равновесие называется неустойчивым, если после экзогенного импульса оно самостоятельно не восстанавливается.
2. Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен
1. ВНП
Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерить объем производства в конкретный момент времени и раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Сравнивая уровни национального дохода за определенный отрезок времени, можно построить кривую, характеризующую функционирование экономики в долгосрочной перспективе: ее подъем или спад отразится на показателях национального дохода. Наконец, информация, полученная из системы национальных счетов, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики, без таких расчетов экономическая политика базировалась бы на интуиции.
Главным показателем при составлении национальных счетов служит ВНП.
ВНП - совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за год.
Не все товары, произведенные в данном году, проданы, некоторые из них пополняют запасы. Следовательно, любой прирост запасов должен быть учтен при подсчете величины ВНП, поскольку с помощью ВНП измеряют всю текущую продукцию, независимо от того, продана она или нет.
ВНП - денежный показатель.
Близким по содержанию к ВНП является показатель ВВП, который представляет собой сумму добавленных стоимостей, созданных за определенный период времени всеми производителями, ведущими производство на территории данной страны. ВНП представляет собой ВВП за минусом суммы добавленных стоимостей, созданных на территории страны посредством использования факторов производства, принадлежащих иностранцам, плюс сумма добавленных стоимостей, созданных за границей посредством факторов, принадлежащих гражданам данной страны. В полностью закрытой экономике ВВП равен ВНП. В открытой экономике основными источниками расхождения между этими показателями являются непосредственная деятельность иностранных фирм на национальной территории (отечественных фирм за рубежом), совместных предприятий, участие иностранных (отечественных) работников в производстве товаров и услуг на национальной территории (за рубежом).
Для того, чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз (мука, мука в хлебе). Чтобы избежать повторного счета, при расчете ВНП (ВВП) учитывается рыночная стоимость только конечных продуктов.
Под конечными понимают товары и услуги, которые предназначены для конечного использовании, а не для перепродажи или переработки.
Для определения ВНП необходимо из общей стоимости произведенных товаров и услуг исключить всю промежуточную продукцию, т.е. все товары, которые подлежат дальнейшей переработке или перепродаже. Другими словами, ВНП представляет собой сумму всей добавленной стоимости, в которую не входят стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, приобретенных на стороне (под добавленной стоимостью понимают разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на производство и реализацию продукции). Делается это в целях исключения повторного счета, поскольку в стоимости конечных товаров учтены все промежуточные операции.
ВНП (ВВП) можно рассчитать тремя способами:
• суммируя добавленные стоимости;
• суммируя все расходы на конечный продукт;
• складывая все доходы от годового объема производства.
Наиболее часто используются два последних способа, их можно выразить следующими тождествами:
C + I + G + Хп = ВНП = Cґ + S + T + R.
Левая часть тождества отражает подсчет ВНП путем объединения всех расходов, которые понесло общество на производство конечных товаров и услуг.
C - расходы на личное потребление (покупка товаров текущего потребления, товаров длительного пользования, оплата потребительских услуг).
I - затраты бизнеса на машины, оборудование, инвентарь и т.д. (валовые частные внутренние инвестиции).
G - затраты государства на закупки товаров и услуг.
Хп - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).
Правая часть тождества есть не что иное, как подсчет добавленной стоимости в национальном масштабе путем сложения зарплаты, прибыли, ренты и других доходов.
Отечественным аналогом добавленной стоимости является показатель условно чистой продукции. Для подсчета общей суммы добавленной стоимости используют следующие показатели:
Сґ - личные потребительские расходы.
S - общие накопления домашнего хозяйства и бизнеса, включая амортизацию.
Амортизационные отчисления называются отчислениями на потребление капитала, т. к. они представляют собой как раз то, чем являются отчисления на покупку инвестиционных товаров, потребленных в процессе производства ВНП данного года. Это разница между валовыми и чистыми инвестициями.
Валовые инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования, сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году, а также любые чистые добавления к объему капитала в экономике. В сущности, валовые инвестиции включают как сумму возмещения, так и прироста инвестиций. Чистые инвестиции - добавочные инвестиции, имевшие место в течение текущего года.
Т - чистые налоговые платежи (общая сумма налогов - трансфертные платежи).
R - частные трансфертные платежи иностранцам, например, в частные пенсионные фонды или дотации на международную помощь. Различают номинальный и реальный ВНП.
Номинальный ВНП - это ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах. Его значение изменяется под воздействием двух факторов:
• физического объема произведенного продукта;
• рыночных цен.
Реальный ВНП - объем конечного производства текущего года, выраженный в ценах базисного года. Реальное значение ВНП выделяется для того, чтобы исключить воздействие на его динамику колебаний рыночных цен. Чтобы получить реальный ВНП, необходимо номинальное значение этого показателя скорректировать на величину инфляционных влияний с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) или дефлятора ВНП.
Индекс потребительских цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде:
ИПЦ = ЦРК1 / ЦРК0
где ЦРК1 - цена рыночной корзины данного года; ЦРК0 - цена рыночной корзины базового года.
Реальный ВНП в таком случае можно выразить следующим образом:
ВНПреальный = ВНПноминальный / ИПЦ
Индекс потребительских цен рассчитывается, как правило, на основе постоянной рыночной корзины среднестатистического горожанина и обладает рядом недостатков. ИПЦ активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе. Поэтому второй индекс, который применяется, - дефлятор ВНП.
Разница между ИПЦ и дефлятором ВНП заключается в следующем:
• дефлятор ВНП показывает изменение цен по всему перечню наименований продуктов и услуг, производимых в экономике. Сюда входят: изменение цен на строительные объекты, грузовой транспорт, сырье, оборудование, приобретаемое фирмой и т.д., в то время, как ИПЦ показывает рост цен только на потребительские товары;
• дефлятор ВНП учитывает изменение в структуре производимых товаров, а ИПЦ - не учитывает;
• дефлятор ВНП показывает изменение цен на продукцию, произведенную национальным капиталом, а ИПЦ учитывает из ЦКР1 - цена рыночной корзины данного года, уменьшенная на цены на импортных товаров. Как отмечалось, при подсчете номинального ВНП на его уровень оказывают влияние два фактора: реальный рост объема производства и колебание цен. Производя подсчеты с учетом дефлятора ВНП, мы имеем возможность получить значение ВНП без учета изменения цен на производимые товары и услуги:
ВНПреальный = ВНПноминальный / дефлятор ВНП
Если величина дефлятора ВНП меньше единицы, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону увеличения. Данный процесс называется инфлированием. Если величина дефлятора ВНП больше единицы, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону снижения. Данный процесс называется дефлированием.
Различают также потенциальный и фактический ВНП.
Потенциальный ВНП (или экономический потенциал) - объем производства при полной занятости ресурсов. Полная занятость ресурсов предполагает загрузку производственных мощностей на 85-90% и норму естественной безработицы в пределах от 2 до 5,5%. Большой разброс последней в условиях полной занятости отражает уровень эффективности в различных странах, на которую оказывает влияние эффективность системы перераспределения рабочей силы.
Фактический ВНП - ВНП, произведенный при существующей занятости ресурсов.
Кроме охарактеризованных выше, существуют и другие обобщающие показатели функционирования национальной экономики.
2. Чистый национальный продукт
ВНП, как измеритель валового объема национального производства, имеет один очень важный недостаток: в нем заложена тенденция к приукрашиванию картины текущего годового производства. Это связано с тем, что он не предусматривает вычета той части годового объема производства, которая необходима для того, чтобы заместить инвестиционные товары, использованные в производстве в данном году.
Поэтому в системе национальных счетов используется показатель чистый национальный продукт. ЧНП - это ВНП, «очищенный» от амортизационных отчислений (АО), то есть от стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. Чистый национальный продукт отражает величину стоимости ВНП, идущей на потребление населения:
ЧНП = ВНП - АО.
Если воспользоваться тождеством:
ВНП = С + I + G + Xn,
где I - валовые инвестиции,
то при подсчете ЧНП их нужно заменить чистыми инвестициями. Валовые инвестиции включают затраты на возмещение потребленного капитала и на его расширение. В отличие от них чистые инвестиции предназначены только для прироста капитала.
Существенное различие между валовыми и чистыми инвестициями имеют место в условиях экономического роста, при благоприятной конъюнктуре. Во время кризиса чистые инвестиции могут принимать отрицательные значения, что свидетельствует о «проедании» имеющегося капитала.
Что касается правой части тождества:
ВНП = Сґ + S + T + R, где S - общие накопления домашнего хозяйства и бизнеса, включая амортизацию, которая отражает подсчет ВНП путем суммирования доходов, то здесь для получения ЧНП из доходов нужно вычесть амортизационные отчисления (АО).
3. Национальный доход
Существует разница между ценами, по которым покупают товары потребители и продажными ценами фирм. Эта разница представляет косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины и т.д.). Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход (НД) - показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны:
НД = ЧНП - косвенные налоги.
Национальный доход отражает часть стоимости ВНП, которую получают в виде дохода владельцы факторов производства: владельцы земли - в виде ренты, капитала - в виде прибыли, труда - в виде заработной платы.
Но не все средства, которые заработаны, владельцы факторов производства могут тратить на личное потребление и сбережения. Поэтому рассчитывают такие показатели, как личный и располагаемый доход.
Личный доход - доход, полученный семьями и отдельными лицами до уплаты налогов. Он определяется путем вычитания из национального дохода:
• взносов на социальное страхование граждан;
• налогов на прибыль корпораций;
• прибыли предприятий, остающейся на их счетах (нераспределенной прибыли).
Часть населения использует в качестве источника личного потребления пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из государственного бюджета. Следовательно, для определения личного дохода необходимо прибавить трансфертные платежи.
Располагаемый доход - вся сумма дохода, имеющаяся в распоряжении семей для осуществления расходов. Располагаемый доход определяется путем вычитания из личного дохода индивидуальных налогов и неналоговых платежей. Он используется на потребление и сбережения.
3. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
Все современные экономические теории условно можно разделить на две группы:
• те, которые основаны на классических постулатах экономического равновесия;
• те, которые основаны на кейнсианских подходах к макроэкономическому равновесию.
Рассмотрим, как устанавливается равновесие на различных рынках в классической модели и на товарном рынке в простой модели Дж.М. Кейнса «доходы-расходы».
1. Понятие совокупного спроса и предложения. Модель «АД - AS»
Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса (АО) и совокупного предложения (АБ). В микроэкономике основным показателем, оказывающим влияние на количество товара, на который предъявлен спрос или предложенного на рынке, является цена. В макроэкономике используются агрегированные показатели, поэтому мы будем пользоваться такими из них, как уровень цен (а не цена) и реальный объем национального производства.
Совокупный спрос - это модель, которая представляет сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. На рисунке она представляется в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
Методически целесообразно АО подразделить на 4 группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики:
• потребление (С) - совокупный спрос домохозяйств;
• инвестиции (I) - спрос на капитальное оборудование;
• государственные закупки (G);
• чистый экспорт (Хп) - разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Иными словами:
АВ = С + I + G + Xn.
Рассмотрим зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители, и наоборот. Т.е. зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства является обратной или отрицательной.
Ее можно отобразить на графике (рис. 3.1).
Рис. 3.1 - Кривая совокупного спроса
На вертикальной оси расположен уровень цен, на горизонтальной оси -реальный объем национального производства. Кривая совокупного спроса обозначается буквами AD.
Для того, чтобы дать характеристику совокупному спросу, необходимо выяснить, какие ценовые и неценовые факторы на него воздействуют.
Ценовые факторы определяют конфигурацию кривой совокупного спроса, то есть зависимость между уровнем цен и объемом реального производства. Выделяют три фактора, которые оказывают воздействие на совокупный спрос в этом направлении:
• эффект процентной ставки;
• эффект реальных кассовых остатков;
• эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки показывает зависимость между уровнем цен, процентной ставкой и спросом потребителей на потребительские товары, а фирм - на инвестиционные. Если уровень цен повышается, то процентная ставка по кредитам тоже возрастает. При увеличении процентной ставки покупатели и фирмы не будут заинтересованы в кредитах под высокие проценты, следовательно, потребительский и инвестиционный спрос уменьшатся. Как следствие, уменьшится спрос на реальный объем национального производства.
Эффект реальных кассовых остатков (кассовые остатки экономического субъекта - объем имеющихся у него платежных средств) характеризует сохранение ценности денежных накоплений в период инфляции. Если в течение какого-то времени происходит обесценение денежной единицы, то ценность финансовых активов (например, денег), выраженная в каких-либо товарах, падает. Следовательно, чем выше уровень цен, который неизбежно сопровождает инфляцию, тем меньшее количество благ население сможет приобрести на отложенные для покупок средства, иначе говоря, объем совокупного спроса уменьшится.
Эффект импортных закупок - это влияние той же инфляции, имеющей «местное» значение, на выбор покупателя между подорожавшими отечественными товарами или импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации потребитель, отбросив ложное чувство патриотизма, отдаст предпочтение импортным благам, а объем совокупного спроса на продукты отечественного производства - уменьшится.
Три перечисленных эффекта дают объяснение изменению реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен в экономике, который лежит в основе уменьшения или увеличения совокупного спроса.
Неценовые факторы, которые воздействуют на изменения в потребительских и инвестиционных расходах, государственных закупках и экспортноимпортном соотношении, приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо при увеличении совокупного спроса и влево при его уменьшении .
К неценовым фактором относят:
• налоговую политику государства;
• ожидания потребителей и производителей;
• изменения в государственных закупках;
• экспортно-импортные операции.
Многие ученые-экономисты придерживаются точки зрения, согласно которой факторы, которые определяют спрос на отдельный товар (доходы, вкусы, цены на товары - заменители), оказывают свое воздействие и на агрегированном уровне. Если, например, национальный доход (У) увеличивается, то повышается и совокупный спрос (АD).
Но, прежде чем описывать взаимоотношения между совокупным спросом и национальным доходом, они выясняют, что влияет на изменения последнего.
Одно из фундаментальных положений макроэкономики состоит в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени (Q х Р) должна равняться произведению предложения денег (MS) на число оборотов этих денег за год (V) между всеми секторами экономики:
MS х V = Q х Р = У.
Из этого равенства следует, что национальный доход (У) может увеличиваться только либо в случае изменения предложения денег, либо в случае изменения скорости обращения денег.
Если национальный доход возрастает, то при каждом уровне цен будет предъявлен совокупный спрос на большее количество товаров и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос, что вызовет смещение кривой АD вправо.
Сокращение национального дохода приведет к сдвигу АD влево.
Таким образом, можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют денежное предложение и скорость обращения денег, т.е. АD есть функция от MS и V:
АD = f (Ms, V).
Влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы, цены на товары-заменители и т. д.) на совокупный спрос, по мнению этих ученых, в конечном итоге можно свести к изменениям денежного предложения и скорости обращения денег.
Другим элементом механизма рыночного ценообразования является совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен в национальной экономике.
Совокупное предложение - это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи, и наоборот.
Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия «выбрасывают» на рынок, является прямой или положительной (рис. 3.2).
Р
На AS оказывают воздействие те же факторы (технология производства, издержки), которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара, и уровень агрегативности в этом смысле не играет существенной роли.
Само очертание кривой совокупного предложения является предметом острых дискуссий.
Способность всей экономики произвести за определенный период времени тот или иной объем товаров и услуг определяется количеством применяемых факторов производства (труд, земля, капитал). Под качеством понимают квалификацию рабочей силы и технологию производства. Количество характеризуется их производительностью - количеством готовой продукции на единицу фактора за рассматриваемый промежуток времени.
Максимальный уровень производства продукции, который может достичь экономика, называется совокупной производственной мощностью (У\).
Если количество или качество факторов повышается, то это вызывает рост совокупной производственной мощности. Если бы качество и производительные способности каждой единицы экономического ресурса оставались неизменными, то по мере введения дополнительных единиц факторов производства совокупный объем выпущенной продукции постоянно бы повышался до тех пор, пока экономика не достигла своей производственной мощности. После этого дальнейший рост объема национального производства прекратился бы. Такую экономику можно образно сравнить с огромным складом экономических ресурсов, где доступность первой и последней единицы ресурса одинаковы. У фирм в этом случае нет побудительных мотивов повышать или понижать отдачу единиц ресурсов, каждая фирма определяет наиболее выгодный для себя объем производства и приобретает необходимые единицы факторов.
Поскольку уровень цен определяется затратами на экономические ресурсы, то по мере введения дополнительных единиц качественно однородных факторов производства, обладающих неизменной производительностью, объем будет расти при неизменных ценах, и кривая AS будет горизонтальна. Когда экономика достигнет своей производственной мощности Q, попытка произвести хотя бы одну дополнительную единицу продукции теоретически невозможна и приводит к бесконечно большим расходам, т.е. росту цен, кривая AS становится вертикальной .
Однако в реальной экономической действительности факторы производства распределены по различным и далеко не совершенным рынкам. В этой связи предприниматели применяют сначала наиболее доступные и с наивысшей производительностью единицы экономических ресурсов. По мере ввода менее доступных и не обладающих должным качеством единиц производительность всех задействованных факторов производства падает, а средние издержки растут. При таких условиях кривая совокупного предложения AS с ростом объемов производства (Q) повышается сначала медленно, а потом быстрее. Это происходит потому, что по мере приближения к уровню использования всего совокупного количества факторов производства в краткосрочном периоде все сильнее сказывается ограниченность экономических ресурсов, и привлечение дополнительных единиц резко увеличивает расходы на них. Ускоренный рост издержек на вводимые факторы производства будет продолжаться до тех пор, пока экономика не достигнет полной занятости. Использование дополнительных единиц ресурсов свыше этого уровня вызовет огромные расходы. В этой связи кривая AS будет стремиться стать вертикальной по мере приближения к Q, но никогда не достигнет этого положения.
Итак, можно сделать вывод, что на совокупное предложение оказывают влияние издержки производства, которые определяются затратами на вводимые факторы и их производительностью.
Если рост издержек вызван увеличением цен на ресурсы, то при каждом уровне цен будет производиться уже меньшее количество продукции, совокупное предложение упадет и кривая AS сместится влево.
Если цены упадут, то AS сместится вправо.
Поскольку Qc: не изменилась, то кривая совокупного предложения будет смещаться больше по вертикали, чем по горизонтали.
Если под воздействием достижений в технологии произойдет увеличение производительности, то возрастет совокупная производственная мощность, при каждом уровне цен будет выпускаться больший объем продукции, кривая совокупного предложения сместится вправо, причем ее сдвиг будет происходить больше в горизонтальном направлении.
Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда АD = AS.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.
Влияние изменения АD на равновесие на товарном рынке. Предположим, что в результате влияния какого-то фактора произошел рост АD и кривая АD смещается вправо.
В этом случае предприниматель обнаруживают, что потребность населения превосходит производственную мощность. В этом случае фирма может:
• не меняя объема производства Q, повысить цены
• расширить выпуск продукции (в нормальной рыночной экономике они так и поступают).
Но повышение Q, приводит, как правило, к росту издержек производства (вследствие ограниченного предложения ресурсов) и росту уровня цен. Иными словами, новая точка равновесия соответствует более высоким значениям объема производства Q2 и уровня цен Р2.
Таким образом, рост совокупного спроса при неизменном AS должен приводить к изменению национального дохода. Что при этом будет превалировать - расширение объема выпуска продукции или повышение цен - зависит от того, насколько близко под влиянием возросшего спроса экономика страны подойдет к уровню полной занятости: при перемещении из точки А в точку В будет превалировать рост Q, а в дальнейшем сдвиг кривой AD вправо вверх приведет к относительному росту цен.
Падение совокупного спроса означает, что товаров выпускается больше, чем имеется потенциальных покупателей. И опять, у производителей могут быть 2 варианта выхода из этой ситуации:
• сокращать производство,
• оставить выпуск без изменений, но понизить цены. Снижение цен, конечно, способствует уменьшению запасов на складах, но
одновременно приводит к снижению прибыли и потерям. Именно потому первой реакцией фирм на снижение совокупного спроса является сокращение объемов производства и попытка продать товары со складов по выгодным ценам. Если это не приводит к успеху, то производители вынуждены снижать цены на товары.
Снижение совокупного спроса приводит к изменениям и Q, и Р - оба они падают. Уменьшение цен будет преобладать до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В любом случае, падение Q и снижение уровня цен приведет к более низким значениям ВНП и НД.
Рассмотрим влияние на равновесие изменения AS.
Если AS возрастает, то это означает, что фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате уровень цен падает, а объем продаж и выпуск товаров растет: кривая AS смещается вправо, новая точка равновесия D соответствует более высокому Q и меньшему значению Р.
Так как изменения Q и P происходят в различных направлениях, то сделать однозначный вывод о том, увеличится или уменьшится величина НД, невозможно.
Суммируем возможные варианты влияния изменений AS и AD на экономику страны в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Различные варианты влияния изменений AS и AD на экономику страны
Возможные изменения AS и AD | Изменения P | Изменения Q | Изменения НД |
Рост AD | рост | рост | рост |
Уменьшение AD | падение | падение | падение |
Рост AS | падение | рост | неопределен |
Падение AS | рост | падение | неопределен |
Описанное взаимодействие между AS и AD носит несколько схематичный и упрощенный характер. Реальная действительность, складывающаяся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее и противоречивее.
Для нашей страны на протяжении длительного времени характерна следующая особенность: не предложение опережает спрос, а наоборот.
В этом случае взаимоотношения AS и AD основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.
Причина усугубляющегося несоответствия - в наличии различных видов монополии, ведомственных перегородок, бюрократических барьеров и посредников. В результате производство и предложение перестают реагировать на спрос. Постоянно производится недостаточное - по отношению к совокупному спросу - количество товаров и услуг.
Функционирование рыночного механизма иногда сравнивают с взаимодействием и строгим сопряжением элементов часового и другого подобного механизма. Однако это сравнение весьма условно. Рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен, непредвиденного опасного воздействия внешних факторов. Глубокие и непредсказуемые скачки цен приводят в замешательство рыночную экономику. Не срабатывают привычные финансовые и правовые регуляторы. Рынок не желает возвращаться в равновесное состояние или приходит в норму далеко не сразу, со значительными издержками и потерями. Во всяком случае, существует немало различий между традиционной картиной, складывающейся на агрегированном рынке, командные высоты на котором занимают равновесные цены, а «нетипичной» ситуации, порождаемой нетрадиционным поведением кривых AS и AD.
2. Макроэкономическое равновесие: неоклассическая и кейнсианская модели 2.1 Классические представления о равновесии на рынке труда, товаров и капитала
Основные положения неоклассической теории:
• рыночная экономика защищена от спадов;
• существует определенный механизм саморегулирования, приводящий объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости.
По мнению представителей классического направления, если под воздействием каких-либо экзогенных факторов произойдет спад, то это будет длиться недолго. Цены, заработная плата, процентные ставки являются гибкими и вернут экономику в равновесное состояние, когда рабочая сила будет полностью нанята и все, что произведено - продано. Конкуренция уравняет спрос и предложение на всех рынках, в этом случае нет необходимости государственного вмешательства в экономику. Гибкая заработная плата и гибкие цены гарантируют равновесие на рынке труда и товарном рынке.
Рассмотрим равновесие на рынке труда (рис. 3.3).
1 L1 L' L
Рис. 3.3 - Равновесие на рынке труда в классической модели
Так как экономика функционирует в режиме полной занятости, то кривая предложения труда (LS) вертикальна (L - величина рабочей силы). Спрос на труд описывается кривой LD. Пересечение LD и LS определяет равновесную ставку заработной платы (W'). Если спрос на труд упадет (например, из-за падения совокупного спроса), то кривая LD1 сместится в LD2. Если предложение останется неизменным, то это приведет к возникновению безработицы. Безработные согласятся работать за более низкую заработную плату, это выгодно и предпринимателям. Это приведет к тому, что кривые LS и LD2 пересекутся при более низком значении заработной платы (W1). Падение заработной платы вызовет снижение цен на товарном рынке (из-за снижения издержек) и реальная
заработная плата рабочих не изменится. Экономика опять будет работать в режиме полной занятости.
Рассмотрим равновесие на товарном рынке (рис. 3.4).
Кривая совокупного предложения имеет вид вертикальной прямой (AS) с учетом полной занятости, то есть при любой величине P выпуск происходит на прежнем уровне.
Кривая совокупного спроса имеет нормальный вид (AD1). Падение совокупного спроса (из AD1 в AD2 ) приведет к превышению AS над AD при уровне цен P' на величину (0Q' - OQ1). Это приведет к падению цен до P1. Дефляция будет способствовать росту совокупного количества товара, на который предъявляется спрос, до тех пор, пока AD2 не пресечет AS.
Рассмотрим, как устанавливается равновесие на рынке капитала.
Оно должно устанавливаться за счет гибкой процентной ставки. Неоклассики утверждают, что сбережения равны инвестициям (S = I).
Разумное поведение индивидуумов состоит в том, чтобы сбереженные средства приносили доход, поэтому владельцы поместят их в банк под проценты или приобретут облигации. При этом, чем выше процент, тем выше стимулы к сбережению.
В свою очередь бизнес готов использовать предлагаемые на рынке сбережения, вкладывать их в производство в расчете на получение прибыли. Они будут наращивать объем инвестиций до тех пор, пока они будут приносить прибыль, выше, чем процент, как только они сравниваются, инвестиции прекратятся, если процентная ставка не будет падать. То есть между процентом и объемом инвестиций существует обратная зависимость. Графически она представлена на рисунке 3.5.
Точка A - точка равновесия, которое установилось при процентной ставке I'. В ней количество сбережений равно сумме инвестиций, на которую предъявляют спрос предприниматели.
Если потребители увеличат сбережения, то кривая S переместится в S1, и S будет больше I, что приведет к превышению AS над AD и появится излишек товаров, это побудит предпринимателей сокращать производство и снижать цены. Одновременно автоматически начнет падать процентная ставка до I1, пока наступит равновесие, сбережения сократятся, а инвестиции увеличатся, а когда сокращаются сбережения, то растет потребление. Если C и I - основные составляющие совокупного спроса - увеличатся, то тем самым увеличится совокупный спрос. При новой процентной ставке AS = AD, то есть гибкие процентные ставки обеспечат быстрый выход из спада.
2.2 Кейнсианская теория потребления и сбережений
Неоклассицизм господствовал в экономической науке до 30-х годов, когда английский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он подверг критике основные положения неоклассической теории, которая, с его точки зрения, очень часто входила в противоречия с реальной жизнью.
Во-вторых, вызывали сомнения основополагающие взаимосвязи инвестиций, сбережения и процентные ставки. В результате Дж.М. Кейнс считал невозможным автоматическое достижение равновесия без вмешательства госу-
дарства.
Дж. М. Кейнс не верил в возможность достижения уровня полной занятости за счет сокращения заработной платы, Он считал, что, несмотря на безработицу, заработная плата снижаться не будет, и рынок труда останется не в рав-
новесном положении.
Вследствие существования нижних пределов заработной платы всегда будет определенный процент безработных, и для устранения такой безработицы необходимо расширить совокупный спрос, что вызовет увеличение спроса
на труд.
Серьезные сомнения вызывали у Дж.М. Кейнса возможности применения гибких цен. Он доказал, что снижение цен не может автоматически вывести экономику из спада. Он также утверждал, что уровень процентной ставки определяется не в точке пересечения кривых S и I, а зависит от спроса и предложения наличных денег. Что касается сбережений, то согласно кейнсианству они меняются незначительно вследствие изменений процентной ставки и являются функцией располагаемого дохода (DI).
То есть потребители принимают решения о сбережении части дохода исходя из располагаемого дохода (DI) и потребления (С). Какой бы гибкой ни была процентная ставка, она не в состоянии приостановить снижение совокупного спроса. Поэтому равновесие может быть достигнуто при неполной занятости.
Рассмотрим рынок труда и товарный рынок в кейнсианской модели (рис. 3.6).
При построении кривой совокупного предложения Дж. М. Кейнс исходил из неизменности уровня заработной платы.
Заработная плата не может опуститься ниже уровня W1, которая является равновесной при совокупном спросе на труд LD1 (в этом случае LD1 пересечет кривую LS на уровне полной занятости L'). Пусть произошло снижение LD, в результате чего сокращается спрос на труд и кривая LD1 переместится в LD2. В отличие от неоклассической точки зрения это не приведет к изменению W1, в результате чего занятость упадет до L1, что соответствует количеству труда, на который предъявляется спрос при величине заработной платы W1.
W1 |
LD1 |
W
L1
L |
Рис. 3.6 – Равновесие на рынке труда в кейнсианской модели
Поскольку занятость оказывается ниже L', то объем выпуска будет меньше величины Q при полной занятости. Кроме того, так как величина W неизменна, то предприниматели не могут уменьшить издержки производства, значит, в этой ситуации снижение цен вряд ли произойдет. В результате кривая AS имеет L - образный вид (рис. 3.7).
Уровень цен ниже P1 неприемлем для производителей, так как он определяется издержками, куда входят заработная плата, а она не может быть ниже
W1.
Кривая совокупного спроса имеет нормальный вид.
Будет ли точка равновесия соответствовать уровню полной занятости или нет, с точки зрения Кейнса, зависит от уровня совокупных расходов (AE) -кейнсианской интерпретации совокупного спроса (AD) в условиях постоянных цен, зарплаты и процентных ставок. Кейнс подразделял AE на 3 составные части:
• расходы на потребление,
• инвестиционные расходы,
• государственные расходы.
Это очень похоже на составные части AD. Действительно, разница между терминами спрос и совокупные расходы незначительна: и AE, и AD означает желание покупателя из всех секторов экономики приобрести товары и услуги на рынке товаров. Поэтому AE можно рассматривать как AD в кейнсианской модели неизменных цен, заработной платы и процентных ставок.
По мнению Дж. М. Кейнса, расходы на потребление, или просто потребление (С), является функцией располагаемого дохода потребителей:
С = f (DI).
С ростом (уменьшением) располагаемого дохода потребление растет (снижается).
Принципиальным положением теории потребления Дж. М. Кейнса является так называемый «основной психологический закон», согласно которому при изменениях располагаемого дохода на величину ΔDI приращение потребления (ΔС) всегда меньше. То есть, ΔС/ΔDI всегда меньше 1. Это отношение называется предельной склонностью к потреблению:
MPC = ΔC\ΔDI
Часть располагаемого дохода, которая не идет на потребление, сберегается, изменение величины сбережения в зависимости от изменения дохода выражает такое понятие, как предельная склонность к сбережению:
MPS = I - MPC,
так как ΔDI = ΔS + ΔC,
I = МРС + MPS.
Дж М. Кейнс также полагал, что существуют автономные (экзогенные) переменные, оказывающие влияния на потребление. Он считал, что можно сделать численную оценку изменения потребления под воздействием экзогенных переменных, и обозначил такой прирост символом С. То есть, формула потребления Кейнс имеет вид:
2.3 Инвестиции в кейнсианской модели
Инвестиционные расходы в модели Дж. М. Кейнса зависят от уровня процентной ставки и нормы отдачи от инвестиций. Побудительным мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. Предприниматели приобретают средства производства тогда, когда подобные закупки будут приносить прибыль. Здесь Дж. М. Кейнс также исходит из влияния ставки процента на величину инвестиций. Если ожидаемая норма прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным, в противном случае - нет.
В принятии инвестиционных решений существенную роль играет не номинальная, а реальная ставка процента. Реальная ставка процента - та сумма, которую заемщики платят в реальных товарах и услугах. Она равна номиналь-
ному, или денежному проценту инфляции.
Нам нужно рассмотреть не принятие инвестиционных решений отдельной фирмой, а определить общий спрос на инвестиционные товары всего предпринимательского сектора. Допустим, каждая отдельная фирма произвела оценку ожидаемой прибыли. Инвестиции будут осуществляться в том случае, если норма ожидаемой прибыли превышает реальную ставку процента.
Сравним ожидаемую норму прибыли (р) со ставкой процента (г).
При ожидаемой норме прибыли 10 % нет перспективных инвестиций, но есть возможность инвестировать 5 млрд. долларов при ожидаемой норме прибыли 10 % и ставке 8%, 10 млн. долларов при ставке 4% и так далее.
Итак, все инвестиционные проекты осуществляются до точки, в которой ожидаемая норма прибыли равна ставке процента, поэтому данная кривая есть кривая спроса на инвестиции.
Кривая спроса на инвестиции под воздействием различных факторов перемещается. К таким факторам можно отнести:
• издержки на оборудование. Если они будут возрастать, то норма прибыли (m/(c+v)) будет снижаться, и кривая спроса на инвестиции будет смещаться влево. И наоборот, если издержки будут уменьшаться, то ожидаемая норма прибыли возрастает и кривая сдвинется вправо.
• налоги. Возрастание налогов приведет к уменьшению ожидаемой нормы прибыли, кривая спроса сместится влево, сокращение налогов сместит ее вправо.
• технологические изменения. Улучшение оборудования смещает кривую вправо, и наоборот.
2.4 Простая кейнсианская модель «доходы-расходы»
По мнению Дж. М. Кейнса, равновесие наступает, когда доходы равны расходам:
У = АЕ.
Для построения простой модели будем считать, что экономика функционирует без государственного вмешательства, тогда AE = C + I + G + Xn преобразуется в:
AE = C+I,
тогда:
У = C+I.
Кроме того, соотношение между национальным и располагаемым доходом можно представить в виде формулы:
DI = У - Т, где Т - чистые налоговые поступления.
При отсутствии государства в экономике:
DI = У.
DI |
2.5 Концепция мультипликатора
Суть концепции мультипликатора состоит в том, что между изменением инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость.
Рассмотрим качественную и количественную характеристику мультипликатора.
Качественная характеристика.
Дж. М. Кейнс связывал мультипликативный эффект не с отдачей от инвестиций в виде выпуска готовой продукции, а он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Увеличение дохода приведет к увеличению потребления, а увеличение потребления вызовет рост совокупного спроса, а следовательно, и дохода. Например, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (станки, машины, оборудование и т.д.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары, а значит, и к росту их доходов. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли, то есть вслед за первичным ростом дохода следует вторичный, третичный и так далее прирост дохода. Это и есть качественная характеристика мультипликационного (multiplico - умножаю) эффекта.
Пример: пусть располагаемый доход DI = 400;
МРС = 0,75;
I = 100.
Пусть прирост инвестиций ΔI = 50, на эту же величину возрастут первичные доходы - это вызовет увеличение потребительских расходов на величину ΔC = 37,5 (ΔC = МРСх ΔDI, т.е. ΔC = 0,75x50 = 37,5).
Если потребление выросло, то вырос и спрос, а значит, и доход. Новое увеличение (вторичное увеличение дохода на 37,5) повлечет за собой новое увеличение потребления, а значит, и дохода на величину ΔC = 0,75x37,5 = 27,1. Далее ΔC = 27,1x0,75 и т.д.
Mультипликационный эффект имеет тенденцию к затуханию.
Количественная характеристика мультипликатора
Y = C + I; DI = Y (если нет государства)
С = МРС х DI; Y = MPC х DI + I
DI = MPC х DI + I
DI - MPC х DI = I
DI х (1 - MPC) = I
ΔDI х (1 - MPC) = ΔI
ΔDI = ΔI/ (1 - MPC).
1/ (1 - MPC) > 1– мультипликатор
Таким образом, мультипликатор - это коэффициент, который показывает, как изменяется национальных доход при изменении инвестиций на единицу.
Прирост национального дохода всегда больше прироста инвестиций.
Эффект мультипликатора Кейнса применим к обществу, которое находится в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы, с неполным использованием производственных мощностей. Увеличение инвестиций в этом случае обеспечивает более полное использование имеющихся производственных ресурсов. Если же экономика характеризуется высокой экономикой конъюнктурной, то результат действия мультипликатора выразится в повышении цен и инфляции, которые вызваны избыточным спросом.
Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие необычного явления, получившего название парадокса бережливости. Для характеристики парадокса бережливости обратимся к примеру.
Предположим, что при прочих равных условиях общество стало более бережливым, то есть потребители стали меньше потреблять и больше сберегать. Пусть это привело к снижению предельной склонности потребления с 0,75 до 0,5.
В этом случае дополнительные инвестиции, равные 50, приведут к росту национального дохода всего на 100 единиц.
При MPC = 0,75 прирост национального дохода составлял 200. Таким образом, налицо парадоксальный результат. Общество стало более бережливым, а темпы роста национального дохода снизились. В этом суть парадокса бережливости.
На основе практических рекомендаций Дж.М. Кейнса, направленных на стимулирование совокупного (эффективного) спроса для роста национального дохода в периоды кризиса, многие правительства в период «великого экономического кризиса» (1929-1932) приняли меры к организации масштабных общественных работ, ввели выплату пособий по безработице, создали множество социальных программ, финансируемых из бюджета, и т.д. И все это для того, чтобы поддержать эффективный спрос на достаточном уровне при проявлении кризисных явлений в экономике и смягчить последствия усиления бережливости населения.
4. Денежный рынок
Взаимодействие между макроэкономическими субъектами осуществляется, как уже отмечалось, не только посредством рынка благ, но и через денежный рынок, который является важнейшим элементом любой развитой экономической системы.
Деньги представляют собой нечто большее, чем простой компонент экономической системы. Они являются связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами, стимулируют развитие производства, опосредуют движение товаров и услуг. Стабильно функционирующая денежная система обеспечивает кругооборот доходов и расходов, способствует более полному использованию экономических ресурсов. И, наоборот, разбалансированная денежная система может стать главной причиной кризисных явлений в экономике, значительных масштабов безработицы, высоких темпов инфляции, неэффективного распределения ресурсов.
1. Под рынком денег в макроэкономике понимается совокупность отношений между банковской системой, создающей всеобщие платежные средства - деньги, и «публикой», предъявляющей спрос на них. «Публикой» считаются все экономические субъекты, кроме банков. Макроэкономическое понятие «рынок денег» шире «рынка денег» в интерпретации финансистов - как рынка краткосрочных кредитов.
1. Деньги, их функции
В экономической литературе деньги рассматривают как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Существуют различные определения денег:
• Деньги - всеобщий эквивалент, такое финансовое средство, которое может быть использовано для покупки других средств.
• Деньги - это всеобщий эквивалент, всеобщее средство обмена.
Наиболее полно сущность денег раскрывается в их функциях. Среди западных экономистов нет единства в определении числа и трактовки функций денег. Наиболее часто называются следующие основные функции:
1. Мера стоимости или измерительная функция.
2. Средство обращения или обмена.
3. Средство накопления.
Говорят также о деньгах как средстве платежа, счетной единице, мировых деньгах.
Как мера стоимости деньги соизмеряют относительные стоимости разнородных благ и услуг. Благодаря деньгам нам не приходится выражать цену каждого продукта через все другие товары, на которые он мог бы быть обменен.
Как средство обращения деньги можно использовать при покупке или продаже товаров и услуг. Эту функцию деньги выполняют, выступая посредником в обмене между товарами. Это позволяет обществу избежать неудобств бартерного обмена, в частности, его ограниченности.
Деньги в отличие от многих реальных средств (например, пищи или одежды) являются удобной формой хранения богатства, сбережения. Но даже по сравнению с некоторыми реальными средствами, накопление которых представляет надежную форму сохранения богатства (недвижимость, земля и т.п.), деньги обладают одним несомненным преимуществом. Они абсолютно ликвидны.
Кроме непосредственно денег к финансовым средствам относят облигации и акции.
Одной из важнейших характеристик финансовых средств является их ликвидность - способность трансформироваться в наличность. Понятно, что деньги обладают абсолютной ликвидностью. Акции, облигации - меньшей ликвидностью.
Финансовый рынок - это канал, по которому фонды поступают от фондо-дателей (домохозяйств) к фондополучателям (фирмы, государства).
В экономической теории финансовый рынок обычно подразделяют на 2 части:
- денежный;
- капитала.
На денежном рынке сделки совершаются с краткосрочными ценными бумагами (срок погашения которых меньше 1 года). Рынок капиталов объединяет сделки с ценными бумагами, срок погашения которых превышает 1 год.
2. Предложение денег
Понятие денежной массы является базовым для макроэкономики. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег.
Для характеристики денежной массы применяются различные обобщенные показатели, так называемые агрегаты.
Наиболее узким денежным агрегатом является M1, который включает:
• наличность, то есть металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении;
• чековые вклады, то есть вклады в коммерческих банках, различных сберегательных кассах или сберегательных учреждениях, на которые могут быть выписаны чеки.
M1 = наличные деньги + чековые вклады.
Агрегаты М II и М III называют «почти деньгами».