Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности). Оно может трактоваться с разных позиций. Во-первых, это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через присвоение «социо-культурного, общественно - исторического опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (умений, навыков), нравственных норм, этических правил».

Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни человека стихийно или в специальных условиях образовательных систем.

Во-вторых, это интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

В-третьих, усвоение - это результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве центральной части (по С.Л. Рубинштейну), как основная цель и результат деятельности (по В.В.Давыдову).

В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их на практике при решении практических и теоретических задач.

Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии (этапы) процесса усвоения: «первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике».

И.А. Зимняя выделяетосновные характеристики усвоения.

1.Усвоение характеризуется прочностью. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и применяется на практике.

2. Следующая характеристика - управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Важно, чтобы контроль над процессом усвоения был систематическим, своевременным и специфичным для каждого учебного предмета. Усвоение знаний способствует изменениям, происходящим в ученике: формированию способностей, личности в целом, его характера и мировоззрения.

3. Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что, пройдя ряд последовательных этапов, знания обобщаются. В процессе обучения обобщение идет по трем линиям: обобщение принципа, программы и способа действия. Обобщение принципа - понимание основного правила, закономерности, стратегии действия. Обобщение способа - понимание пути осуществления действия. Программа есть последовательность действий. В учебной деятельности должны отрабатываться все три вида обобщений.

4.Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) воспроизведения знаний, их полнотой и системностью.

Навык занимает одно из центральных мест в процессе усвоения. К определению навыка подходят по - разному: как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных упражнений до совершенства выполнения действия. Навыки, по А.В.Петровскому, могут бать нескольких видов: сенсорные - различение формы букв, фонем, определение расстояния, времени на глаз; двигательные - езда на велосипеде, печатание не глядя на клавиатуру и др.; интеллектуальные - навык счета, решения задач

Л.Б. Ительсон представляет следующие этапы развития навыка: Ознакомительный (осмысливание действий и их представление); Подготовительный, аналитический (сознательное, но неумелое выполнение); Стандартизирующий, синтетический (автоматизация элементов действия); Варьирующий, ситуативный (Пластическая приспособляемость к ситуации). Существенно, что этапы развития навыка, по Ительсону, суть проекция общей схемы усвоения. Это иллюстрирует общность процесса усвоения знаний и выработки действий.

Умения, навыки формируются в процессе упражнений, тренировки. Следует соблюдать следующиеусловия формирования навыков: Знание учеником цели, конечного результата. Осмысление, понимание основного плана выполнения действия; Показ выполнения; Детальный инструктаж; Своевременная корректировка действий учителем во избежании возможных ошибок, контроль над точностью выполнения. Фиксирование внимания на достижениях и на устранении допущенных ошибок; Систематичность упражнений; Соблюдение принципа: от простого к сложному; Повторяемость до автоматизма; Правильное распределение упражнений во времени; Самоконтроль, внутренняя регуляция.

Для усвоения внутренней регуляции, самоконтроля сенсорных и интеллектуальных действий важен перевод соответствующей информации в собственную речь учащихся путем проговаривания задания, приемов и планов его исполнения, устного самоинструктажа в ходе выполнения словесного анализа ошибок, их причин, способов исправления громкого самоотчета о выполняемых действиях и т.д. При этом могут быть использованы символические языки: схемы, карты ориентиров, алгоритмы действий, схемы рассуждений.

Критерии сформированности навыка: Правильность и качественность выполнения (отсутствие ошибок); Скорость выполнения отдельных операций или их
последовательности (быстрота); Снятие мышечного напряжения и быстрой утомляемости; Отсутствие контроля сознания; Выпадение промежуточных операций.

Все рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность обучающегося есть сложный объект управления, центральным звеном которого является усвоение. Усвоение как неоднородный процесс. Включает в свою очередь взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые проявляются в формировании и развитии навыков.