Вопрос 5: Правотворческая деятельность. Акты главы государства и Правительства

Существует правило, что Парламент издает парламентские акты, а правительство – подзаконные акты. На западе правительство является наиболее активным субъектом законодательной инициативы. В Европе Правительство издает крупные акты, декреты, указы и ордонансы, содержащие нормы права. Также правительство может издавать подзаконные акты, не содержащие норм права, направленные на регламентацию работы самого правительства.

Получила практика делегированного законодательства, что означает, что парламент принимает решение, в соответствии с которым парламент передает ряд своих законодательных полномочий правительству. Правительство получает возможность издавать акты, обладающие высокой юридической силой. Такая практика распространена в Англии, Франции, Италии и Португалии. В РФ такая практика отсутствует, однако она была в начале 90-х годов и себя не оправдала.

Вопрос 6: Организация государственной власти в субъектах федерации

Существует два уровня власти регионально-субъектный и национальный. Два уровня власти связаны с проблемой децентрализации управленческой функции и с тем, что необходимо разграничивать полномочия. Обычно используется практика, которая нашла и распространения в РФ, которая учитывала сферы полномочий центра и субъектов и сферы совместных полномочий. Существует бикамеральный парламент, первая палата которого выражает интересы всего народа в целом, а вторая – регионов.

Исполнительная власть более многочисленна и имеет разветвленную структуру. Федеральные органы имеют территориальные отделения, органы в субъектах.

В федеративном государстве федеральные органы решают общие вопросы организации власти в федерации.

Вопрос 7: Исполнительная власть и смешанная форма правления

Впервые утвердилась во Франции после принятия конституции 1958 года. Смешанная форма утвердилась в таких государствах как Литва, Румыния. В данных странах сочетаются лучшие черты президентских и парламентских республик. Черты президентской: Президент избирается на прямых выборах без участия парламента; президент формирует правительство на внепарламентской основе.

Смешанная форма правления проявляется в присутствии некоторых черт парламентской республики: президент не является главой правительства. Правительство ответственно перед парламентом или его палатой. Во Франции есть ответственность правительства и перед президентом и некоторая ответственность перед парламентом.