I. Введение


Учебное пособие предназначено для студен­тов вузов физической культуры, обучающихся по специализации "Аэробика и фитнес-гимнастика" или аналогичным, для курсов переподготовки и повышения квалификации кадров по направле­нию "Оздоровительная физическая культура", а также подготовки по магистерским программам: "Двигательная рекреация", "Физическая реабили­тация", "Физкультурно-оздоровительные техно­логии" и т.п.

Основное содержание пособия посвящено из­ложению теоретических основ и методики прове­дения занятий оздоровительной аэробикой как одной из форм оздоровительной физической культуры (ОФК).

При изучении курса следует учитывать, что об­щепризнанных определений ОФК, классифика­ции ее организационно-методических форм, средств и методов, системы понятий, научной и методической терминологии не существует. Это является отражением, на взгляд авторов, как ми­нимум следующего:

— относительно плохой (по сравнению, на­пример, со сферами спорта и физического воспи­тания) проработанностью всего проблемного поля оздоровительной (по другой классификации -массовой) физической культуры, направленной в течение многих десятилетий на подготовку "к тру­ду и обороне", а не на укрепление здоровья. Отра-


жением этого является отсутствие теории оздоро­вительной физической культуры (с основным раз­делом - теория оздоровительного воздействия физических упражнений на организм занимаю­щихся), которая должна была бы лежать в основе программно-методических основ ОФК, ее прак­тики и учебных пособий.

- механистического и, по сути, абсурдного ве­домственного разделения физической культуры и системы здравоохранения. В результате, систему здравоохранения хотя и "назначили" отвечать заздоровье нации, но лишили мощнейшего средства оздоровления и профилактики заболеваний — фи­зических упражнений и сопутствующих им факто­ров. А специалисты по физической культуре прак­тически не изучают важнейший пласт медико-биологических знаний о причинах и факторах раз­вития и протекания заболеваний на уровне орга­низма человека и способах их предотвращения.

В связи с этим при изложении курса часто ис­пользуется оригинальный понятийный аппарат, а само учебное пособие в целом построено по не­традиционной схеме, в основе которой лежит сле­дующая парадигма.

Физическая тренировка оказывает мощное по­зитивное воздействие на организм человека. На­пример, она способна улучшать: здоровье и психи­ческое состояние людей (снизить риск многих за­болеваний, регулировать работу организма, повы­сить "жизненный тонус", активность, работоспо­собность, улучшить настроение, повседневное са­мочувствие и т.п.); физические кондиции (повы­сить силу и выносливость мышц, улучшить гиб­кость и координацию движений); фигуру (снизить количество жира в теле, увеличить или уменьшить объем мышц, улучшить осанку, походку) и т.д. Од­нако физическая тренировка может привести и к негативным последствиям. Например, она может травмировать суставы конечностей и позвоноч-


ник, приводить к мышечным болям, ухудшить сон и самочувствие, вызвать перенапряжение сердца, угнетение иммунной системы, нарушения в работе внутренних органов, стойкое негативное отноше­ние ко всем формам физической активности и т.п. Для того чтобы тренировка эффективно улуч­шала физическое состояние, а риск негативных последствий был минимальным, специалист по оздоровительной физической культуре должен:

—знать как устроен и как функционирует ор­ганизм человека;

—хорошо представлять себе, к каким измене­ниям в организме приводят применение того или иного упражнения, то или иное построение трени­ровочного процесса;

—уметь организовать тренировочный процесс и весь образ жизни занимающихся в соответствии с законами биологии, психологии и социальных реалий общества.

Другими словами, хорошо усвоить ключевое положение спортивной науки: в основе методики тренировки лежат законы строения и функциониро­вания организма человека, включая сферу высшей нервной деятельности.

В соответствии с этими представлениями при изложении программного материала была пред­принята попытка обоснования техники и техноло­гии применения средств и методов занятий аэро­бикой путем привлечения фундаментальных зна­ний по биологии, психологии и физиологии ак­тивности, а не только общетеоретических положе­ний теории и методики физической культуры.

Определяя место аэробики среди других форм ОФК, авторы считали, что последняя имеет следу­ющие организационно-методические направле­ния.

а) Лечебно-реабилитационное (ЛРФК).Объект люди, в силу разных причин оказавшиеся ниже уровня, который условно называется "практиче-



ское здоровье" - т.е. больные или ослабленные лю­ди. В этом — главное отличие этого направления.

б) Адаптивное направление (АФК), предполага­
ет формирование улиц с ограниченными возмож­
ностями (инвалидов) качеств и способностей, по­
зволяющих им в той или иной степени компенси­
ровать поврежденные функции. Это позволяет
повысить разнообразие, эмоциональную окра­
шенность их жизни, расширить круга общения.

в) Рекреативное направление (РФК). Двига­
тельная (физическая) рекреация восстановле­
ние физического и психоэмоционатьного состоя­
ния людей через активный отдых путем организа­
ции развлечений, активного досуга и т.п. с исполь­
зованием средств физической культуры. Оздоро­
вительный, восстановительный эффект достига­
ется через эмоциональную "разрядку", развлече­
ние, получение удовольствия, смену места и обла­
сти деятельности. При этом, как правило, цели
развития каких-либо физических или психофи­
зиологических способностей или качеств не ста­
вится. В этом направлении можно выделить две
относительно самостоятельные формы: (1) спор­
тивно-оздоровительный туризм и (2) анимацию
(физкультурные развлечения "на природе", спорт
"выходного дня", занятия и игры в домах отдыха и
пансионатах, танцы).

г) Кондиционно-профилактическое направле­ние. Занятия направлены на поддержание опти­мального уровня развития физических качеств и внешнего вида, улучшение здоровья "здоровых", профилактику "болезней цивилизации", "возрас­тных" заболеваний. Это направление от предыду­щего отличается тем, что (1) используются в ос­новном организованные формы занятий; (2) при их использовании целенаправленно подбираются наиболее эффективные средства и методы воздей­ствия на те системы и органы, от которых в пер­вую очередь зависит здоровье человека; (3) пред-


полагается получение существенного тренировоч­ного эффекта в отношении исполнительных и обеспечивающих двигательные действия систем организма.

Занятия такого типа могут иметь черты "облег­ченного" спорта, с типичными для последнего средствами, методами и организацией трениро­вок. Однако в этом случае ставится цель не макси­мального развития, а поддержания "достаточного" уровня развития двигательных способностей при строжайшем соблюдении требования травмобезо-пасности и минимизация риска перенапряжения, т.е. без введения человека в состояние глубокого стресса.

Оздоровительная аэробика относится к чет­вертому направлению ОФК, хотя и может исполь­зоваться как одно из средств в рекреационном и адаптивном направлениях.

Специалисты по оздоровительной аэробике должны быть подготовлены для работы с наиболее массовой группой занимающихся - так называе­мыми "практически здоровыми людьми" разных возрастных групп.