Тема 5. Анализ внешней среды организации

Понятие внешней и внутренней среды организации и их структура.

Организационная среда предприятия: подсистема дальнего окружения (макросреда), подсистема ближнего (непосредственного) окружения (мезосреда). Методика анализа внешней среды. Факторы внешней среды: политические и правовые; экономические, социальные и культурные; технологические. Разработка перечня внешних опасностей и возможностей.

Методы анализа внешней среды: статистический анализ, методы экспертизы, многокомпонентный анализ. Области применения методов при различных внешних условиях. Методы анализа в условиях нестабильности внешней среды.

Характеристика отрасли и выявление доминирующих сил. Структурный анализ конкурентного окружения (модель пяти сил М. Портера). Анализ затрат конкурентов. Определение конкурентного положения организации.

Возможности и угрозы со стороны внешней среды организации и значение их исследования для выработки стратегии.

Тема 6. Анализ внутренней среды организации

Сущность процесса анализа внутренних проблем организации. Стратегическая значимость ключевых элементов организации: цели, задачи; структура системы управления организации; финансы; сбыт; производственная (операционная) деятельность; исследования и разработки; трудовые ресурсы; процессы, процедуры. Функциональные зоны обследования: маркетинг, финансы, производство, кадры, организационная культура.

Сильные и слабые стороны организации и значение их исследования для выработки стратегии в конкурентной борьбе. Методы управленческого обследования сильных и слабых сторон организации. Определение доли внешних и внутренних составляющих (факторов) в общем результате деятельности организации. Выявление конкурентных преимуществ организации.

SWOT-анализ деятельности организации.

 

Раздел III. Анализ стратегических альтернатив
и выбор стратегии

Тема 7. Стратегическая сегментация внешнего окружения

Задачи стратегической сегментации внешнего окружения организации и ее сущность. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) и стратегическое хозяйственное подразделение (СХП). Порядок выделения СЗХ и параметры ее оценки. Формирование набора СХП организации. Модели формирования оптимального набора СХП.