ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Цель курса: дать студентам целостное представление о взаимосвязи веществ на всех этапах эволюции экосистемы, биосферы, о влиянии антропогенных факторов на здоровье населения, а также предусматривает знакомство с простейшими методами мониторинга за загрязнением окружающей среды, оценки конкретных территорий (объектов) и основами безопасности.

Задачи курса:

В результате изучения материалов курса студенты должны знать:

· основы теории классической и современной экологии;

· ее понятийно-терминологический аппарат;

· цели, задачи и методы экологического изучения (описания характеристики) конкретной территории (объекта);

· глобальные и региональные экологические проблемы;

· причинно-следственные связи возникновения экологически обусловленных болезней с техногенными их предпосылками;

· критерии оценки экологических ситуаций и состояния конкретных территорий (объектов);

уметь:

· выполнять экологическую оценку территории района своей учебы (местожительства, прохождения военной подготовки);

· составлять экологическую карту;

· составлять экологический паспорт (характеристику) района (территории, полигона);

быть ознакомленными:

· с основными этапами развития экологии в зарубежных странах и в Казахстане;

· с ролью и взаимодействием служб, ведомств и общественной организации в решении экологических проблем.

 

1.2. ТРЕБОВАНИЯ ПО КУРСУ

Студент должен освоить нормы особенной части УК РК в полном объеме. Для обеспечения эффективности учебного процесса, обучающийся обязан соблюдать следующие правила:

· не опаздывать на занятия;

· в случае пропуска занятий по болезни предоставить справку;

· лекции подлежат конспектированию;

· указание на статьи УК РК на лекционных и семинарских занятиях не исключает необходимости изучения в сравнении соответствующих статей УК других стран СНГ;

· практические задачи решаются в письменном виде в отдельной тетради, ответы на вопросы должны быть аргументированы со ссылками на нормативные источники;

· пропущенные занятия отрабатываются преподавателю, ведущему данную дисциплину, в часы проведения консультаций;

· если пропущена лекция – показать для проверки лектору конспект пропущенной лекции:

· все задания сдавать своевременно, что определяет итоговую оценку студента.

 

1.3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение

Определение экологии как науки. Задачи и методы экологии. Краткая история формирования и развития экологических знаний.Элементы экологии с древнейших времен до конца 18 в. Работы А. Гумбольдта, Ч. Дарвина, К.Ф.Рулье, Н.А. Северцова и др. Определение экологии Э.Геккелем. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология. Взаимосвязь экологии с другими фундаментальными дичциплинами для развития природопользования и глобаьного будущего человечесвта. Роль экологии в решении практических задач. Экологические проблемы, место и роль в современных экономических и политических тенденциях. Основные направления экологических исследований за рубежоми и в Казахстане.Вклад ученых Казахтана в развитие науки экологии.Тенденции в разработке и реализации новых подходов и технологий в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

Организм и среда

Краткая история вопроса происхождения жизни на Земле. Современная теория биопоэза Дж. Бернала, ее основные положения. Основные условия возможного происхождения жизни из неживой материи. Этапы химической и биологической эволюции Земли.

Уровни организации живых организмов. Разнообразие растительного и животного мира. Факторы, влияющие на биологическое разнообразие. Основные наземные экосистемы: тропические лес, пустыни, полупустыни, степи, тайга, тундра. Основные водные экосистемы: морские и пресноводные. Теория дрейфа континентов и тектоники плит.

 

Экология особи - аутэкология.

Организмы и условия его обитания. Экологические факторы и их классификация. Абиотические и биотические факторы. Антропогенные факторы – особая группа экологических факторов. Лимитирующие факторы. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов: освещенности, температуры, влажности, солености и др. Сигнальное значение абиотических факторов. Индикационное значение организмов.

 

Экология популяций – демэкология

Понятие о популяции. Статическое характеристики популяции6 численности ( плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое. Динамические характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность. Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал. Регуляция численности популяции. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции. Внутривидовая регуляция численности (конкуренция). Экологическая ниша, потенциальная и реализованная ниша.

 

Экология сообществ-синэкология.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Энергетический баланс биосферы. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Первое и второе начало термодинамики. Круговорот углерода, азота, кислорода и других химических элементов, круговорот воды. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. Потери энергии при переходе с одного трофического уровня на другой, правило 10%. Экологические пирамиды ( численности, биомассы,энергии) Продуктивность биоценозов ( первичная и вторичная). Типы взаимоотношения между организмами: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм, аменсализм.

Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе.

Целостность и устойчивость экосистем. Экологическая сукцессия, первичная и вторичная сукцессии при антропогенных воздействиях.