Изучение влияния абиотических факторов на организм
Цель работы: выяснить, оказывают ли влияние абиотические факторы на организм.
Материал и оборудование:черенки колеуса; цветочные горшки.
Ход работы
1. Укорените четыре одинаковыхчеренка колеуса, взятых с одного
растения. В качесиве черенков используйте боковые побеги с тремя узлами. С двух нижних узлов листья удалите, а на верхнем узле оставьте. Черенки колеуса хорошо укореняются в воде при комнатной температуре. Когда корни достигнут длины 2 см, черенки пересажтвают в керамические горшки, заполненные почвой, а 3 и 4 – плодородной, богатой перегноем почвой. Черенки в горшках 1-и 3 размещают у окна, желательно южной экспозицией необходима дополнительная подсветка электролампами. Черенки в горшках 2 и 4 на расстоянии 3-4 м от окна. Первые три дня все черенки поливают обильно, а затем-черенки в горшках 1 и з поливают умеренно, по мере высыхания кома почвы.
2. Ведите наблюдение за ростом и развитием растений. Результаты
наблюдений каждую неделю заносите в таблицу
Таблица Влияние различных абиотических факторов на рост и развитие черенков колеуса
Наблюдаемые результаты | Варианты опыта | Примечание | |||
Высота растения | |||||
Число листьев | |||||
Размер листьев | |||||
Окраска листьев |
3. Через шесть недель наблюдений сделайте вывод.
1. Объясните распределение характерной растительности в зависимости от влажности и температуры по следующей схеме?
Природные зоны | Температура повышение / понижение | Годовое количество осадков увеличение / уменьшение |
Тундра | ||
Пустыня (холодный климат) | ||
Хвойный лес | ||
Пустыня (умеренный климат) | ||
Степь | ||
Лесостепь | ||
Листопадный лес | ||
Пустыня (жаркий климат | ||
Тропический лес |
1. Назовите другие абиотические факторы, благодаря которым различаются условия среды (микроклиматические).
2. Приведите примеры влияния рельефа, ветра, почв на распределение температуры и влажности.
3. В чем проявляется влияние кислотности (рН), солености, насыщенности почвы или водоема кислородом на состояние экосистем?
4. Что делают для восстановления нарушенных человеком экосистем?
В роли лимитирующих факторов могут выступать как биотические факторы, так и абиотические, взаимодействующие с биотическими:
Ї повышение влажности ускоряет рост деревьев, которые, затеняя травы, приводят к их гибели;
Ї распространение растений зависит от насекомых, грибов-паразитов, которые питаются растениями;
Ї вторжение новых видов (интродукция) ожесточает конкуренцию за пищу с основными видами (аборигенами);
Ї массовое размножение вредителей растений приводит к их вымиранию.
2. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.
(Ответ: абиотические факторы – влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды; биотические факторы – паразитизм, конкуренция, хищничество; антропогенные факторы – вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого газа заводом.)
3. Благодаря созданию для себя микроклимата люди могут жить и работать в разных температурных условиях, вплоть до антарктической зимы или космической стужи. Значит ли это, что температура не является фактором, ограничивающим деятельность человечества ?
Литература
- Практикум по экологии и охране окружающей среды [Текст] : учеб. пособие / Под ред. В.И. Федотова. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 1997. - 304 с.
- Биримжанова, З.С. Сборник задач и упражнений экологического содержания. учеб. изд. / под ред. И.Э. Сулейменова. - Алматы : "Казак университетi", 2004. - 106 с. - 480.00 тг.
- Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие –Ростов н / Дону: Феникс,2002 г.