Этнотерриториальные типы культуры: этническая, национальная, мировая культуры

Этническая культура. «Этнос» в переводе с греческого означает «племя», «народ». В науке это понятие стали использовать в XIX веке, когда появилась этнография, изучавшая народы, до сих пор живущие в общине и не знающие письменности. Согласно общей теории этничности, этнос - наиболее "естественный" способ групповой организации населения, первичная форма воспроизводства человеческой общности на основе общей "почвы и крови". Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (или, можно сказать, биосоциальное).

Этнос — это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание — сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Культура включает сложную систему ритуалов и мифов, в которых люди, отождествляя себя с животными и природными силами, рассказывают об истоках собственного рода. Миф является формой коллективного самосознания. И в развитой мифологии люди начинают осознавать не только своё отличие от других, но и своё родовое единство в лице общего предка. Этническая культура включает национальную одежду и местный разговорный язык, именуемый «диалектом», фольклор, т.е. народное искусство, к которому относятся народные танцы и песни, эпические сказания и мифы. В этнических общностях тес­ная связь хозяйственных отношений с обрядово-религиозными при­водит к синкретизму культуры, в которой еще нет устойчивого де­ления на субъективные и объективные факторы, на "я-мы".

Этническая культура создается стихийно, и её «автором» (субъектом) является весь народ. Человек приобщается к ней в непосредственном процессе жизни, потому не прилагая ни специальных усилий, ни развитой индивидуальности. Народ формирует в своей повседневной жизни менталитет - образ мышления и чувствования, мировос­приятия, духовной настроенности, который воплощает в себе нацио­нальное своеобразие данного народа, его культуры.

Без ощущения этнической идентичности инди­вид может испытывать чувство незащищенности и утраты иден­тичности. Именно в силу своей близости к природно-биологическим истокам этническое начало, проникшее в самосоз­нание и ставшее источником самоорганизации народа, обеспечива­ет его выживание в трудных природных и исторических условиях, и столкновениях с соседями и завоевателями. Этническая культура формируется во многом как защитный механизм, гарантирующий жизнеобеспечение внутри "своего" народа.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам, — государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т. д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве.

Национальная культура. Нация - более поздняя и высокая фор­ма регуляции социокультурных отношений, свойственная высокоурбанизированным индустриальным обществам с развитым разделением труда. Устой­чиво мнение о том, что именно этническое начало служит для на­ции формообразующим фактором. Между тем почти каждая нация фактически формируется из представителей разных этнических групп как преодоление, ограничение или трансформации собствен­но этнических характеристик. Нередко большая часть этноса может находиться за пределами своего государства. Конечно, в культурном облике нации, как правило, присутству­ет преобладание наиболее крупной — или же наиболее влиятель­ной — этнической части.

На этническую культуру повлияло возникновение городов и государств. Урбанизация неизбежно означает отступление на задний план, падение роли природных и генетических факторов. Регуляция жиз­недеятельности общества и взаимодействие различных групп и ком­понентов, функционирование единой коммуникативной системы обеспечиваются властью, прежде всего в форме государства, и культурой - в форме единого языка, идеологического сознания и литературы. Социальная стратификация культуры — это становление культуры новых городских сословий. Культура приобретает еще два измерения: политическое и религиозное. В культуре ранних городских цивилизаций (с III-II тысячелетия до н. э. по середину II тысячелетия н. э.) доминирующим признаком консолидации пока еще остается принцип территориально-соседской солидарности. Этот тип культуры трансформируется с появлением буржуазных наций в национальный тип культуры.

Государственная власть и письменность стали первыми предпосылками будущего национального объединения людей. А над этнической культурой, благодаря письменности, стала надстраиваться культура иного порядка, примером которой являются египетская наука, древнееврейская религия, античная философия и искусство.

Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых населяющими ее этносами. Поэтому иногда говорят, что, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную в рамках государства, а с другой — национальная накладывает свои отпечатки на этнические культуры. Если последние несут отголоски культуры мифа, то национальные — культуры Логоса, государства, политики, экономики.

Различия между социальными группами внутри од­ной нации не распространяются на культурное достояние всей нации. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля — системы известных всем ее представителям знаковых средств (языка, традиционных форм поведения, символики — бы­товой, художественной, политической и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. С другой стороны, вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей на­циональной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру.

Немалое значение для формирования национальной культуры имеет проникновение народной культуры в аристократическую, го­родской в сельскую, оседлой в кочевую, столичной в провинциаль­ную, и наоборот.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Обычно национальное самосознание обусловле­но этническим. Но нередко — особенно в нашу эпоху — этниче­ское и национальное самосознание не совпадают: в современных нациях. Есть мно­жество людей разного этнического происхождения — «русские аме­риканцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи», «сибирские украин­цы» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, они невозможны друг без друга. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой нацио­нальной культуры. Она источник народного языка (который становится в нацио­нальной культуре литературным языком). Из нее писатели заим­ствуют сюжеты и образы, композиторы — мелодии и ритмы, архи­текторы — стили и приемы оформления построек. От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры. Если мы это учтем, становится понятным, почему типическими чертами немца оказываются аккурат­ность, бережливость, стремление всегда и везде соблюдать определен­ный порядок, следовать строго очерченным предписаниям. Типичный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, в том числе и к собственной персоне; считающий, что нет ничего в ми­ре прекрасней французской национальной культуры и кухни. Типичный англичанин глубоко привержен традициям, как правило, консервативен во взглядах, оценках, привязанностях; чаще всего невозмутимый и спо­койный, уравновешенный и хладнокровный.

Но национальная культура не сводится к этни­ческой. Однако взаимоотношения между ними весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервиру­ет архаичные, во многом уже не отвечающие современным услови­ям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества. Национальный тип культуры является актуальным, т.е. ориентированным на решение текущих социальных задач, и прогностическим, т.е. направленным на достижение будущего.

Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксе­нофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому. Наци­ональная, напротив, по мере своего развития все больше открывает­ся для контактов с другими культурами и становится богаче, впи­тывая в себя их достижения.

Лучшие достижения национальной культуры — это про­дукт творчества наиболее талантливых представителей нации, про­свещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотека­ми, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой — оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тайлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафри-канским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.