Позиция в конкуренции

 

Рис. 4. Позиционирование СХП на матрице Мак-Кинси

 

Пример. На рис. 4 изображено СХП, имеющее следующие характеристики: суммарная взвешенная оценка привлекательности рынка – 5,5 балла, суммарная взвешенная оценка позиции в конкуренции – 2,5 балла, емкость рынка – 10 000 тыс. ед., доля на рынке – 25%.

Матрица Мак-Кинси дополняет матрицу БКГ, позволяя оценить положение каждого СХП в портфеле организации с точки зрения привлекательности рынка и занимаемой на нем позиции и предлагая возможные стратегические решения в сфере инвестиций.

Все СХП в соответствии с их положением в матрице Мак-Кинси можно объединить в три группы по принципу приоритетности инвестиций: СХП, имеющие высокий, средний и низкий приоритет инвестиций (см. рис. 3). Рекомендуемые стратегии:

для СХП с высоким приоритетом инвестиций – стратегия роста / инвестирования;

для СХП с низким приоритетом инвестиций – стратегии «сбора урожая» или сокращения, то есть продолжение деятельности без инвестиций или дезинвестирование; в особых случаях, когда существует хорошая возможность восстановления позиций СХП, могут быть использованы разновидности стратегии разворота;

для СХП со средним приоритетом инвестиций стратегические решения принимаются в зависимости от характера ситуации (селективное инвестирование). Выбор осуществляется из широкого спектра возможных стратегий: рост / инвестирование, сохранение и защита достигнутых позиций / реинвестирование, сокращение и ликвидация / дезинвестирование.

При разработке рекомендуемых вариантов стратегий для отдельных СХП студенты должны исходить не только из оценки положения СХП в построенных матрицах, но и из соотношения различных СХП в портфеле организации. Для оценки стратегической привлекательности портфеля организации необходимо проанализировать:

· достаточно ли в портфеле СХП, действующих на очень привлекательных рынках;

· не много ли СХП, имеющих слабую конкурентную позицию;

· соблюдается ли требуемая пропорция между СХП, находящимся на стадиях зарождения и роста, и СХП – на стадиях зрелости и спада;

· достигается ли требуемый баланс между СХП, генерирующими денежную наличность, и СХП, потребляющими денежную наличность, и др.

Для выполнения задания предусмотрены 5 вариантов.

Вариант 1

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ден. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ден. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
113,2
101,8
97,5
108,6
109,8
105,2
108,2
105,0
100,7
98,6

 

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
1. Размер и темп роста рынка 0,3
2. Качество рынка 0,2
3. Конкурентная ситуация 0,3
4. Влияние внешней среды 0,2

 


Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
 
1. Относительная позиция на рынке 0,35
2. Относительный потенциал производства 0,3
3. Относительный потенциал НИОКР 0,2
4. Относительный потенциал персонала 0,15

Вариант 2

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

 

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
112,5
111,6
106,8
97,3
109,6
110,4
98,7
102,2
113,6
95,8

 

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П  
1. Размер и темп роста рынка 0,25
2. Качество рынка 0,2
3. Конкурентная ситуация 0,4
4. Влияние внешней среды 0,15
                         

 


Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
 
1. Относительная позиция на рынке 0,4
2. Относительный потенциал производства 0,3
3. Относительный потенциал НИОКР 0,2
4. Относительный потенциал персонала 0,1
                         

Вариант 3

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

 

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
97,4
99,1
112,3
103,5
103,0
113,2
99,6
108,3
97,1
107,4

 

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
 
1. Размер и темп роста рынка   0,4                    
2. Качество рынка 0,2
3. Конкурентная ситуация   0,3                    
4. Влияние внешней среды   0,1                    

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
 
1. Относительная позиция на рынке 0,35
2. Относительный потенциал производства 0,2
3. Относительный потенциал НИОКР 0,3  
4. Относительный потенциал персонала 0,15

Вариант 4

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
97,0
97,6
111,8
101,3
98,5
105,8
96,7
102,8
100,0
105,2

 

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
 
1. Размер и темп роста рынка 0,2
2. Качество рынка 0,2
3. Конкурентная ситуация 0,35
4. Влияние внешней среды 0,25

Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции   Вес Н о м е р а С Х П
1. Относительная позиция на рынке 0,2
2. Относительный потенциал производства 0,3
3. Относительный потенциал НИОКР 0,4
4. Относительный потенциал персонала 0,1

 

Вариант 5

Таблица 1

Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынков

Номер СХП Объем продаж организации, тыс. ед. Объем продаж ведущего конкурента, тыс. ед. Емкость (размер) рынка, тыс. ед. Темп роста рынка, %
113,5
96,1
108,2
107,3
113,7
101,8
111,1
104,5
99,2
103,7

 

Таблица 2

Экспертные оценки привлекательности рынков

Характеристики привлекательности Вес Н о м е р а С Х П
1. Размер и темп роста рынка 0,2
2. Качество рынка 0,1
3. Конкурентная ситуация 0,4
4. Влияние внешней среды 0,3

 


Таблица 3

Экспертные оценки конкурентных позиций СХП

Характеристики позиции в конкуренции Вес Н о м е р а С Х П
1. Относительная позиция на рынке 0,2
2. Относительный потенциал производства 0,25
3. Относительный потенциал НИОКР 0,35
4. Относительный потенциал персонала 0,2

 

Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы