Информационные системы.
Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых - основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие - постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.
Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (АИС).
Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Информационная система управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.
Информационные системы управления позволяют:
•повышать степень обоснованности принимаемых решений, качество и учет информации в рамках оперативного сбора, передачи и обработки информации;
•обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
•добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
•согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
•за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т.д.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
•уровень в системе государственного управления;
•область функционирования экономического объекта;
•виды процессов управления;
•степень автоматизации информационных процессов.
В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления автоматизированные информационные системы делятся на:
- федеральные,
- территориальные (региональные) и
- муниципальные ИС,
которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении.
ИС федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.
Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.
Классификация по области функционирования экономического объекта ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся:
- автоматизированные информационные системы промышленности и
- сельского хозяйства,
- транспорта,
- связи,
- банковские ИС и др.
По видам процессов управления ИС делятся на:
- ИC управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т.д.). ИC управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
- Наибольшее распространениеполучили ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто различные информационные системы понимаются именно в этом толковании. К этому классу ИС относятся:
- информационные системы управления как промышленными фирмами, так и
- непромышленными экономическими объектами - предприятиями сферы обслуживания.
Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
- Интегрированные ИC предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции, анализа эксплуатации изделия.
- Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т. д.
- ИC научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
- Обучающие ИС используются для подготовки специалистовв системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на:
- Ручные информационные системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам.
- Автоматизированные информационные системы -человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа.
- Автоматические информационные системы характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции.
Программные средства информационных систем включают:
· базовое программное обеспечение;
· инструментальные средства;
· прикладные средства.
К базовому программному обеспечению относятся локальные и сетевые операционные системы (Windows, Unix, Solaris, OS/2, Linux и др.), а также сервисные средства для расширения возможностей операционных систем, обеспечения работоспособности компьютеров и выполнения процедур обслуживания АИС (операционные оболочки, антивирусные программы, архиваторы файлов, утилиты для тестирования компьютеров и сетей и т.п.).
Инструментальные средства предназначены для изготовления новых программ. Это алгоритмические языки, интерпретаторы и компиляторы к ним.
Прикладные программные средства включают:
· ПС общего назначения (офисные, коммуникаций, мультимедиа, издательские системы, переводчики и пр.).
· Методо-ориентированные ПС (статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление проектами, экспертные системы, искусственный интеллект и др.).
· Проблемно-ориентированные ПС (локальные, комплексные, интегрированные, корпоративные и др.).