Психологические факторы, влияющие на успешность обучения: Мотивация учения; Принятие информации; Понимание (осмысление); Заучивание.

Мотивация учения.

Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого – его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.

Психологическую формулу успешного обучения можно охарактеризовать так: М+4П+С, где М – мотивация, 1П – прием (либо поиск) информации, 2П – понять информацию, 3П – помнить, 4П – применять информацию, С – систематичность занятий.

Мотивация – побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович).

В структуре мотивации можно выделить 4 компонента:

· удовольствие от самой деятельности;

· значимость для личности непосредственного результата деятельности;

· мотивирующая сила вознаграждения за деятельность;

· принуждающее давление на личность.

Мотивы могут быть внешними и внутренними. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, выгоды, карьеры, удовлетворения честолюбия). Сама цель – учение – при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер. К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают обучающегося к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный (в период взрослости) уровень, потребность в активной и новой информации.

Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа:

· ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности;

· устойчивый интерес к содержанию учебной дисциплины или деятельности;

· включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.

Чаще всего познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации. Она во многом обусловлена типом взаимодействия и общения преподавателя и учащихся, психологическим климатом в классе, педагогическим мастерством учителя.