Учебное пособие
В.И. СУББОТИН, Н.В. КАЛИНИН, Л.И. ТИМОШИН
ТЯГОДУТЬЕВЫЕ НАГНЕТАТЕЛИ
В ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКЕ
Учебное пособие
Иваново 2009
УДК 621. 65:621.
С 89
Субботин В.И., Калинин Н.В.,Тимошин Л.И.Тягодутьевые нагнетатели в теплоэнергетике: Учеб.пособие /ГОУВПО “Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина”. - Иваново, - 2009. - 160 с. ISBN 978-5-89482-619-6
В учебном пособии рассмотрены тягодутьевые нагнетатели (дымососы и вентиляторы), применяемые в котельных теплоэнергетических системах, получившие преобладающее распространение в теплоэнергетике. Для указанных типов нагнетателей даны основные определения, параметры и аэродинамические характеристики. В таблицах приведены данные для выбора энергетических тягодутьевых машин осевого и центробежного типов различной производительности.
Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся очно и заочно по направлению “Теплоэнергетика” специальностям “Промышленная теплоэнергетика”, “Тепловые электрические станции”, “Энергообеспечение предприятий”, преподавателей вузов, научных и инженерно-технических работников.
Табл. 4. Ил. 111. Библиогр: 5 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУВПО “Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина”.
Научный редактор
Н.В.Калинин, канд.техн.наук, профессор (Московский энергети-
ческий институт (ТУ))
Рецензенты
В.П. Созинов, д-р техн. наук, профессор (ГОУВПО “Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина”), В.И. Французов, канд. техн. наук, доцент (ГОУВПО “Санкт- Петербургский государственный технологический университет”)
ISBN 978-5-89482-619-6 Ó В.И. Субботин, Н.В. Калинин,
Л.И. Тимошин, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….………………………………………………….4
1. Основные расчетные соотношения и параметры
вентиляторов и дымососов.. …….…………………….5
2. Основные конструктивные элементы
центробежных и осевых вентиляторов ……………..11
2.1. Основные конструктивные элементы
центробежных вентиляторов……………………....11
2.2. Основные конструктивные элементы
осевых вентиляторов………………………………..19
3. Подача воздуха в котлоагрегат и отвод дымовых
газов……………………………………………………….24
4. Аэродинамические схемы и конструктивные
особенности вентиляторов и дымососов...………….29
5. Влияние механических примесей на работу
вентиляторов и дымососов…...………………………42
6. Регулирование тягодутьевых нагнетателей..………46
7. Эксплуатационные характеристики вентиляторов
и дымососов …………………………………………..…53
8. Выбор вентиляторов и дымососов..…………….….. 56
Библиографический список....……………………………67
Приложение 1. Аэродинамические характеристики
дутьевых котельных вентиляторов………………… 68
Приложение 2. Аэродинамические характеристики
мельничных вентиляторов……………………………88
Приложение 3. Аэродинамические характеристики
вентиляторов горячего дутья……..………………...99
Приложение 4. Аэродинамические характеристики
котельных дымососов…………….…………………107
Приложение 5. Аэродинамические характеристики
осевых основных котельных дымососов…………139
Приложение 6. Аэродинамические характеристики
дымососов циркуляции дымовых газов……….... 149
Приложение 7. Электродвигатели для привода
тягодутьевых машин…………………………..….... 154
ВВЕДЕНИЕ
Дутьевые вентиляторы и дымососы являются неотъемлемыми элементами котельных установок теплоэлектроцентралей и ТЭС. Они тесно связаны с другими частями станции. Так, выбор схемы и параметров газовоздушного тракта связан с видом сжигаемого топлива, системой теплоприготовления, видом топочного устройства и горелок.
Имеется связь между улавливанием и рассеиванием вредных выбросов (золы, серы, NO) и аэродинамикой газового тракта и дымовых труб. Работа тягодутьевых нагнетателей также связана с экономичностью и надежностью котельных установок. Потребляя часть электроэнергии на привод, они влияют на общую экономичность тепловых электрических станций.
В пособии представлены также дымососы рециркуляции, вентиляторы горящего дутья, мельничные вентиляторы и др.
В настоящее время на мощных блоках получили применение высокоэкономичные быстроходные вентиляторы с профилированными лопатками, отогнутыми назад, а также осевые и одно- и двухступенчатые нагнетатели. Немаловажную проблему составляет подбор привода и способа регулирования производительности высокоэкономичных машин.
В учебном пособии представлены основы теории центробежных и осевых вентиляторов и дымососов, основные конструкции, вопросы регулирования производительности и давления.
Особое внимание уделено выбору тягодутьевых нагнетателей. Даны не только поля характеристик вентиляторов и дымососов, но и их индивидуальные характеристики давления, мощности, КПД, позволяющие производить выбор оптимальных параметров.
1. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СООТНОШЕНИЯ
И ПАРАМЕТРЫ ВЕНТИЛЯТОРОВ И ДЫМОСОСОВ
При небольшой степени повышения давления (e £ 1,15) изменение плотности газа в вентиляторе незначительно, поэтому изменением его термодинамического состояния можно пренебречь. Считая r = const, из уравнения Эйлера получаем формулу для определения теоретического давления, создаваемого вентилятором,
Рт = Р l т = Р (u2 с2г – u1 с1г) . (1.1)
В вентиляторе часть давления теряется в рабочем колесе и корпусе (кожухе), потери давления учитываются гидравлическим КПД вентилятора hг, и тогда действительное полное давление Р = hг Рт . Действительное полное давление, создаваемое вентилятором, определяют также экспериментальным путем как разность полных давлений на выходе и входе вентилятора:
Р = Р2 – Р1 = (Р2ст + r с22/2)2 - (Р1ст + r с21/2) =
= (Р2ст – Р1ст) + r (с22 - с21/2), (1.2)
где Р1СТ, Р2СТ - статическое давление потока на входе
и выходе вентилятора соответственно , Па;
с1, с2- соответствующие скорости потока, м/с.
Действительное полное давление, создаваемое дымососом, определяют с учетом самотяги (рис. 1.1):
Р = Р2 – Р1 = (Р2ст – Р1 ст) + rг (с22 – с21) /2 +
+ åDР – grг Нтр (rв/ rг - 1), (1.3)
где rг - плотность дымовых газов, кг/м3;
åDР = g × rг × å Dh - потери давления на участке 1-2;
rв - cредняя плотность воздуха по высоте дымовой трубы, кг/м3;
Нтр - высота дымовой трубы, м.
Выражение gг Нтр (rв/ rг - 1) называют самотягой, или естественной тягой дымовой трубы. Поскольку rв > rг и Нтр> 0 , то самотяга положительна и на её величину можно уменьшить давление дымососа, необходимого в системе удаления продуктов сгорания котлоагрегата.
В современных котельных установках тепловых электростанций ввиду большой разности температур наружного воздуха и дымовых газов и при больших высотах дымовых труб (до 400 м) самотяга проявляется существенно.
Рис.1.1. Совместная работа дымососа и дымовой трубы
Полезная мощность, кВт, вентилятора определяется по формуле
Nпол= р × Q, (1.4)
где Q - производительность, м3/с;
Р - давление, кПа.
В каталогах дается производительность Q0, выраженная в кубических метрах в секунду (м3/с), т.е. приведенная к условиям чистого воздуха (Po = 0,103 МПа, Тo = 293 К,
r0 = 1,2 кг/м3). Связь между Qо и действительной производительностью Q выражается соотношением Qo= Q × p/po.
Мощность, потребляемая вентилятором, определяется с учетом потерь, кВт:
N = Nпол + Nд + Nоб + Nмех ,
где Nпол - полезная или гидравлическая мощность;
Nд - мощность, затрачиваемая на преодоление трения дисков вращающегося рабочего колеса о воздух (дисковые потери);
Nоб - мощность, расходуемая на циркуляцию воздуха через зазор между рабочим колесом и входным патрубком (объемные потери);
Nмех - потери мощности на преодоление механического трения вала вентилятора в подшипниках.
Вентиляторы характеризуются коэффициентом полезного действия (КПД):
полным
h = Р × Q /N, (1.5)
статическим
hcт = Рст Q /N, (1.6)
где Рст = Р2ст - Р1ст. Ориентировочно hст меньше hна 20 -30 %.
Мощность двигателя для привода вентилятора, кВт, выбирается с запасом на возможные отклонения рабочего режима от расчетного:
Not = (1,05¸1,15) р Q /(h hпер ∙ 1000), (1.7)
где hпер - КПД передачи при непосредственном соединении валов двигателя и вентилятора hпер = 1,0; при клиноременной передаче hпер = 0,92.
В практике конструирования и подбора вентиляторов часто применяется коэффициент полного давления`P и коэффициент быстроходности ns.
Теоретическое давление вентилятора, имеющего радиальный вход (с1u = 0), можно определить по формуле
Pт = r u2 с2u . (1.8)
Введя коэффициент закручивания потока на выходе
m2 = с2u /u2, имеем Рт = r m2 u22. Оценивая гидравлические потери через hг, определяем действительное давление вентилятора:
Р = r hг m2 u22 = r ×`P u22. (1.9)
Произведение
`Р = hг m2 = Р / (r u22) (1.10)
называется коэффициентом полного давления. На него большое влияние оказывает угол b2Л .
Для ориентировочного расчета полного давления при трех типах лопаток, применяемых в центробежных (радиальных) вентиляторах, можно пользоваться следующими данными:
Тип лопаток | b2л | m2 | hг | `P |
Отогнутые вперед | >90о | 1,10 - 1,60 | 0,60 - 0,75 | 0,66 - 1,20 |
Радиальные | 90о | 0,85 - 0,95 | 0,65 - 0,80 | 0,60 - 0,76 |
Отогнутые назад | <90о | 0,50 - 0,80 | 0,70 - 0,90 | 0,35 - 0,72 |
В вентиляторах обычно применяются углы
b2Л = 150 ¸165°, 85 ¸100°, 18 ¸71°.
Используются коэффициенты давления Y = 2Р, производительности = Qи мощности l = N;
= 4 Q / (p D22 u22); (1.11)
l = N / [ r (p D22 / u32). (1.12)
Коэффициент быстроходности характеризует конструкцию рабочего колеса, следовательно, способность cоздавать давление.
Для оценки конструктивного типа вентиляторов ЦАГИ предложил считать коэффициентом быстроходности частоту вращения вентилятора данного типа, подающего в
режиме максимального КПД Q = 1 м3 /с газа при условном давлении P = 30 кгс/м2 (~ 300 Па) и плотности воздуха
r = 1,2 кг/м3.
n= 53 n Q 1/2 P – 3 /4 , (1.13)
где n, измеряется в 1 / с; Q - в м3/с; P - в Па.
Для каждого типа вентилятора характерно определенное значение коэффициента быстроходности:
Вентиляторы | Коэффициент |
быстроходности | |
Центробежные вентиляторы высокого давления | 10—30 |
Центробежные вентиляторы низкого и среднего | |
давления с лопатками: | |
отогнутыми спереди | 30 -60 |
отогнутыми назад | 50 -80 |
Центробежные вентиляторы двустороннего | 80 -120 |
всасывания | |
Осевые для повышенных давлений со cпрямляю- | 120 - 200 |
щими аппаратами | |
Осевые с листовыми лопатками двойной | 200 - 400 |
кривизны (закрученными) |
Диапазоны применения вентиляторов представлены на рис.1.2.
2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ЦЕНТРОБЕЖНЫХ И ОСЕВЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
2.1. Основные конструктивные элементы
центробежных вентиляторов
Конструкция вентилятора определяется его аэродинамической схемой, под которой понимается схематический чертеж его проточной части с указанием основных размеров в долях наружного диаметра колеса D3 (рис. 2.1). Вентиляторы разных размеров, выполненные по одной аэродинамической схеме, относятся к одному типу, т.е. представляют единую конструктивную серию геометрически подобных машин.
Основными элементами центробежного вентилятора являются рабочее колесо с лопатками 1 (рис.2.1), входной патрубок (коллектор) 2, спиральный корпус 3, ступица 4, вал 5.
Рабочее колесо.Передача энергии от приводного вала к газу, протекающему через вентилятор, осуществляется с помощью рабочего колеса. По конструктивному исполнению рабочие колеса имеют ряд модификаций (рис. 2.2).
Барабанные рабочие колеса а выполняются с лопатками, загнутыми вперед, ширина колес равна половине диаметра. Окружная скорость этих колес допускается до 30-40 м/с. Кольцевые рабочие колеса б имеют меньшую ширину, чем барабанные, окружная скорость вращения колес допускается до 50 – 60 м/с. Рабочие колеса с коническим передним диском в имеют большую прочность и жесткость. Окружная скорость допускается до 85 м/с. Трехдисковые колеса г применяются в вентиляторах с двухсторонним всасыванием. Однодисковые колеса д применяются для пылевых вентиляторов.
Способ соединения лопаток с дисками оказывает существенное влияние на конструктивную жесткость колеса. Применяются следующие соединения: цельноштампованное, на шипах, клепаное (рис. 2.3), сварное и склеенное. В цельноштампованной конструкции рабочего колеса лопатки и передний диск штампуются из одного листа. Наиболее часто приме-
няются клепаные колеса, которые хотя и трудоемки при изготовлении, но отличаются большой прочностью. Сварное соединение лопаток с дисками применяется для колес большого диаметра, особенно для вентиляторов с лопатками, загнутыми назад, так как небольшое количество лопаток у этих колес облегчает технологию сварки.
Рабочее колесо должно быть отбалансировано.
Рис.2.1. Аэродинамическая схема центробежного вентилятора:
1 - рабочее колесо; 2 - входной патрубок (коллектор); 3 - спиральный корпус; 4 - ступица; 5 - вал
Рис. 2.2. Конструктивные исполнения рабочих колес: а -барабанное; б - кольцевое; в - коническое; г - трехдисковое;
д- однодисковое; е - двухстороннего всасывания; ж - бездисковое
Рис.2.3. Клепаные колеса повышенной жесткости: а - со стержневыми тягами; б - с удлиненными лопатками
Лопатки.В рабочих колесах вентиляторов применяются лопатки различных конструкций (рис. 2.4).
Рис.2.4. Конструкции лопаток колес вентиляторов: а -листовые;
б - оболочные; в - оболочно-стержневые
Рис. 2.5. Сечения листовых лопаток, очерченных одной дугой окружности: а -лопатки, отогнутые вперед (л.о.в.); б -лопатки, отогнутые назад (л.о.н.)
Преимуществом листовых лопаток а является простота их конструкций, недостатком - небольшая жесткость. Профилированные лопатки оболочной б и оболочно-каркасной в конструкции обладают высокой жесткостью и работают при окружных скоростях до 130 м/с. Листовые лопатки очерчены отрезком логарифмической спирали, дугой окружности, в редких случаях плоские.
В случае, когда лопатка очерчена одной дугой окружности (рис. 2.5), радиус этой окружности, равный радиусу кривизны лопатки, Rл определяется по формуле
Rл = (D2 – D1) / [4 (D2 cos b2 – D1 cos b1 ) ] . (2.1)
Знак Rлбудет положительным для лопаток, отогнутых назад, и отрицательным для лопаток, отогнутых вперед. Радиус окружности, на которой расположены центры дуг лопаток,
. (2.2)
Длина лопатки
L = (p a Rл) / 180 , (2.3)
где a- угол в градусах, под которым лопатка видна из центра ее дуги.
Входной коллектор.Входные устройства вентиляторов бывают осевые или коленообразные. Осевой входной коллектор представляет собой цилиндрический или конический патрубок, соединяющий входное отверстие колеса со всасывающим трубопроводом или атмосферой. Форма осевых входных патрубков может быть разнообразной (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Формы входного патрубка: а -цилиндрическая; б -коническая; в -с плавным очертанием; г -составная; д -разрезная
Коленообразное входное устройство представляет собой всасывающую камеру с входным прямоугольным отверстием, имеющим направление, близкое к радиальному, и с выходным отверстием, концентричным входному отверстию колеса (рис. 2.7). Поток в такой камере совершает поворот на угол, близкий к 90°. Сечение коленообразной коробки обычно больше сечения входа в колесо в 2-2,5 раза.
Рис.2.7. Формы входных коленообразных коробок: а -прямоугольная; б -прямоугольная со скошенной стенкой; в -составная
Корпус выполняется обычно в виде спирального кожуха с параллельными боковыми стенками. Спиральный корпус имеет прямоугольное, реже круговое сечение постоянной по радиусу ширины. На выходе из корпуса может быть установлен конический диффузор с углом раскрытия до 25° в сторону колеса. Спиральные камеры выполняются сварными или клепаными. Обечайка спирального корпуса очерчена по логарифмической спирали или дугами окружностей по правилу так называемого конструкторского квадрата (рис. 2.8).
Сторона этого квадрата а = А/4, где А =(1¸1,2) Q/В×Са -раскрытие спирального корпуса. В- ширина спирального корпуса. Больший размер прямоугольного выходного отверстия корпуса (длина) С= (1,15¸1,25) А.
Рис.2.8. Обечайка спирального корпуса, очерченная дугами
окружностей
Радиусы дуг окружностей определяются по формулам
r1 = 0,5 D2 + 3,5 а ; r2 = 0,5 D2 + 0,25 а ;
r3 = 0,5 D2 + 1,5 а ; r4 = 0,5 D2 + 0,5 а .
Для монтажа ротора корпус выполняется съемным. В большинстве консольных конструкций вентилятора корпус подвешивается к кронштейну приводной части. Такая конструкция позволяет получить различные схемы сборки за счет поворота корпуса относительно оси (рис. 2.9).
Рис.2.9. Положения корпуса центробежного вентилятора
Только для крупных консольных конструкций и вентиляторов с двусторонним всасыванием корпус устанавливается на раме или лапах (рис. 2.10). Из условия жесткости корпус дутьевого вентилятора имеет каркас из профильного проката и обшивку из тонкого листа толщиной 4-6 мм (каркасная конструкция).
Рис.2.10. Конструктивные схемы центробежных вентиляторов:
1-консольное крепление колеса на одном валу с двигателем; 2- двухопорное крепление колеса, соединение с двигателем через муфту; 3- консольное крепление колеса, соединение с двигателем через муфту; 4 - двухопорное крепление колеса, соединение с двигателем клиноременной передачей; 5, 6- консольное крепление колеса, соединение с двигателем клиноременной передачей; 7 -двухопорное крепление колеса двухстороннего всасывания, соединение с двигателем ременной передачей (может быть соединение с двигателем через муфту)
Для работы на запыленных газах корпус изготавливается из листовой стали большей толщины. Наиболее изнашиваемые листы корпуса изнутри защищаются накладками из стали или белого чугуна. Накладки из броневых листов крепятся при помощи сварки, заклепок или болтов. Для химически активных сред корпус выполняется из легированной стали 1Х18Н9Т. В местах прохода вала сквозь стенку устанавливаются сальники.
2.2. Основные конструктивные элементы
осевых вентиляторов
В осевых вентиляторах в отличие от центробежных направление движения потока совпадает с осью вращения рабочего колеса. Лопатки рабочего колеса, закрепленные под углом к плоскости вращения, передают энергию потоку и перемещают его в осевом направлении. Лопатки рабочих колес обычно выполняются неподвижными, жестко закрепленными на втулке, и реже поворотными.
Конструкция вентилятора определяется его аэродинамической схемой (рис. 2.11), в которой основные размеры осевого вентилятора даются в долях от диаметра рабочего колеса, определяемого по наружным концам рабочих лопаток.
Рис.2.11. Аэродинамическая схема осевого вентилятора:
1 - коллектор; 2 - передний обтекатель; 3 - корпус; 4 - рабочее колесо (РК); 5 - входной направляющий аппарат (ВНА); 6 - спрямляющий аппарат; 7- втулки: РК, ВНА; 8 - лопатки РК;
9 -диффузор коллектор; qВНА, qРК и qСА - углы установки лопаток ВНА, РК и СА
Для вентиляторов основные размеры следующие: DBT= =(0,3 + 0,55) D; диаметр входного коллектора DK = 1,2 D; длина входного коллектора LK = 0,2 D. Углы установки лопаток 15-32°. Окружная скорость в осевых вентиляторах составляет менее 100 м/с, а в отдельных случаях -150 м/с.
В конструкции осевого вентилятора применяются устройства, улучшающие его аэродинамические свойства и повышающие КПД, - передний и задний обтекатели, направляющие и спрямляющие аппараты. Передний обтекатель обеспечивает постепенное возрастание скорости потока до с0 на входе в направляющий аппарат при минимальных потерях энергии.
Входной направляющий аппарат представляет собой конфузорные межлопаточные каналы, в которых происходит закручивание потока против направления вращения колеса, что приводит к увеличению давления, создаваемого вентилятором. В спрямляющем аппарате часть кинетической энергии преобразуется в потенциальную с некоторыми потерями, вызванными движением потока в межлопаточных каналах. Для преобразования кинетической энергии потока газа в потенциальную на выходе осевого вентилятора иногда устанавливается диффузор.
Аэродинамические качества осевых вентиляторов зависят от угла установки и профиля рабочих лопаток, а также от схемы вентилятора. Осевые вентиляторы создают меньшее давление по сравнению с центробежными, поэтому объемные потери, зависящие от разности давлений на выходе и входе рабочего колеса, незначительны. Вследствие этого КПД осевых вентиляторов несколько выше, чем центробежных.
Осевые вентиляторы классифицируются: на одноступенчатые с входным направляющим (ВНА) и спрямляющим (СА) аппаратами, с осевым (меридиональным) ускорением потока; двухступенчатые; реже трехступенчатые. Имеются специально разработанные реверсивные вентиляторы, используемые для реверсирования воздушного потока путем обращения течения в его проточной части. Осуществляется это изменением направления вращения рабочего колеса на обратное. Лопатки рабочих колес таких вентиляторов не имеют изгиба профилей.
По способу соединения осевого вентилятора с приводом можно выделить шесть конструктивных схем (рис. 2.12).
Рис. 2.12. Конструктивные схемы осевых вентиляторов: 1 - на одном валу рабочее колесо, двигатель и спрямляющий аппарат; 1а - на одном валу рабочее колесо и двигатель; 2 - на одном валу двигатель на опоре и рабочее колесо; 2а - на одном валу двигатель и рабочее колесо; 3 - колесо находится в воздуховоде, двигатель вынесен наружу; 4 - двигатель вынесен впереди всасывающего патрубка; 5 - двигатель вынесен за поворотное колесо; 6- двигатель подсоединен с помощью клиноременной передачи
Корпуса стационарных вентиляторов выполняются сварными или сварно-литыми, разъемными по горизонтальной плоскости и обработанными по внутренней поверхности. Корпуса выполняются ненесущей и несущей конструкции. В вентиляторах с корпусом ненесущей конструкции нагрузку от ротора воспринимают опорные секции.
Конструкция приводной части осевого вентилятора состоит в основном из приводного и трансмиссионного валов, подшипников, муфты и зависит от его схемы.
При монтаже и эксплуатации выдерживаются радиальные зазоры между внутренним диаметром корпуса и концами лопаток рабочих колес. Этот зазор не превышает 1,5 % от длины лопаток рабочего колеса. Увеличение зазора ухудшает аэродинамические качества вентилятора.
Конструкция рабочих колес осевых вентиляторов зависит от способа крепления лопаток к ним. Лопатки с постоянным углом установки сварные из листового проката и привариваются к втулке. Крепление поворотных лопаток рабочих колес производится изнутри втулки с помощью резьбового или штыкового соединения. В осевых вентиляторах применяются в основном листовые лопатки, а также профильные (рис. 2.13).
Рис.2.13. Профильная лопатка рабочего колеса осевого вентилятора (вид в плане): 1 - перо лопатки; 2 - пятка лопатки; 3 - специальный болт крепления лопатки к хвостовику
Профильные лопатки, закрученные (винтовые) с переменными углами b1л и b2Л по длине, а также незакрученные, но с хордой, уменьшающейся к периферии, повышают КПД осевого нагнетателя. Объясняется это следующим: элементы лопатки, находящиеся на разных расстояниях от центра, при вращении имеют неодинаковые окружные скорости. Вследствие этого лопатка с постоянной шириной и постоянными углами входа и выхода создает давление, изменяющееся по ее длине, что приводит к радиальным перемещениям частиц рабочей среды в проточной полости рабочих колес и снижению КПД нагнетателя. Поэтому ступени осевых нагнетателей с большой длиной лопаток создают профильными, из-за чего отсутствуют радиальные перемещения частиц рабочей среды.
3. ПОДАЧА ВОЗДУХА В КОТЛОАГРЕГАТ И ОТВОД
ДЫМОВЫХ ГАЗОВ
Дутьевые вентиляторы предназначены для подачи воздуха в топку котлоагрегата. Они подают холодный воздух в воздухоподогреватель котлоагрегата, засасывая его из верхней части котельной, где температура из-за потерь теплоты котлоагрегатом может достичь 30оС и выше. Тем самым теплота, выделяемая наружными поверхностями котельного агрегата, частично используется.
Одновременно осуществляется некоторая вентиляция котельного помещения. При проектировании котельной установки необходимо рассчитать получаемую при такой вентиляции кратность обмена воздуха в помещении n = V/Vк, т.е. отношение расхода воздуха V, засасываемого дутьевыми вентиляторами, к объему его в котельном помещении Vк . Кратность обмена не должна превышать n< 3 во избежание сильных потоков воздуха внутри котельной. При этом в помещении котельной создается разрежение, которое должно компенсироваться притоком воздуха через световые фонари и оконные проемы. В зимнее время такой приток холодного воздуха недопустим. На это время года предусматривается забор воздуха частично или полностью снаружи.
При сжигании угольной пыли часть воздуха, подаваемого дутьевыми вентиляторами, так называемый первичный воздух, используется для транспорта пыли к горелкам. Остальное количество воздуха в виде вторичного подается непосредственно к горелкам. Распределение воздуха на первичный и вторичный определяется как необходимым расходом его на транспорт угольной пыли, так и содержанием летучих веществ в топливе.
Предварительно холодный воздух обычно подогревается смешением его с частью воздуха, подогретого в воздухоподогревателе. При этом осуществляется рециркуляция части горячего воздуха, отводимого для смешения с холодным после воздухоподогревателя или его секций.
Иногда применяют предварительный подогрев воздуха в калориферах паром, отбираемым из турбины.
При замкнутой индивидуальной системе пылеприготовления с шаровыми барабанными мельницами и промежуточными бункерами пыли мельничный вентилятор используется обычно как для подъема угольной пыли из мельницы в циклон и пылевые бункеры, так и для подачи угольной пыли к горелкам. Для интенсификации процессов зажигания и горения пыли применяют специальные дутьевые вентиляторы горячего воздуха. В этом случае воздух (или газовоздушная смесь) с остаточной пылью из мельничных вентиляторов отводится в топочную камеру котлоагрегата через дополнительные сбросные горелки.
При работе котлоагрегата на газе или мазуте дутьевая установка состоит только из дутьевых вентиляторов холодного воздуха.
Правилами технической эксплуатации устанавливаются следующие требования к температуре воздуха, подаваемого в воздухоподогреватель, в зависимости от вида топлива. Для несернистого сухого топлива температура воздуха должна быть не ниже 30° С, при несернистом влажном топливе она должна превышать точку росы водяных паров дымовых газов по крайней мере на 5 -10° С.
При работе котла на сернистом топливе температуру воздуха необходимо выбирать на основании коррозионных характеристик дымовых газов и условий предохранения поверхностей нагрева воздухоподогревателя от коррозии и забивания золой.
Для обеспечения надежной работы у котельных агрегатов производительностью 220 т/чи выше устанавливают по два совместно работающих дутьевых вентилятора. При малой нагрузке агрегата работает лишь один из них, что способствует снижению расхода энергии на дутье. Производительность каждого из двух вентиляторов при совместной (параллельной) работе должна обеспечить 50 % полной нагрузки котла.
Для регулирования нагрузки пиковых водогрейных котлов в широком диапазоне в зависимости от температуры
наружного воздуха и тепловой нагрузки устанавливают по одному дутьевому вентилятору на каждую газовую горелку.
Производительность дутьевого вентилятора энергетического котлоагрегата определяется по формуле
Qв = b1 ВрVo (aт - Daт + Daвзп - Daпл) х
х [(tх.в + 273)] /273 × 1,01× 105/Рб ,
где Vo- теоретический объем воздуха, необходимый для полного сгорания 1 кг топлива, м3/кг;
b1 - коэффициент запаса подачи (для котлоагрегатов
паропроизводительностью D > 5,6 кг/с b1 = 1,05; и
D< 5,6 кг/с b1 = 1,1);
aт - коэффициент избытка воздуха в топке;
Daвзп - утечка воздуха в водоподогревателе;
Daт и Daпл - присосы воздуха в топке и в пылепригото-
вительной установке;
tх.в - температура холодного воздуха, поступающего
в вентилятор, оС;
Рб - барометрическое давление воздуха, Па.
Напор, развиваемый дутьевыми вентиляторами, зависит от сопротивления воздушного тракта, включая всасывающий и нагнетающий его участки. Основным является сопротивление воздухоподогревателя и пылевых горелок. Имеют значение также сопротивление воздуховодов и динамический напор потока на выходе из пылевых горелок в топочную камеру. С учетом этих величин общий напор, создаваемый дутьевыми вентиляторами, составляет 3,5 - 4 кПа.
При установке тангенциальных молотковых мельниц, работающих под избыточным давлением, общий напор дутьевого вентилятора может увеличиться до 5 -7 кПа. Напор вентиляторов первичного (горячего) воздуха может составить 2 - 3 кПа.
На теплоэлектроцентралях применяют, как правило, котельные агрегаты с газовым трактом, находящимся под разрежением, которое создается дымососами. При работе на газе или мазуте возможно применение газоплотных котельных агрегатов с наддувом, топочная камера и газоходы которых находятся под избыточным давлением, достаточным для преодоления сопротивления газового тракта и отвода дымовых газов через дымовую трубу в атмосферу. В этом случае напор дутьевого вентилятора должен составить до 5 – 10 кПа.
Производительность дымососа, м3/с, определяется с учетом присосов воздуха по газовому тракту на всасывающей его стороне и температуры газов, проходящих через него:
Qв = Вр [ [Voг + (aд - 1) ×Vo] (nд + 273) / 273× 1,01× 105/Рб ,
где Vгo- полный объем продуктов сгорания, м3/кг;
aд - коэффициент избытка воздуха перед дымососом;
nд - температура газов перед дымососом, oС.
Напор, создаваемый дымососом, определяется сопротивлением всего газового тракта. Основной составляющей этого сопротивления является сопротивление газоходов котельного агрегата, равное 1,5 - 2 кПа. Значительное сопротивление до 0,6 - 0,8 кПасоздают золоуловители центробежного типа - батарейные циклоны, центробежные скрубберы и др. Относительно невелико сопротивление электрофильтров (100 – 200 Па). При определении напора дымососа учитывают естественную самотягу в газоходах котла и дымовой трубе, а также сопротивление дымовой трубы и динамический напор дымовых газов на выходе из трубы (с учетом скорости их 20 - 35 м/с).
Сопротивление воздушного и газового трактов определяют аэродинамическим расчетом. В результате необходимая величина напора дымососов составляет до 2 - 5 кПа.
Объемный часовой расход холодного воздуха и дымовых газов при сжигании различных видов топлива можно подсчитать по приближенным их удельным величинам на единицу тепловой мощности котлоагрегата ( табл. 3.1).
4. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕНТИЛЯТОРОВ И ДЫМОСОСОВ
К тягодутьевым устройствам относятся дутьевые, мельничные вентиляторы и вентиляторы горячего дутья, дымососы. К ним предъявляется ряд требований: высокая экономичность при номинальной и частичных нагрузках котлоагрегата, высокая надежность работы, умеренные габариты при достаточно высокой быстроходности, умеренный шум.
В зависимости от особенностей котла, определяемых сортом сжигаемого топлива, тягодутьевые устройства могут изменять свое назначение или приобретать дополнительные функции.
В России применяются вентиляторы и дымососы центробежного типа, для очень крупных котлоагрегатов - дымососы осевого типа. Коэффициент полезного действия современных тягодутьевых машин при полной нагрузке достигает 80 -85 % и выше. Так, КПД дутьевых вентиляторов отечественных котлоагрегатов 500 и 640 т/ч достигает 87 %. При номинальной нагрузке котлоагрегата дымососы и дутьевые вентиляторы должны иметь КПД не ниже 90 % максимальной его величины.
Тягодутьевые устройства имеют простую конструкцию: рабочие колеса выполняются сварными из листовой углеродистой стали, спиральные кожухи тоже сварные; изготовление этих нагнетателей отличается ограниченным объемом механической обработки; подшипники качения со смазкой погружением или консистентной. В обозначении тягодутьевых устройств использованы следующие обозначения: В - вентилятор; Д - дымосос дутьевой двухступенчатый; М - мельничный дымосос; ВГД -вентилятор горячего дутья; ДГ - дымосос рециркуляции газов; О - осевой дымосос; Н - отогнутые назад лопатки; 2 - двухстороннее всасывание; У, Ш - соответственно узкое и широкое рабочие колеса; А и П - индексы аэродинамической схемы. Номер обозначает диаметр рабочего колеса в дециметрах. В обозначении аэродинамической схемы первое число равно относительному диаметру входа `D0` = D0 / D2,а второе число - это угол выхода b2л лопаток рабочего колеса в градусах. Например, вентилятор 0,55 - 40 имеет =0,55 и b2л = 40°.
Рекомендуется также следующее обозначение аэродинамической схемы: первая цифра обозначает отношение внутреннего диаметра к внешнему; вторая - ширину рабочего колеса на выходе в долях от диаметра рабочего колеса, принятого за 100; третья цифра - угол установки лопатки на выходе в градусах. Например, для схемы 0,55-40 будет 55-11-40.
Характеристики аэродинамических схем тягодутьевых нагнетателей на оптимальном режиме приведены в табл. 4.1.
ВНИИАМ (бывш. МО ЦКТИ им. И.И. Ползунова) разработал аэродинамические схемы дымососов с лопатками, отогнутыми назад, отличающиеся высокими технико-экономическими показателями.
Центробежные дымососы типа ДН, выполняемые по схемам 0,55 - 40 и 0,62 - 40, имеют номера от 9 до 26. Дымососы осуществляют отвод дымовых газов с температурой 370-570 К из топок котлов.
Дымососы одностороннего всасывания типа ДН предназначены для отсасывания газов из топок котлов паропроизводительностью 2,5 -320 т/ч.
Дымосос изготовляется правого и левого вращения. Правым считается вращение рабочего колеса по часовой стрелке, если смотреть со стороны электродвигателя.
Основными узлами дымососа являются: рабочее колесо, ходовая часть, улитка, всасывающая воронка, направляющий аппарат и фундаментная рама.
Рабочее колесо дымососа представляет собой сварную конструкцию, состоящую из крыльчатки с противоизносной решеткой и ступицы (рис. 4.1). Крыльчатка включает в себя 16 листовых загнутых назад лопаток, расположенных между основным (коренным) и коническим (покрывающим) дисками. Лопатки крыльчатки штампованные. Покрывающий диск состоит из конуса и воротника. Конус штампуется из стальной листовой заготовки; воротник, выполненный из стального литья, приваривается к вершине конуса.
Рис.4.1. Рабочее колесо дымососа ДН-19 со встроенной противоизносной решеткой (левое):
1- конический диск; 2- основной диск; 3- рабочие лопатки; 4- ступица; 5- дополнительные лопатки встроенной противоизносной решетки
Противоизносная решетка устанавливается на основном диске рабочего колеса между ступицей и входом в решетку рабочих лопаток. Конструктивно она выполнена в виде приваренных к основному диску дополнительных лопаток (по числу лопаток рабочего колеса), являющихся продолжением рабочих лопаток и наклоненных к плоскости основного диска под углом в сторону, противоположную направлению вращения рабочего колеса (см. рис. 4.1).
Принцип действия дополнительных лопаток встроенной противоизносной решетки заключается в следующем: частицы золы (пыли), находящиеся в потоке газов, встречая на своем пути дополнительные лопатки, равномерно распределяются по поверхности рабочих лопаток, что обеспечивает их равномерный износ. Применение встроенных противоизносных решеток дает дополнительный эффект в повышении срока службы рабочих колес дымососов и позволяет отказаться от такой сложной технологической операции, как наплавка рабочих поверхностей лопаток твердыми сплавами.
Ступица, выполненная из стального литья, прикрепляется к основному диску крыльчатки с помощью сварки. Рабочее колесо крепится на валу ходовой части с помощью шпонки, торцевой стопорной шайбы и двух болтов, заворачиваемых в торец вала.
Ходовая часть дымососа состоит из кованого вала; подшипников качения, расположенных в общем литом корпусе, имеющем горизонтальный разъем; узла уплотнения и упругой муфты, соединяющей вал машины непосредственно с валом электродвигателя. Подшипник со стороны электродвигателя является опорно-упорным. Общий корпус, отлитый из чугуна, исключает коробление в процессе эксплуатации и уменьшает вибрацию подшипников.
Смазываются подшипники с помощью масляной ванны, расположенной в корпусе ходовой части. Уплотнение вала состоит из резиновых манжет и маслосбрасывающих колец, предотвращающих утечку масла. Охлаждение масла осуществляется посредством змеевика, расположенного в масляной ванне (рис. 4.2).
Рис.4.2. Система водяного охлаждения дымососа ДН-19: а - схема подвода воды к змеевикам;
б - узел подвода воды к змеевикам; 1 - сливная воронка
По змеевику циркулирует охлаждающая вода, подводящаяся с одной стороны корпуса подшипников. Расход охлаждающей воды составляет около 0,5 м3/ч на дымосос, температура на входе в змеевик не должна превышать 25° С. На период зимней эксплуатации при понижении температуры окружающей среды ниже 0°С система водяного охлаждения отключается и вода из змеевиков удаляется продувкой змеевика сжатым воздухом.
Допустимая температура подшипников ходовой части не должна превышать 70 оС.
Ротор дымососа в сборе (ходовая часть с насаженным рабочим колесом) подвергается балансировке на заводе-изготовителе.
Улитка дымососа сварная из листовой и профильной стали. Для создания необходимой жесткости стенки улитки усиливаются оребрением из угольников и полос. В улитке имеются лаз и смотровой люк, обеспечивающие возможность технического осмотра проточной части дымососа при кратковременных остановах. Для выема ротора на улитке предусматривается съемная часть. Внутренняя поверхность улитки (по образующей) защищается от абразивного износа броневыми плитами из малоуглеродистой стали, заменяемыми по мере износа.
Возможные развороты улитки дымососов приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2.
Типоразмер дымососа | Направление вращения | Угол разворота улитки j, град. |
ДН - 19 | Правое и левое | |
Режим работы дымососа устанавливается осевым направляющим аппаратом, который состоит из сварного цилиндрического корпуса с направляющей полосой, по которой перемещается на роликах поворотное кольцо; 12 листовых лопаток, соединенных с поворотным кольцом рычажной системой, и обтекателя, расположенного по оси корпуса.
Лопатки осевого направляющего аппарата могут поворачиваться на угол от 0 (всасывающее отверстие открыто полностью) до 90°.
Дымососы двухстороннего всасывания типа ДНх2 (рис. 4.3) применяются в котлоагрегатах до 420 т/ч при запыленности потока не более 2 г/м3. Дымососы ДНх2 выпускаются с противоизносной защитой внутренних поверхностей спиральных отводов, всасывающих карманов, рабочих поверхностей лопаток и без противоизносной защиты - для газомазутных котлов (тип ДН х 2ГМ) (рис.4.3).
Рабочее колесо представляет собой сварную конструкцию, состоящую из 32 листовых загнутых назад лопаток, расположенных между основным и двумя коническими покрывающими дисками. Лопатки штампованные и при необходимости защищены от износа наплавкой из твердого сплава. Ступица из стального литья соединяется с диском болтовым соединением, что обеспечивает возможность демонтажа. Спиральный отвод и всасывающие карманы выполняются сварными из листовой и профильной стали. Стенки отвода и карманов усилены ребрами. Внутренняя поверхность отвода и всасывающих карманов защищается броневыми листами из малоуглеродистой стали, заменяемыми по мере износа.
Дымососы снабжены осевыми направляющими аппаратами, позволяющими регулировать их работу. Дымососы этой серии имеют рабочие колеса повышенной износоустойчивости, что позволяет значительно увеличить срок их эксплуатации по сравнению с дымососами типа Д (схема 0,7 - 37), имеющими лопатки, отогнутые вперед.
Дутьевые вентиляторы предназначены для подачи воздуха в топку котла и систему пылеприготовления. Вентиляторы всасывают атмосферный воздух, к которому добавляется воздух из помещения котельной.
Рис.4.3. Дымосос двустороннего всасывания типа ДН: 1 - электродвигатель; 2 - входные коробки;
3 - корпус; 4 - рабочее колесо; 5 - направляющий аппарат и коллектор; 6 - ходовая часть; 7 - стойка
Температура воздуха на входе в воздухоподогреватель зависит от сорта сжигаемого топлива, а также определяется соображениями предотвращения коррозии поверхностей нагрева воздухоподогревателей и может достигать 330 - 350 К.
Дутьевые вентиляторы типа ВДН имеют аэродинамические схемы: Ц 59-15, 1-30; 0,7-160-И и 0,55-40-1. Изготовляются серийные дутьевые вентиляторы по номерам от 8 до 36.
На рис. 4.4 показан дутьевой вентилятор одностороннего всасывания. По конструктивному исполнению типоразмеры вентиляторов типа ВДН идентичны типоразмерам дымососов типа ДН. Конструктивное отличие состоит в отсутствии броневой защиты спирального отвода, меньшей толщине листовых лопаток рабочего колеса и отсутствии накладок, которые у дымососов привариваются с рабочей стороны лопаток в месте сопряжения их с основным диском рабочего колеса.
Центробежные вентиляторы горячего дутья одностороннего всасывания типа ВГДН применяются в системах воздушных трактов котлов различной производительности. По конструктивному исполнению типоразмеры вентиляторов типа ВГДН идентичны типоразмерам дымососов типа ДН. Конструктивное отличие заключается в отсутствии противоизносной защиты, меньшей толщине лопаток рабочего колеса. Кроме того, учитывая высокую температуру перемещаемого воздуха, рабочее колесо изготовляют из малоуглеродистой молибденовой стали 12ХМ.
Мельничные вентиляторы предназначены для пневмотранспорта угольной пыли в системе пылеприготовления и подачи ее в топку котла. Тип мельничного вентилятора зависит от примененной схемы пылеприготовления. Типовые конструкции мельничных вентиляторов рассчитаны на температуру среды около 470 К, развиваемое давление превышает 10 кПа, а частота вращения составляет 1500 об/мин. Специальные конструкции мельничных вентиляторов с устройствами водяного или воздушного охлаждения вала работают с температурой среды около 720 К.
Рис.4.4. Дутьевой вентилятор одностороннего всасывания: 1 - осевой направляющий аппарат;
2 - всасывающая воронка; 3 - улитка; 4 - рабочее колесо; 5 - корпус подшипника; 6 - фундаментальная рама; 7- опора
Рис.4.5. Осевой одноступенчатый дутьевой вентилятор: 1- ходовая часть; 2 - всасывающий карман; 3 - корпус; 4 - рабочее колесо; 5 - бандаж; 6 - спрямляющий аппарат; 7- гидроусилитель;8- привод золотника; 9 - диффузор; 10 - опоры
Конструкции мельничных вентиляторов выполняются с учетом уменьшения износа рабочего колеса и спирального корпуса. Мельничные вентиляторы выпускаются типов ВМ-А, ВМ и ВМ-у, выполненных по аэродинамическим схемам вентиляторов соответственно 0,5-45; 0,5-40 (МО ЦКТИ) и 0,6-90 (ЦАГИ).
В теплотехнике также используются осевые одноступенчатые дутьевые вентиляторы ВО-1-16/11 и двухступенчатые вентиляторы ВДОД-31,5, ВДОД-41; двухступенчатые дымососы типа ДОД с диаметрами рабочих колес от 2850 до 4300 мм и частотой вращения от 595 до 370 об/мин.
Осевой одноступенчатый дутьевой вентилятор ВО-1-16/11 (рис.4.5) предназначен для подачи воздуха в топке котлов паропроизводительностью 420 т/ч, работающих с уравновешенной тягой.
Особенностью конструкции вентилятора является то, что производительность и давление регулируются поворотом лопаток рабочего колеса при работающем вентиляторе. Синхронный поворот 23 лопаток осуществляется с помощью гидроусилителя. Лопатки могут поворачиваться от 16о до 28°. Исходный угол установки рабочих лопаток, принимаемый условно за нулевой, составляет 59°30' в прикорневом сечении лопаток и является расчетным углом установки. Увеличение угла установки рабочих лопаток от 0 до 16о приводит к плановому возрастанию производительности и давления и наоборот. Поворот лопаток в указанных пределах обеспечивает требуемую глубину регулирования при высокой экономичности.
Осевые двухступенчатые вентиляторы (рис.4.5) имеют коэффициенты давления 0,44-0,62 (0,22-0,31 на ступень) при КПД = 80 ¸ 82 %. Рекомендуемое обозначение схемы 63-18-46, где DBT/ DK= 0,63; z = 18, qрк = 46° на Dср. Осевые вентиляторы применяются на блоках большой мощности.
5. ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ НА РАБОТУ
ВЕНТИЛЯТОРОВ И ДЫМОСОСОВ
Особенностью условий работы дымососов и мельничных вентиляторов является наличие в рабочей среде твердых примесей ( золы в дымовых газах и угольной пыли в воздухе), вызывающих эрозийный и абразивный износы лопаток и дисков рабочего колеса, а также обечайки спирального корпуса. Наибольший износ наблюдается в тех местах лопаток и дисков рабочего колеса, к которым силами инерции прижимаются твердые частицы. Иногда перемещаемый газ увлажнен и содержит капельную влагу. Увлажненный газ вызывает эрозионный и коррозионный износ деталей вентилятора. Если газовый поток и изнашиваемая деталь находятся при высоких температурах, то процесс износа значительно усиливается термическим влиянием.
Износ вращающихся деталей, а также отложения частиц приводят к нарушению статической и динамической балансировки ротора, к увеличению нагрузки на подшипники, к появлению вибрации.
Степень износа определяется по наличию вибраций. В процессе эксплуатации обычно приходится несколько раз балансировать ротор до замены деталей колеса из-за их износа.
Износ уменьшается с увеличением радиуса кривизны траектории частиц в абсолютном движении r м. Для колес с лопатками, отогнутыми назад, радиус кривизны траектории намного больше, чем у колес с лопатками, отогнутыми вперед (рис. 5.1).
Увеличение размеров дымососов также вызывает уменьшение износа за счет увеличения радиуса кривизны траектории частиц и снижения удельной нагрузки на единицу поверхности износа. Кроме того, интенсивность износа пропорциональна третьей степени скорости потока газов и движущихся в нем твердых частиц. Дымососы и вентиляторы, перемещающие абразивную среду, имеют небольшую частоту вращения: дымососы - не более 980 об/мин, мельничные вентиляторы работают удовлетворительно при 1480 об/мин, так как угольная пыль менее абразивна, чем зола.
Твердые примеси в рабочей среде находятся во взвешенном состоянии и перемещаются вместе с ней под действием сил аэродинамического характера и оказывают влияние на аэродинамические характеристики тягодутьевых устройств.
Рис. 5.1. Траектории крупных частиц золы между лопатками: а - при загнутых вперед лопатках; б - при загнутых назад лопатках; - × - × - × - траектории частиц, движущихся вдоль лопатки
Плотность перемещаемой смеси
rсм = ( mг + m тф) / V,
где mг- массовая производительность по газу, кг/с;
m тф - массовая производительность по твердой
фракции, кг/с;
V- объемная производительность, м3/с.
Отношение плотностей смеси и газа
, (5.1)
где mтф - массовая концентрация твердой фракции,
кг/кг; mтф = mтф /mг .
Согласно уравнению Эйлера потребляемая мощность пропорциональна плотности перемещаемой среды. Таким образом, если плотность среды увеличивается в (1+ mтф) раз, то мощность возрастает во столько же раз:
Nсм = N (1 + mтф ). (5.2)
Если концентрация и частицы твердой фракции малы, то присутствие частиц не вызовет увеличения гидравлических потерь. Поэтому р = р см.
Соответственно этому КПД должен уменьшиться в
(1+ mтф) раз, так как V = Усм:
hсм = h / (1+ mтф). (5.3)
Если размеры твердых частиц в перемещаемой среде большие, то при движении вдоль кривых поверхностей частицы будут выпадать из потока, а на преодоление силы трения их о поверхность будет затрачиваться дополнительная энергия. Следовательно, давление, создаваемое вентилятором и дымососом, уменьшится, а потребляемая мощность возрастет. Согласно опытным данным можно записать следующие расчетные соотношения:
р см = р (1 – kр mтф); (5.4)
N см = N (1 – kN mтф); (5.5)
hсм = 1 – kh mтф, (5.6)
где кp= 0,1 ¸ 0,45; кN = 1,5 ¸ 1,7; к h @ кр + kN.
При использовании экономичных центробежных тягодутье-вых устройств с сильно отогнутыми назад лопатками могут возникать отложения твердых частиц на тыльной стороне лопаток. Такие отложения наблюдались на тыльной стороне лопаток дымососов при работе паровых котлов на твердом топливе. Особенно опасна работа дымососов с подобными лопатками в том случае, когда дымовые газы после мокрых золоуловителей содержат капельную влагу.
Рассмотрим силы, действующие на твердую частицу на поверхности сильно отогнутой назад лопатки (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Силы, действующие на частицу золы, находящуюся
на тыльной стороне замкнутой назад лопатки дымососа
Центробежная сила Р,действующая по радиусу, имеет составляющие - нормальную N и касательную Т к поверхности лопатки. Касательная составляющая силы стремится сдвинуть частицу в направлении движения потока, а под действием нормальной составляющей возникает сила трения F = k N,где к - коэффициент трения частицы о поверхность лопатки. При условии Т > Fили же b > bтр частица будет сталкиваться с лопатки, где угол трения bтр = arc tg к.
Следовательно, чтобы золовые отложения не имели место на тыльной стороне лопаток, отогнутых назад, необходимо соблюдать условие b2 > bтр. Поэтому в настоящее время применяются дымососы с углом установки лопаток 40° и более вместо 20° (например, схемы 55-11-40,62-13-40).
В качестве средства борьбы с отложениями пыли на лопатках дымососов, перемещающих запыленные потоки газа с относительной влажностью 100 %, применяется подъем температуры газа на входе в дымосос выше температуры точки росы.
6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЯГОДУТЬЕВЫХ НАГНЕТАТЕЛЕЙ
Тягодутьевые нагнетатели котельного агрегата выбираются на номинальную нагрузку. Однако значительную часть времени они работают при пониженной по сравнению с расчетной производительностью. Объясняется это следующим: выбор вентиляторов и дымососов осуществляют с запасом по расходу и давлению и часть времени котлоагрегаты работают при пониженной нагрузке. Поэтому необходимо обеспечить высокий КПД тягодутьевых нагнетателей не только в номинальном режиме, но и в эксплуатации при частичной нагрузке.
Важным для экономии расхода электроэнергии на собственные нужды является обеспечение эффективного регулирования производительности и давления вентиляторов и дымососов в широком диапазоне. К числу простейших, но малоэкономичных регулирующих устройств относятся дроссельные шиберы, которые устанавливаются в любом сечении воздушного тракта и которые воздействуют на поток вне рабочего колеса вентилятора. На рис.6.1 представлен график регулирования с помощью такого шибера.
Рис. 6.1. График дроссельного регулирования с помощью
шибера при нагнетании
Мощность, затрачиваемая в шибере, кВт,
. (6.1)
Наибольшее распространение получили более экономичные направляющие аппараты, которые устанавливаются непосредственно перед всасывающим отверстием тягодутьевого нагнетателя и которые закручивают при частичных нагрузках входящий поток (рис. 6.2).
Рис.6.2. График регулирования производительности
нагнетателей направляющим аппаратом при всасывании
На рис. 6.3 показаны различные направляющие аппараты для регулирования тягодутьевых нагнетателей. Наибольшее распространение для центробежных машин одностороннего всасывания получили осевые направляющие аппараты (ОНА), состоящие из ряда секторов, поворачиваемых на различные углы с помощью общего кольца (рис. 6.3,а). Простотой устройства и надежностью работы отличаются осевые аппараты, состоящие из двух створок (рис. 6.3,б). Они применяются для регулирования дутьевых вентиляторов котлоагрегатов небольшой мощности и мельничных вентиляторов систем пылеприготовления.
Рис. 6.3. Направляющие аппараты для регулирования тягодутьевых машин: а - осевой аппарат: 1- обечайка; 2 - створка; 3 - обтекатель; 4 - расчалка; 5 - поворотное кольцо; 6 - рукоятка привода; 7 - рычаги; 8 - ролики; б - двустворчатый осевой аппарат: 1- cтворки; 2- обечайка; 3 - рычаг нижней створки; 4 - рычаг верхней створки; 5 - винт; 6 - маховик; в - упрощенный направляющий аппарат (тангенциальный): 1 - cтворки; 2 - карман; 3 - колесо; г - цилиндрический аппарат
На центробежных дымососах двухстороннего всасывания получили применение упрощенные тангенциальные направляющие аппараты шиберного типа (УНА), устанавливаемые в карманах дымососов (рис. 6.3, в). Применяются также направляющие аппараты с цилиндрической поворотной обечайкой (ЦНА), схема которых показана на рис. 6.3, г.
Для вентиляторов и дымососов, выпускаемых с регулирующими устройствами, в каталогах приводятся их дроссельно-регулировочные