Задания для СРС №5 Биотические отношения в экосистеме

1.Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) большой пестрый дятел – ель; в) кишечная палочка – человек; г) рыба прилипала – акула; д) тля – рыжий муравей; е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки; ж) муха ктырь – комнатная муха; з) человек – кровососущий комар; и) грызун песчанка – саксаульная сойка; к) лось – белка; л) ель – гусеница сибирского шелкопряда; м) волк – ворон.

(Ответ: хищничество – а, б, ж, л; мутуализм – а, б, в, д; комменсализм – г, и, м; паразитизм – в, е, з, л; нейтрализм – и, к, м. Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям.)

2.Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
(Ответ: пчела – липа; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина; клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.)

3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
(Ответ: цапля – лягушка; заяц-русак – ива; тля – смородина; амеба – водные бактерии; муравьиный лев – муравей; тигр – кабан; росянка – комар.)

4.Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?
(Ответ: между этими грибами и деревом формируются симбиотические отношения. Грибы быстро образуют очень разветвленную грибницу и оплетают своими гифами корни деревьев. Благодаря этому растение получает воду и минеральные соли с огромной площади поверхности почвы. Чтобы достичь такого эффекта без грибницы, дереву пришлось бы потратить много времени, вещества и энергии на формирование столь разветвленной корневой системы. При посадке на новое место симбиоз с грибом значительно повышает шансы дерева благополучно прижиться.)

5.Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?
(Ответ: представители бактерий и простейших, обитающих в кишечнике человека. В 1 г содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд микроорганизмов. Многие вещества, поступающие в организм человека с пищей, перевариваются при их активном участии. Без кишечных симбионтов нормальное развитие невозможно. Болезнь, при которой уменьшается количество симбиотических организмов кишечника, называется дисбактериозом. Микроорганизмы живут также в тканях, полостях и на поверхности кожи человека.)

6.Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество (трофизм).

а. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.

б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.

в. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.

г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.

е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.

ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.

з. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

(Ответ: 1 – В; 2 – Д; 3 – Е; 4 – А; 5 – Г; 6 – Б; 7 – Ж; 8 – З.)

7.Лишайники – пример симбиотических (мутуалистических) взаимоотношений между грибами и водорослями (или грибами и цианобактериями – синезелеными водорослями). Предположите, из какого первоначального типа биотических отношений мог сформироваться этот вариант симбиоза.

(Ответ: лишайниковые грибы не встречаются отдельно от водорослей, тогда как большинство лишайниковых водорослей представлено и свободноживущими формами. Грибы в лишайнике периодически поедают как отмершие, так и здоровые клетки водоросли. Так что наиболее вероятно, что на начальных этапах эволюционного формирования лишайников грибы паразитировали на водорослях или даже попросту их поедали).

8.Прочитайте и ознакомьтесь примерами и дополнительной информацией по типам биотических взаимоотношений.

1.Русскими и туркменскими учеными разработаны методы улучшения пустынных пастбищ ,без полива и удобрений.Они основаны на подборе продуктивных и устойчивых местных видов, которые, не конкурируя друг с другом, могли бы сообща наиболее полно использовать почвенную влагу – главный ограничивающий в пустынях ресурс. Растительные сообщества формируют из видов, надземные и подземные части которых располагаются на разном уровне: над почвой –до высоты 2-5 м и в почве –до глубины 15 м. Это деревья и кустарники (саксаул, джузгун, эфедра), полукустарники (полынь, терескен и др.), многолетние и однолетние травы. Таким образом, растительный покров на искусственных пастбищах многоярусный и дает более полноценный набор кормов, чем на нарушенных пастбищах.

2.Виды растений сильно различаются по конкурентной способности. Одни из них могут прорастать только на оголенных местах, но не выдерживают конкуренции и быстро исчезают, когда тем появляются другие виды. У них огромное количество легко распространяемых семян, и такие растения постоянно «кочуют», первыми осваивая места, где нарушается растительный покров. К таким растениям относятся всем известные однолетние сорняки лебеда, мокрица, а из многолетних – мать и мачеха.

Конкурентоспособные виды, заняв пространство, долго удерживают его за собой, «не пуская» других. У таких растений обычно очень мощная корневая система и длительный жизненный цикл. Ковыль в степи может жить до 100 ле, сохраняя зимой жизнеспособные подземные органы и каждую весну выпуская новые побеги. На месте старых отмирающих растений вырастают новые, и ковыльные участки степи существуют очень долго, если они не нарущаются человеком.

 

Задания и вопросы для СРСП №6 Система мониторинга окружающей среды

1.Изучите таблицу, постарайтесь запомнить и подготовьтесь к ответу.

Система мониторинга окружающей среды

 

Объекты, показатели, службы Блоки (уровни) мониторинга
Биоэкологический (санитарный) Геоэкологический ( при родно- хозяйственный) Биосферный
Объекты Приземный слой атмосферы, по- верхностные и грунтовые воды; промышленные и бытовые стоки и выбросы, радио- активные излуче- ния Исчезающие виды растений и животных, природные экосистемы, агроценозы; лесные насаждения Атмосфера, озоновый экран, растительный и почвенный покров, животный мир
Показатели Допустимая пре-дельная концен-трация токсических веществ, физичес-кие и биологи-ческие воздейс-твия (шумы, аллергены), предельная интенсивность радиоактивного излучения Допустимая предельная концентрация веществ, естественная пособность природной среды к самоочищению, коэффициент полезного действия природных экосистем, их структура и ее нарушения; состояние популяций, продуктивность сельско-хозяйственных культур и лесных насаждений Радиационный и топливный балансы,газовый и пылевой состав атмос-феры, загряз-нение больших рек и водоемов, глобальные характеристики состояния почв, растительного и животного мира
Службы и опорные базы (станции) Гидрометеороло-гическая, водохо-зяйственная, санитарно-гигие-ническая, эпидемиологическая Сельскохозяйственные опытные станции и лесные хо-зяйства; природные заповедники; научно исследователь-ские экологические станции Международные и биосферные станции

Вопросы

  1. Какие виды мониторинга существуют?
  2. Их цели и задачи?
  3. Значение мониторинга в современных условиях
  4. Объекты мониторинга?